10 января 2016г.
В настоящее время свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.[8]
Создание СЭЗ преследует следующие цели: привлечение иностранной технологии, которая впоследствии распространяется на всю страну через систему субподрядных отношений, обучение рабочей силы, частичную передачу ноу-хау и управленческого опыта; привлечение иностранной валюты; развитие депрессивных районов. [10]
Свободные экономические зоны существуют в более 120 странах мира, стимулируя в этих странах рост экспорта, занятости населения. По оценкам специалистов, к 2020г. на свободные экономические зоны будет приходиться от 20 до 25% мирового товарооборота. Их роль в мировой экономике постоянно растет.
Согласно российскому законодательству, СЭЗ – это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны . [3]
Правовое регулирование российских СЭЗ осуществляется главным образом на основе индивидуальных правовых актов, имеющих различную юридическую силу, от положений о СЭЗ, утвержденных распоряжением Верховного Совета РФ, до федеральных законов, регламентирующих создание и деятельность отдельных зон.
Общие вопросы, касающиеся режима свободных (особых) экономических зон, находят отражение в распоряжениях и постановлениях правительства, указах Президента РФ, международных договорах и других нормативных актах.[4]
В юридической литературе и законодательстве можно встретить два термина – «свободные экономические зоны» и «особые экономические зоны». В действующем Законе об особых экономических зонах понятие «свободные экономические зоны» (СЭЗ) заменено термином «особые экономические зоны» (ОЭЗ), что обусловлено постановкой новых стратегических целей создания и существования экономических зон: концепция нового закона подчинена не столько созданию налоговых оазисов для ведения бизнеса, сколько принципу приоритетного развития. [6]
Данный принцип обусловлен развитием регионов, так как создание особенной экономической зоны повлечет за собой ускорение развития, обеспечит поток инвестиций в регион, создаст новые рабочие места.
В настоящее время в России создано 25 особых экономических зон, 4 из которых специализируются на развитии промышленного производства, 4 – на технологических инновациях, 14 – на развитии туристско- рекреационного бизнеса, 3 – на развитии портово-логистических и транспортных узлов. Первыми появились промышленные зоны в Липецке и Елабуге (Татарстан), которые, по оценкам экспертов, функционируют наиболее успешно.
На территории ОЭЗ действует особый режим ведения предпринимательской деятельности:
- наличие инфраструктуры для развития;
- режим свободной таможенной зоны;
- ряд налоговых преференций,
- система администрирования «одно окно».[1]
Рассмотрение режима свободной таможенной зоны в контексте данной статьи требует особого внимания, так как упомянутый режим существо упрощает процедуру импорта и экспорта товара, снижает риски и временные затраты, издержки при реализации инвестиционных проектов
В соответствии с Федеральным Законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», ввозимые на территорию зоны иностранные товары размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и НДС. Процедура ввоза и вывоза товаров на территорию свободной таможенной зоны представлена на Рисунке 1:
Источник [
http://www.moluch.ru/]
Рис.1. Процедура ввоза/вывоза товара на территорию свободной таможенной зоны
Следует отметить, что изменение механизма таможенно-тарифного регулирования характеризует не только режим свободной таможенной зоны, но и такие формы международной экономической интеграции, как:
1) зона свободной торговли, когда государства отменяют таможенные пошлины и ограничения в торговле между собой;
2) таможенный союз, в рамках которого устанавливаются единые таможенные тарифы
и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
3)
общий рынок, при котором отменяются
не только
тарифные, но
и
нетарифные
барьеры при перемещении товаров, работ, услуг, капиталов, рабочей
силы, финансов;
4) экономический союз, когда государства проводят единую внешнеэкономическую политику;
5)
единое экономическое пространство, предполагающее соответствующую политическую надстройку и тенденции конфедеративного устройства. [9]
Как видно, различия между этими формами заключаются в степени (уровне) интеграции национальных экономик.
Налоговые преференции для инвесторов особых экономических зон предусмотрены как на федеральном, так и региональном уровнях. Их объем зависит от типа особой экономической зоны и законодательства субъекта Российской Федерации, на территории которого создана особая экономическая зона. [1] В Табл.1 представлены налоговые преференции, используемые на территории ОЭЗ.
Таблица 1 Налоговые преференции резидентов и нерезидентов при ввозе и вывозе товаров из территории ОЭЗ
Вывоз товаров на территорию РФ, отчуждение в пользу нерезидентов ОЭЗ
Иностранные товары
|
Российские товары
|
Таможенные режим - выпуск для внутреннего потребления
|
Уплачивается ввозная пошлина, НДС, акциз
|
Уплачивается НДС
|
Ввоз товаров на территорию ОЭЗ
|
Иностранные товары
|
Российские товары
|
Не
уплачивается ввозная таможенная пошлина и
НДС
|
НДС подлежит возврату товаров, вывозная
таможенная пошлина не уплачивается
|
Источник [http://www.moluch.ru/]
В соответствии с подп. 1 п.1 ст.164 НК РФ обложение НДС по ставке 0 % производится при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы подтверждающих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
При помещении резидентами промышленно-производственной или технико-внедренческой ОЭЗ под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров, ввозимых в ОЭЗ с остальной части таможенной территории Российской Федерации суммы ввозных таможенных пошлин и НДС возвращаются таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Возврат ранее уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, ввезенных в портовую ОЭЗ с остальной части таможенной территории Российской Федерации, производится, если такой возврат предусмотрен при завершении действия таможенного режима.
Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ в отношении российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0% и налоговыми органами осуществляется возмещение НДС. [9]
При выпуске для свободного обращения на остальную часть таможенной территории Российской Федерации помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров или при отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами промышленно-производственной или технико- внедренческой ОЭЗ, таможенными органами взимаются таможенные пошлины, НДС и акцизы по ставкам налогов, действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом.
То же правило действует и при вывозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также при их отчуждении в промышленно-производственной или технико-внедренческой ОЭЗ в пользу лиц, не являющихся резидентами этих ОЭЗ.
Однако НДС не подлежат уплате в случае перемещения российских товаров в другую ОЭЗ в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны. При вывозе иностранных и российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ за пределы таможенной территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат
уплате
в
соответствии
с
таможенным режимом экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию ОЭЗ с территории иностранного государства и вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации в неизменном состоянии. [9]
Примером
успешного функционирования
особой
экономической
зоны
–
является ОЭЗ «Алабуга», крупнейшая ОЭЗ промышленно-производственного типа в России, которая была создана на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Площадь ОЭЗ «Алабуга» составляет 2 000 га.
ОЭЗ ППТ «Алабуга»
специализируется на производстве
автомобилей
и
нефтехимии,
строительных материалах, товарах массового потребления, пищевой промышленности.
Региональное законодательство установило
для
ОЭЗ «Алабуга» налоговые
льготы по налогам, зачисляемым в региональный и местные бюджеты. Так с момента возникновения прибыли резиденты уплачивают в региональный бюджет в течение первых 5 лет –
0%,
с шестого года
– 5%
и с 10-го года –
13,5%. Резиденты ОЭЗ «Алабуга» освобождаются на 10 лет от налога на имущество и транспортного налога с момента постановки объекта на баланс; налог на землю обнуляется на 10 лет с момента выкупа земельного участка, который возможен только после завершения строительства и регистрации прав собственности. Следует отметить и низкую стоимость аренды земли, 30 тыс. руб. за 1 га в год. После ввода производства в эксплуатацию резидент получает право выкупа земли под производством всего за 100 тыс.рублей за 1 га. [8]
Анализ структуры налоговых платежей за 2007-2014 гг.. представлен в Табл.2.
Таблица 2 Структура налоговых платежей ОЭЗ «Алабуга»
Показатели
|
За 2007-2014 гг.
|
В т.ч. за 2014 г
|
Млрд. руб.
|
%
|
Млрд. руб.
|
%
|
Налоговые платежи
|
9,70
|
100
|
2,25
|
100
|
В т.ч. в %
|
|
|
|
|
В федеральный бюджет
|
6,96
|
71,80
|
1,47
|
65,30
|
Из них НДС
|
2,49
|
25,60
|
0,85
|
37,80
|
В региональный бюджет
|
0,87
|
8,90
|
0,16
|
7,10
|
В местный
бюджет
|
0,50
|
5,20
|
0,14
|
6,30
|
Во внебюджетные фонды
|
1,37
|
14,10
|
0,48
|
21,30
|
Источник : [8]
Анализ показал, что наибольший удельный вес в налоговых платежах занимают платежи в федеральный бюджет - 71,8%. Они включают НДС и налог на прибыль. [8]
На территории особой экономической зоны «Алабуга» запущена процедура свободной таможенной зоны (СТЗ), что позволяет компаниям использовать иностранные товары на территории ОЭЗ «Алабуга» без уплаты таможенных пошлин и налогов. Процедура СТЗ распространяется на всю территорию «Алабуги», где в настоящее время зарегистрировано 25 компаний-резидентов. Таможенный терминал площадью 60 га, оснащенный высокотехнологичным оборудованием, а также система электронного декларирования позволяют осуществить процедуру таможенной очистки груза за три часа. В результате достигается значительное сокращение издержек. Процедура СТЗ уже позволила резидентам сэкономить более 2,2 млрд. рублей. [5]
Резиденты ОЭЗ имеют право воспользоваться таможенной процедурой свободной таможенной зоны, при которой не уплачивается ввозная пошлина, НДС. Данная льгота преимущественно используется всеми резидентами в отношении импортного технологического оборудования, ввозимого в ОЭЗ.
В соответствии с региональным законодательством резиденты
дополнительно, помещая сырье
и комплектующие при ввозе в ОЭЗ также не уплачивает пошлину на ранее ввезенные иностранные товары при их вывозе с территории ОЭЗ на территорию Таможенного союза. Данной льготой резидент может пользоваться до 2017 года. Таким образом, в некоторых случаях объем таможенных платежей обеспечивается только за счет таможенного сбора, а сумма, начисленная по таможенной
пошлине и/или НДС в случае
применения
таможенной процедуры СТЗ, отражается
в льготах. [8]
Ввоз и вывоз товаров
на/с территорию ОЭЗ «Алабуга»
осуществляется на основании Приказа ФТС
России №566 от 26.03.2012 г. Перечень взимаемых налогов представлен на Табл.3.
Таблица 3 Процедура СТЗ ОЭЗ «Алабуга» при ввозе/вывозе товаров
Иностранные товары
|
СТЗ
|
Ввозные таможенные пошлины
ТП
– не облагается НДС – не облагается Акцизы - не облагается
|
Без СТЗ
|
Таможенные процедура выпуска для внутреннего
потребления:
|
Ввозимые таможенные
пошлины
ТП
- облагается НДС – облагается Акцизы - облагается
|
Товары таможенного союза
|
СТЗ
|
Ввозные таможенные пошлины
ТП
– не облагается НДС – возмещение Акцизы – не облагается
|
Без СТЗ
|
|
Источник: [http://www.alabuga.ru/]
В целом по ОЭЗ «Алабуга» с начала деятельности объем льгот по уплате таможенных платежей составил 7,88 млрд руб. (в том числе 2014 г. 2,52 млрд руб., а сумма таможенных платежей, уплаченных резидентами, ставила 11,28 млрд рублей, в том числе в 2014 г. 2,4 млрд руб.). Превышение суммы платежей над льготами (за весь период) составила 30,1%. Более сложное положение с льготами и выплатой по налогам. За весь период функционирования ОЭЗ резиденты выплатили в бюджеты разных уровней 9,7 млрд руб., а общий объем льгот составил 1,9 млрд руб. (19,6%). Только за 2014 г. объем налоговых платежей резидентов «Алабуга» составил 2,2 млрд руб., а льготы по налогам – 0,6 млрд руб. (27,2%).
Функционирующий льготный режим для ОЭЗ «Алабуга», включающий создаваемую за счет бюджета инфраструктуру в сочетании с
налоговыми преференциями и таможенными льготами, позволяет снизить затраты резидентам-инвесторам при запуске вновь созданного производства, а снижение издержек инвесторов ОЭЗ вследствие налоговых преференций составляет до 30,39%. Однако, как показывает практика, подавляющая часть предприятий-резидентов не использует всей совокупности льготных условий, которые предоставлены федеральным и региональным законодательством свободной экономической зоне. [8]
Подводя итоги проделанной работы, можно сформулировать выводы о перспективах развития ОЭЗ и их налогообложения в Российской Федерации.
ОЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и малого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий. Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы. ОЭЗ – инструмент региональной политики, который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития. В России особые экономические зоны остаются понятием новым, вокруг которого ведутся острые дискуссии. И до сих пор не существует единого мнения, связанного с размерами и типами ОЭЗ, механизмом их деятельности и системой управления. Однако в российской практике уже имеется опыт успешного функционирования особых экономических зон, в частности рассмотренного в данной статье примера –
ОЭЗ «Алабуга», основная цель создания которой заключалась в содействии развитию экономики региона и Российской Федерации путем создания благоприятных условий для российских и международных компаний при реализации инвестиционных проектов в области промышленного производства.
На
наш взгляд особая экономическая зона – это зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки. Создание и успех развития ОЭЗ на территории России
напрямую зависят
от
того, насколько они
будут приближены к этой
схеме. Успешное формирование ОЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат.
Список литературы
1. Баловнева Е. Налогообложение резидентов особых экономических зон – Режим доступа - www.gsl.org/ru.
2.
Камдин А. Н. Особые экономические зоны: проблемы и особенности
функционирования на региональном уровне [Текст] / А. Н. Камдин, И. Г. Ельмеева // Молодой ученый. — 2013. С. 312-317
3. Козловская А.А., Кравченко А. В.Свободные экономические зоны в России и проблемы их функционирования // Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. - Владивосток, 2015г. – Режим доступа - www.eduherald.ru
4. Молдован А.А. Формирование законодательной базы СЭЗ в России // Журнал Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена // Спб, 2007. – Режим доступа - www.library.gpntb.ru Режим доступа - www.economy.law-books.ru
5. Особая экономическая зона
промышленно-производственного типа "Алабуга" /Деловая электронная газета Татарстана. – Режим доступа - www.business-gazeta.ru
6. Рыбаков А., адвокат Московской коллегии адвокатов «ГРАД». Особая экономическая зона и свободная экономическая зона: единства и различия
7. Свободные экономические зоны. - Режим доступа - http://www.grandars.ru
8. Тазутдинов И.Р. Особые экономические зоны в системе обеспечения экономической Безопасности: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук 08.00.05/ Ильдар Рашитович Тазутдинов. – М., 2015. – 152 с.
9. Таможенный режим в особых экономических зонах (ОЭЗ). Таможенный брокер. – Режим доступа - www.brokert.ru
10.
Экономический словарь. Свободная экономическая зона. – Режим доступа - www.uafi.net.