Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
18 октября 2016г.

Сегодня АПК признано государством ключевой точкой роста национальной экономики. В то же время устойчивое развитие АПК во многом зависит от уровня эффективности работы субъектов малых форм хозяйствования. В этой связи поддержка малых аграрных форм хозяйствования должна оставаться приоритетным направлением работы органов управления сельским хозяйством. Государство является основным инвестором развития АПК и МАФХ [4, 9, 13 ].

Несмотря на рост поддержки, расходы государства на функционирование малых аграрных форм хозяйствования в этом секторе сохраняются малопроизводительные технологии, низкие уровни переделов продукции и доходы работников, слабая ресурсообеспеченность, трудности кредитования, основной проблемой остается сбыт продукции. Сегодня в малом производстве главное не произвести – труднее всего реализовать произведенную продукцию. Все это говорит о достаточно низкой эффективности экономического механизма, государственных и рыночных инструментов развития и регулирования малых аграрных форм хозяйствования; они довольно слабо реализуют потенциал МАФХ [1, 3, 12].

В сложившихся условиях существует высокая потребность в уточнении отдельных теоретико-методологических положений, аспектов идентификации субъектов малых аграрных форм хозяйствования, в совершенствовании и повышении эффективности экономического механизма регулирования развития малых аграрных форм хозяйствования, в качестве основного инструмента обеспечения    инвестиционного развития МАФХ, процесса импортозамещения и экспортоориентирования. Проведенные результаты нашего исследования позволяют сформулировать следующие выводы и практические рекомендации.

Малые формы хозяйствования играют значительную роль в импортозамещении продовольствия, которое представляет собой экономическую политику государства в агропромышленных отраслях, направленную на поддержку и защиту отечественного производителя посредством замещения импортируемого сельскохозяйственного сырья и готовых продовольственных товаров национальной продукцией. Субъекты МАФХ Краснодарского края вносят значительный вклад в повышение эффективности региональной экономики, за 15-летний период рост объемов отраслевого производства сельскохозяйственной продукции составил более 40%, за 9 месяцев 2015 года производство зерна увеличилось на 8,5%, мяса – на 5%, молока – на 2%, яиц – на 9%. Сегодня на долю малых аграрных форм хозяйствования приходится 29% регионального производства зерна и мяса, 36% молока, 47% яиц, 10% сахарной свеклы, 30% подсолнечника, 95% картофеля, 70% овощей, 29% винограда, что вносит существенный вклад в процесс импортозамещения [6, 11].

В настоящее время малые аграрные формы хозяйствования оказывают большое положительное влияние на факторы устойчивости хозяйствования, динамику развития сельской экономики, повышают конкурентоспособность отрасли за счет увеличения сегмента продаж, совершенствования рыночной сбытовой инфраструктуры. Сегодня субъекты МАФХ выступают приоритетным вектором развития региональной аграрной политики, однако, при доле регионального аграрного производственного сегмента в 35%, малые аграрные формы хозяйствования получают лишь 10,3% суммы всех источников государственной бюджетной поддержки [5, 7].

Предпринимаемые в последний период меры по стимулированию субъектов малых аграрных форм хозяйствования направлены на увеличение размеров землепользования, отмену нормативов числа животных, улучшение условий кредитования, облегчение стартовых условий хозяйствования, объединение усилий по организации каналов сбыта продукции, что стало возможным, во многом благодаря целевым федеральным и региональным программам развития малых аграрных форм хозяйствования. Однако ситуация с кредитованием субъектов МАФХ улучшается слишком медленно из-за отсутствия достаточной залоговой базы пользоваться кредитами, в том числе по программам развития может использоваться лишь незначительная часть малых сельхозпроизводителей. Сохраняются бюрократические, ведомственные барьеры со стороны   контролирующих   органов.   Имеет   место   торговая   дискриминация   на территориальных рынках, возникают большие трудности из-за новых требований обустройства рынков, плохо работают дотационные каналы сбыта произведенной продукции и другое [2].

Ресурсная, материально-техническая база сохраняется слабой, основные средства производства ветшают, многие субъекты малого хозяйствования по причине низкой платежеспособности не могут позволить себе покупку отечественной и зарубежной техники, оборудования; приобретение средств механизации по лизингу весьма ограничены, отмечаются существенные слабости в логистике хозяйствования и другие трудности развития малых аграрных форм хозяйствования. Субъекты малого хозяйствования не имеют рыночной власти на рынках совершенной конкуренции по ресурсам и сбыту продукции [8, 10].

Наши исследования выявили, что наиболее характерными особенностями малых аграрных форм хозяйствования являются высокая автономность, самостоятельность, самозащита от факторов внешней среды. С повышением числа участников малого хозяйствования, созданием новых рабочих мест снижается местная социальная напряженность. Субъекты МАФХ работают в сегменте совершенной конкуренции в условиях отсутствия рыночной власти с ограниченным доступом к мелкооптовым и розничным рынкам.

Малые субъекты сохраняют территории малонаселенных приграничных районов. Характеризуются большим многообразием организационных и правовых форм, малыми показателями размеров хозяйствования по числу работников, по активам, объемам производства и реализации, доходам, относительно низкими расходами на труд, создание новых рабочих мест. Имеют низкие постоянные издержки, самостоятельно преодолевают трудности начала, имеют ограниченный доступ к финансовым и другим ресурсам.

Неразвитость производственной инфраструктуры МАФХ препятствует повышению технологического уровня. Все они работают при высокой вероятности необоснованного внешнего вмешательства, что снижает эффективность производства, рыночную конкурентоспособность. Имеют высокую зависимость от местных условий производства, емкости территориальных рынков.

Распространенное отсутствие залога формирует высокую стоимость процесса кредитования, перманентную вероятность банкротства. Низкий уровень кооперирования участников МАФХ существенно ограничивает число каналов реализации продукции, повышает волатильность цен реализации. Малые объемы производства формируют неформальную систему управления, высокую взаимозаменяемость функций исполнения, совмещение статусов собственника и менеджера.

К факторам, формирующим преимущества малых аграрных форм хозяйствования Краснодарского края следует отнести географию региона, имидж самого благодатного края страны, большую емкость территориальных рынков, развитую дорожную, морскую, авиационную инфраструктуру, гибкие масштабы производства, избыток местных трудовых ресурсов, большой биоклиматический потенциал региона, наличие пресноводных и других природных ресурсов, трудовых ресурсов, квалификация, низкая стоимость местных ресурсов, резервы материальной мотивации, регулирующие, протекционистские возможности региональных и местных бюджетов, налоговые преференции, возможности кооперирования, трансформирования в более эффективные формы хозяйствования, использования инновационного потенциала, преимуществ политики импортозамещения.

Слабостями субъектов малых аграрных форм хозяйствования можно считать трудности начала хозяйствования, слабую защищенность от ведомственного произвола контролирующих органов, низкую производительность труда, высокие затраты труда, слабую залоговую базу, проблемную доступность к источникам кредитования, трудности системы сбыта, маркетинга произведенной продукции, ресурсного обеспечения, особенно материально-технического снабжения, низкий уровень банковского, производственного, обслуживающего, информационно-консультационного сервиса, низкий уровень информирования по текущей конъюнктуре рынка, консультационных услуг по вопросам маркетинга, учета, права, нехватка на местах логистических мощностей хранения, переработки, проблемы энергообеспечения, энерговооруженности, повышения квалификации работников, проблемный доступ на местные рынки, нехватка мест реализации, слабое лоббирование экономических интересов участников МАФХ, технологические и бытовые трудности, трудности с подменой рабочей силы, удаленность школ, другие проблемы участников малого хозяйствования.

Внешними драйверами роста эффективности малого аграрного производства можно считать возможности совершенствования политики государственной поддержки процесса кредитования, снижения, субсидирования процентных ставок, инвестиционного и инновационного регулирования, создания рабочих мест, новых мощностей логистики хранения, переработки, транспортировки, новых торговых точек, мест на кооперативных рынках, сервисного обслуживания, участия в процессе инвестиционного обновления производственных фондов, повышения мотивации, уровня инфраструктурного обеспечения сельских поселений и другое.

К внешним факторам, формирующим угрозы субъектам малых аграрных форм хозяйствования следует отнести давление импорта на местные территориальные и региональные рынки, большую волатильность рыночной конъюнктуры, рыночных цен, фактор повышения конкуренции со стороны внешних участников рынка, других стран, проблемы доступа к кредитам, низкий уровень развития материальной, технической и технологической базы субъектов малого аграрного хозяйствования, трудности приобретения семян, животных высокой репродукции, эффективных технических средств, технологического оборудования, средств по защите растений, минеральных и органических удобрений, импортный демпинг низкокачественной зарубежной продукции, высокие процентные ставки, труднодоступные банковские кредиты, снижающие конкурентоспособность, ухудшающие финансовое состояние малого хозяйствования, ведущие к банкротству его участников.

Нами разработаны предложения по корректированию краевой целевой подпрограммы (КЦП) «Развитие малых форм хозяйствования в АПК Краснодарского края» на 2016–2020 гг. с определением сроков реализации и объемов финансирования, по блокам организации конкурентного производства, поддержки семейных животноводческих ферм, системы сельхозкооперации и сбыта товарной продукции с использованием программно-целевого метода, с мерами организационного и финансового сопровождения, которая позволяет реализовать системную государственную поддержку процессу функционирования и развития МАФХ в сельском хозяйстве на региональном уровне. Рекомендуемые корректировки ДРЦП рассчитаны на пятилетний период, ход их выполнения согласуется с плановым формированием и исполнением бюджета Краснодарского края и финансируется за счет его средств.

Реализация программы позволяет повысить рыночную власть малых аграрных форм хозяйствования в сельском хозяйстве, укрепит их материально-техническую базу [7], повысит эффективность работы МАФХ в производстве продукции, создаст новые рабочие места, увеличит занятость трудоспособного населения, доходы сельского населения, налоговые поступления в бюджеты местных, региональных и федеральных уровней от реализации сельскохозяйственной продукции малых формах хозяйствования, улучшит обеспечение регионального рынка собственным продовольствием, поможет решить проблему импортозамещения.

Предложена методика определения емкости рынка по продукции малых аграрных форм хозяйствования с возможностями дифференцированного учета потребителей по доходам, резидентности, потреблению домашних и других животных. Данные особенности можно учитывать инструментами панельных обследований, статистикой бюджетирования домашних хозяйств. Маркетинговые исследования с расчетом возможных   объемов   реализации   продовольственных   товаров   дают   возможность моделировать производство продукции субъектами малых аграрных форм хозяйствования с ориентированием на возможности поглощения ее рынком, более точно прогнозировать объемы, которые найдут покупателя.

Проблему доступности кредитования и совершенствования системы маркетинга малых аграрных форм хозяйствования сегодня во многом способны решить многоуровневые сельскохозяйственные кредитные и сбытовые кооперативы. В настоящее время они являются важным звеном в совершенствовании функционирования малых аграрных форм хозяйствования, системы их кредитования и товародвижения. Практика показывает, что многие малые аграрные производства сами не в состоянии получать доступ к инвестиционному кредитованию, не способны организовать эффективную реализацию своей продукции, самостоятельный сбыт часто значительно снижает их выручку. Как показывает передовая практика, процесс организации кредитования, реализации произведенной продукции следует строить, объединяя усилия, создавая совместные кредитные, снабженческие, перерабатывающие, сбытовые, сервисные и другие кооперативы.

Практическое построение вертикального производственного и сбытового кооперирования малых аграрных форм хозяйствования с участием государства лучше осуществлять пошагово. Сначала государству следует создать остро востребованные участниками МАФХ производственные активы, затем передать эти активы в оперативное управление кооперативам, с последующей их трансформацией в долевую собственность членов кооперации. Государству можно не только строить новые будущие кооперативные объекты, но и практиковать выкуп своими финансовыми возможностями бездействующих, обанкротившихся перерабатывающих, логистических и других необходимых для МАФХ предприятий аграрного сектора с последующей передачей пакетов своих акций потребительским кооперативам малых форм хозяйствования за часть их стоимости, а в ряде случаев и бесплатно. Такой опыт показывает положительные результаты во многих быстро развивающихся странах мира.

На этом пути государству следует принять на себя значительную часть, а возможно, и все инвестиционные расходы по проектированию и строительству перерабатывающей и сбытовой инфраструктуры, взять на себя основную часть расходов по формированию гарантийных залоговых фондов кооперативов по первому и второму, а в перспективе и по третьему уровню. На следующем, втором этапе, по мере роста финансовых возможностей участников кооперирования малых аграрных форм хозяйствования государству следует использовать механизм льготной приватизации новых   активов   в   пользу   кооперативов   МАФХ.   Третий   этап   трансформации государственной собственности призван обеспечивать полный переход активов в долевую собственность участников кооперирования. Региональным субъектам следует учреждать и другие некоммерческие организации поддержки субъектов малого хозяйствования и их кооперативов. В целях реализации стратегии развития малого хозяйствования необходимо обеспечить взаимодействия кооперативов субъектов малых форм хозяйствования со средним и крупным аграрным бизнесом.

 

 

Список литературы

 

 

1.        Гришин    Е.В.    Прогнозирование емкости рынка по продукции малого хозяйствования / Е.В. Гришин, А.В. Толмачев // Политематический сетевой электронныйнаучныйжурналКубГАУ. 2016. №120.  С. 253-264.

2.       Гришин Е.В. Необходимость совершенствования системы регулирования развития малого аграрного хозяйствования / Е.В. Гришин, Р.Н. Лисовская и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2016. №119. С. 174-191.

3.     Иванова И.Г. Проблемы развития аграрного региона / И.Г. Иванова, Р.Н. Лисовская и др. // Вестник Университета. 2015. № 12. С. 22-28.

4.      Лисовская Р.Н. Импортозамещениекакпереходкэкспортномуориентированию АПК / Р.Н. Лисовская, И.А. Папахчян и др. // Политематический сетевой электронныйнаучныйжурналКубГАУ. 2015. №111. С. 615-633.

5.     Лисовская Р.Н. Развитие региональной аграрной экономики и роль малого хозяйствования / Р.Н. Лисовская, А.В. Толмачев и др. //    Политематический сетевойэлектронныйнаучныйжурналКубГАУ. 2015. №111. С. 776-792.

6.     Гришин    Е.В.    Прогнозирование емкости рынка по продукции малого хозяйствования / Е.В. Гришин, А.В. Толмачев // Политематический сетевой электронныйнаучныйжурналКубГАУ. 2016. №120.  С. 253-264.

7.     Гришин Е.В. Необходимость совершенствования системы регулирования развития малого аграрного хозяйствования / Е.В. Гришин, Р.Н. Лисовская и др.// Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2016. №119. С. 174-191. 

8.     Иванова И.Г. Проблемы развития аграрного региона / И.Г. Иванова, Р.Н. Лисовская и др. // Вестник Университета. 2015. № 12. С. 22-28.

9.     Лисовская Р.Н. Импортозамещение как переход к экспортному ориентированию АПК / Р.Н. Лисовская, И.А. Папахчян и др. // Политематический сетевой электронныйнаучныйжурналКубГАУ. 2015. №111. С. 615-633.

10.Лисовская Р.Н. Развитие региональной аграрной экономики и роль малого хозяйствования / Р.Н. Лисовская, А.В. Толмачев и др. //    Политематический сетевойэлектронныйнаучныйжурналКубГАУ. 2015. №111. С. 776-792.