Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

     В настоящее время свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.[8]

   Создание СЭЗ преследует следующие цели: привлечение иностранной технологии, которая впоследствии распространяется на всю страну через систему субподрядных отношений, обучение рабочей силы, частичную передачу ноу-хау и управленческого опыта; привлечение иностранной валюты; развитие депрессивных районов. [10]

   Свободные экономические зоны существуют в более 120 странах мира, стимулируя в этих странах рост экспорта, занятости населения. По оценкам специалистов, к 2020г. на свободные экономические зоны будет приходиться от 20 до 25% мирового товарооборота. Их роль в мировой экономике постоянно растет.

   Согласно российскому законодательству, СЭЗ – это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны . [3]

   Правовое регулирование российских СЭЗ осуществляется главным образом на основе индивидуальных правовых актов, имеющих различную юридическую силу, от положений о СЭЗ, утвержденных распоряжением Верховного Совета РФ, до федеральных законов, регламентирующих создание и деятельность отдельных зон.

   Общие вопросы, касающиеся режима свободных (особых) экономических зон, находят отражение в распоряжениях и постановлениях правительства, указах Президента РФ, международных договорах и других нормативных актах.[4]

   В юридической литературе и законодательстве можно встретить два термина – «свободные экономические зоны» и «особые экономические зоны». В действующем Законе об особых экономических зонах понятие «свободные экономические зоны» (СЭЗ) заменено термином «особые экономические зоны» (ОЭЗ), что обусловлено постановкой новых стратегических целей создания и существования экономических зон: концепция нового закона подчинена не столько созданию налоговых оазисов для ведения бизнеса, сколько принципу приоритетного развития. [6]

   Данный принцип обусловлен развитием регионов, так как создание особенной экономической зоны повлечет за собой ускорение развития, обеспечит поток инвестиций в регион, создаст новые рабочие места.

   В настоящее время в России создано 25 особых экономических зон, 4 из которых специализируются на развитии промышленного производства, 4 – на технологических инновациях, 14 – на развитии туристско- рекреационного бизнеса, 3 – на развитии портово-логистических и транспортных узлов. Первыми появились промышленные зоны в Липецке и Елабуге (Татарстан), которые, по оценкам экспертов, функционируют наиболее успешно.

   На территории ОЭЗ действует особый режим ведения предпринимательской деятельности:

-   наличие инфраструктуры для развития;

-   режим свободной таможенной зоны;

-   ряд налоговых преференций,

-   система администрирования «одно окно».[1]

   Рассмотрение режима свободной таможенной зоны в контексте данной статьи требует особого внимания, так как упомянутый режим существо упрощает процедуру импорта и экспорта товара, снижает риски и временные затраты, издержки при реализации инвестиционных проектов

   В соответствии с Федеральным Законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», ввозимые на территорию зоны иностранные товары размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и НДС. Процедура ввоза и вывоза товаров на территорию свободной таможенной зоны представлена на Рисунке 1:


Источник [http://www.moluch.ru/]

Рис.1. Процедура ввоза/вывоза товара на территорию свободной таможенной зоны

 

    Следует отметить, что изменение механизма таможенно-тарифного регулирования характеризует не только режим свободной таможенной зоны, но и такие формы международной экономической интеграции, как:

1)    зона свободной торговли, когда государства отменяют таможенные пошлины и ограничения в торговле между собой;

2)     таможенный союз, в рамках которого устанавливаются единые таможенные тарифы и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;

3)       общий рынок, при котором отменяются не только тарифные, но и нетарифные барьеры при перемещении товаров, работ, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов;

4)    экономический союз, когда государства проводят единую внешнеэкономическую политику;

5)     единое экономическое пространство, предполагающее соответствующую политическую надстройку и тенденции конфедеративного устройства. [9]

   Как видно, различия между этими формами заключаются в степени (уровне) интеграции национальных экономик.

   Налоговые преференции для инвесторов особых экономических зон предусмотрены как на федеральном, так и региональном уровнях. Их объем зависит от типа особой экономической зоны и законодательства субъекта Российской Федерации, на территории которого создана особая экономическая зона. [1] В Табл.1 представлены налоговые преференции, используемые на территории ОЭЗ.

Таблица 1 Налоговые преференции резидентов и нерезидентов при ввозе и вывозе товаров из территории ОЭЗ

Вывоз товаров на территорию РФ, отчуждение в пользу нерезидентов ОЭЗ

 

Иностранные товары

Российские товары

Таможенные режим - выпуск для внутреннего потребления

Уплачивается ввозная пошлина, НДС, акциз

Уплачивается НДС

Ввоз товаров на территорию ОЭЗ

Иностранные товары

Российские товары

Не уплачивается ввозная таможенная пошлина и

НДС

НДС подлежит возврату товаров, вывозная

таможенная пошлина не уплачивается

Источник [http://www.moluch.ru/]

 

   В соответствии с подп. 1 п.1 ст.164 НК РФ обложение НДС по ставке 0 % производится при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы подтверждающих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

   При помещении резидентами промышленно-производственной или технико-внедренческой ОЭЗ под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров, ввозимых в ОЭЗ с остальной части таможенной территории Российской Федерации суммы ввозных таможенных пошлин и НДС возвращаются таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Возврат ранее уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, ввезенных в портовую ОЭЗ с остальной части таможенной территории Российской Федерации, производится, если такой возврат предусмотрен при завершении действия таможенного режима.

   Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ в отношении российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0% и налоговыми органами осуществляется возмещение НДС. [9]

    При выпуске для свободного обращения на остальную часть таможенной территории Российской Федерации помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров или при отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами промышленно-производственной или технико- внедренческой ОЭЗ, таможенными органами взимаются таможенные пошлины, НДС и акцизы по ставкам налогов, действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом.

   То же правило действует и при вывозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также при их отчуждении в промышленно-производственной или технико-внедренческой ОЭЗ в пользу лиц, не являющихся резидентами этих ОЭЗ.

   Однако НДС не подлежат уплате в случае перемещения российских товаров в другую ОЭЗ в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны. При вывозе иностранных и российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ за пределы таможенной территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию ОЭЗ с территории иностранного государства и вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации в неизменном состоянии. [9]

   Примером успешного функционирования особой экономической зоны – является ОЭЗ «Алабуга», крупнейшая ОЭЗ промышленно-производственного типа в России, которая была создана на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Площадь ОЭЗ «Алабуга» составляет 2 000 га.

    ОЭЗ ППТ «Алабуга» специализируется на      производстве автомобилей и нефтехимии, строительных материалах, товарах массового потребления, пищевой промышленности.

   Региональное  законодательство  установило  для  ОЭЗ  «Алабуга»  налоговые  льготы  по  налогам, зачисляемым в региональный и местные бюджеты. Так с момента возникновения прибыли резиденты уплачивают в региональный бюджет в течение первых 5 лет – 0%, с шестого года – 5% и с 10-го года – 13,5%. Резиденты ОЭЗ «Алабуга» освобождаются на 10 лет от налога на имущество и транспортного налога с момента постановки объекта на баланс; налог на землю обнуляется на 10 лет с момента выкупа земельного участка, который возможен только после завершения строительства и регистрации прав собственности. Следует отметить и низкую стоимость аренды земли, 30 тыс. руб. за 1 га в год. После ввода производства в эксплуатацию резидент получает право выкупа земли под производством всего за 100 тыс.рублей за 1 га. [8]

Анализ структуры налоговых платежей за 2007-2014 гг.. представлен в Табл.2.

Таблица 2 Структура налоговых платежей ОЭЗ «Алабуга»


 

Показатели

За 2007-2014 гг.

В т.ч. за 2014 г

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Налоговые платежи

9,70

100

2,25

100

В т.ч. в %

В федеральный бюджет

6,96

71,80

1,47

65,30

Из них НДС

2,49

25,60

0,85

37,80

В региональный бюджет

0,87

8,90

0,16

7,10

В местный бюджет

0,50

5,20

0,14

6,30

Во внебюджетные фонды

1,37

14,10

0,48

21,30

Источник : [8]

 

    Анализ показал, что наибольший удельный вес в налоговых платежах занимают платежи в федеральный бюджет - 71,8%. Они включают НДС и налог на прибыль. [8]

   На территории особой экономической зоны «Алабуга» запущена процедура свободной таможенной зоны (СТЗ), что позволяет компаниям использовать иностранные товары на территории ОЭЗ «Алабуга» без уплаты таможенных пошлин и налогов. Процедура СТЗ распространяется на всю территорию «Алабуги», где в настоящее время зарегистрировано 25 компаний-резидентов. Таможенный терминал площадью 60 га, оснащенный высокотехнологичным оборудованием, а также система электронного декларирования позволяют осуществить процедуру таможенной очистки груза за три часа. В результате достигается значительное сокращение издержек. Процедура СТЗ уже позволила резидентам сэкономить более 2,2 млрд. рублей. [5]

   Резиденты ОЭЗ имеют право воспользоваться таможенной процедурой свободной таможенной зоны, при которой не уплачивается ввозная пошлина, НДС. Данная льгота преимущественно используется всеми резидентами в отношении импортного технологического оборудования, ввозимого в ОЭЗ.

   В соответствии с  региональным законодательством резиденты  дополнительно, помещая сырье  и комплектующие при ввозе в ОЭЗ также не уплачивает пошлину на ранее ввезенные иностранные товары при их вывозе с территории ОЭЗ на территорию Таможенного союза. Данной льготой резидент может пользоваться до 2017 года. Таким образом, в некоторых случаях объем таможенных платежей обеспечивается только за счет таможенного сбора, а сумма, начисленная по таможенной пошлине и/или НДС в случае применения таможенной процедуры СТЗ, отражается в льготах. [8]

Ввоз и вывоз товаров на/с территорию ОЭЗ «Алабуга» осуществляется на основании Приказа ФТС России №566 от 26.03.2012 г. Перечень взимаемых налогов представлен на Табл.3.

 Таблица 3 Процедура СТЗ ОЭЗ «Алабуга» при ввозе/вывозе товаров


 

 

 

 

 

Иностранные товары

 

 

СТЗ

Ввозные таможенные пошлины

ТП – не облагается НДС – не облагается Акцизы - не облагается

 

 

 

Без СТЗ

Таможенные процедура выпуска для внутреннего

потребления:

Ввозимые таможенные пошлины

ТП - облагается НДС – облагается Акцизы - облагается

 

 

Товары таможенного союза

 

 

СТЗ

Ввозные таможенные пошлины

ТП – не облагается НДС – возмещение Акцизы – не облагается

Без СТЗ

Источник: [http://www.alabuga.ru/]

 

 

   В целом по ОЭЗ «Алабуга» с начала деятельности объем льгот по уплате таможенных платежей составил 7,88 млрд руб. (в том числе 2014 г. 2,52 млрд руб., а сумма таможенных платежей, уплаченных резидентами, ставила 11,28 млрд рублей, в том числе в 2014 г. 2,4 млрд руб.). Превышение суммы платежей над льготами (за весь период) составила 30,1%. Более сложное положение с льготами и выплатой по налогам. За весь период функционирования ОЭЗ резиденты выплатили в бюджеты разных уровней 9,7 млрд руб., а общий объем льгот составил 1,9 млрд руб. (19,6%). Только за 2014 г. объем налоговых платежей резидентов «Алабуга» составил 2,2 млрд руб., а льготы по налогам – 0,6 млрд руб. (27,2%).

   Функционирующий льготный режим для ОЭЗ «Алабуга», включающий создаваемую за счет бюджета инфраструктуру в сочетании с налоговыми преференциями и таможенными льготами, позволяет снизить затраты резидентам-инвесторам при запуске вновь созданного производства, а снижение издержек инвесторов ОЭЗ вследствие налоговых преференций составляет до 30,39%. Однако, как показывает практика, подавляющая часть предприятий-резидентов не использует всей совокупности льготных условий, которые предоставлены федеральным и региональным законодательством свободной экономической зоне. [8]

    Подводя итоги проделанной работы, можно сформулировать выводы о перспективах развития ОЭЗ и их налогообложения в Российской Федерации.

    ОЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и малого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий. Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы. ОЭЗ – инструмент региональной политики, который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития. В России особые экономические зоны остаются понятием новым, вокруг которого ведутся острые дискуссии. И до сих пор не существует единого мнения, связанного с размерами и типами ОЭЗ, механизмом их деятельности и системой управления. Однако в российской практике уже имеется опыт успешного функционирования особых экономических зон, в частности рассмотренного в данной статье примера –    ОЭЗ «Алабуга», основная цель создания которой заключалась в содействии развитию экономики региона и Российской Федерации путем создания благоприятных условий для российских и международных компаний при реализации инвестиционных проектов в области промышленного производства.

    На наш взгляд особая экономическая зона – это зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки. Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависят от того, насколько они будут приближены к этой схеме. Успешное формирование ОЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат.

 

Список литературы

1.      Баловнева Е. Налогообложение резидентов особых экономических зон – Режим доступа - www.gsl.org/ru.

2.      Камдин А. Н. Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне [Текст] / А. Н. Камдин, И. Г. Ельмеева // Молодой ученый. — 2013. С. 312-317

3.      Козловская А.А., Кравченко А. В.Свободные экономические зоны в России и проблемы их функционирования // Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. - Владивосток, 2015г. – Режим доступа - www.eduherald.ru

4.      Молдован А.А. Формирование законодательной базы СЭЗ  в России // Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена // Спб, 2007. – Режим доступа - www.library.gpntb.ru Режим доступа - www.economy.law-books.ru

5.      Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга" /Деловая электронная газета Татарстана. – Режим доступа - www.business-gazeta.ru

6.      Рыбаков А., адвокат Московской коллегии адвокатов «ГРАД». Особая экономическая зона и свободная экономическая зона: единства и различия

7.      Свободные экономические зоны. - Режим доступа - http://www.grandars.ru

8.      Тазутдинов И.Р. Особые экономические зоны в системе обеспечения экономической Безопасности: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук 08.00.05/ Ильдар Рашитович Тазутдинов. – М., 2015. – 152 с.

9.      Таможенный режим в особых экономических зонах (ОЭЗ). Таможенный брокер. – Режим доступа - www.brokert.ru

10.   Экономический словарь. Свободная экономическая зона. – Режим доступа - www.uafi.net.