Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
18 октября 2016г.

Роль государства, его регулирующие функции и границы вмешательства в экономику возрастают в сложных для страны условиях. К таким условиям можно отнести не только кризис и кардинальные преобразования в экономике, но и трансформационные процессы, происходящие в макрорегионах страны – в Арктике и на Дальнем Востоке. Формирование механизма избирательного государственного регулирования экономики с обязательностью учета изменяющихся условий позволит выстроить адекватную систему стратегического планирования, определить ключевые цели и задачи, своевременно адаптировать способы и средства регулирования.

Одним из основных направлений избирательного государственного воздействия на экономику является государственное регулирование развития регионов. Роль государства особенно значима в территориальном развитии макрорегионов страны. Важнейшим направлением государственного регулирования экономики России на современном этапе является государственное регулирование развития Арктической зоны Российской Федерации [2,3,4,5].

Современные реалии таковы, что развитие российской Арктики невозможно без ведущей роли государства. Именно в специфических условиях российской Арктики должен проявиться комплексно-системный характер государственного регулирования развития Арктической зоны Российской Федерации.

Исследование теории государственного регулирования экономики, а также анализ специфических особенностей и проблем развития российской Арктики позволили предложить комплексно-системный подход к совершенствованию государственного регулирования в Арктической зоне Российской Федерации, характер которого имеет активное управляющее воздействие и отражает необходимость поддержки и стимулирования социально-экономического развития российской Арктики в меняющихся условиях развития экономики.

В рамках предложенного подхода выделены основные принципы государственного регулирования развития Арктической зоны Российской Федерации. Избирательное государственное воздействие, направленное на социально-экономические процессы в Арктической зоне Российской Федерации, может быть результативным на основе следующих принципов:

·                    целенаправленности и плановости – означает, что избирательное государственное воздействие на развитие макрорегиона Арктическая зона Российской Федерации направлено на достижение чётко поставленной цели в рамках общей стратегии развития экономики страны на основе системы стратегического планирования, призванной обеспечить системный подход к освоению и развитию российской Арктики;

·                    обеспечение национальных интересов и интересов национальной безопасности – подразумевает, что избирательное государственное воздействие направлено на создание условий для комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, укрепление национальной безопасности и защиту геополитических, геостратегических и экономических интересов России в Арктике;

·                    рационального соотношение рыночного и государственного регулирования экономики – означает, что при избирательном воздействии государства на экономические процессы в Арктике должно быть достигнуто разумное, обоснованное, взаимосвязанное сочетание целей (компромиссов) государственного регулирования и рыночного саморегулирования, обусловленное стратегическими приоритетами государства в Арктической зоне РФ;

·                    вариабельности государственного регулирования экономики – подразумевает поливариативность способов государственного регулирования во взаимоувязанной связке «целеполагание–задачи–объект–условия–набор механизмов и инструментов» в рамках государственной экономической политики в Арктике, в том числе и финансовой политики.

В целях развития государственного регулирования стратегически важного для России макрорегиона Арктика и оценки эффективности этого избирательного государственного воздействия целесообразно создание управляющей системы развития макрорегиона Арктическая зона Российской Федерации «целеполагание- приоритеты– государственное регулирование в Арктической зоне Российской Федерации». Управляющая система развития макрорегиона Арктическая зона Российской Федерации – это система, обеспечивающая регулирование и управление в макрорегионе Арктическая зона Российской Федерации, представляющая собой взаимосвязанную совокупность следующих элементов: настройку долгосрочного целеполагания в Арктике, основанного на системе стратегического планирования, увязанного с адекватной приоритезацией направлений и задач, с выбором соответствующего адаптированного набора методов и инструментов воздействия, направленного на поддержку и стимулирование социально- экономического развития российской Арктики; формирование системы мер (организационных, правовых, экономических) государственного регулирования в Арктической зоне Российской Федерации, учитывающей специфические особенности и условия её развития; создание системы мониторинга и контроля эффективности государственного воздействия на экономические процессы в Арктической зоне Российской Федерации (рис.1).


Предложенная управляющая система развития макрорегиона Арктическая зона Российской Федерации позволит:

 ·                    определить условия, тенденции, проблемы и особенности, а также возможности (в том числе и финансовые) социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации;

·                    оценить факторы и риски, оказывающих наибольшее влияние на формирование и реализацию государственной политики в Арктике, позволяющих обосновать систему «факторы-риски-направления», соответственно оценить влияние финансовых рисков, возникающих при реализации государственной финансовой политики развития Арктической зоны Российской Федерации;

·                    выработать пути и способы реализации приоритетов государственной политики в Арктике, цели и задачи социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, определенных Стратегией [4];

·                    скоординировать деятельность субъектов управления по реализации государственной политики развития Арктической зоны Российской Федерации, включая государственную финансовую политику (по срокам реализации, параметрам ресурсного обеспечения и ожидаемым результатам);

·                    сформировать систему мер реализации государственной финансовой политики в Арктической зоны Российской Федерации;

·                    обеспечить мониторинг и контроль в целях результативности, эффективности государственного регулирования развития Арктики.

Реализация государственной политики России в Арктике в современных условиях на данном этапе развития требует применения активного государственного воздействия. Когда принцип рационального соотношения рыночного механизма и механизма государственного регулирования направлен в сторону активного государственного вмешательства. Это обусловлено, прежде всего, особенностями, специфическими факторами и рисками, характерными только для Арктики, а также интересами национальной безопасности, геостратегическими и национальными экономическими интересами России в Арктической зоне Российской Федерации, особыми условиями её развития [1,2,3,5].

В современных российских условиях целенаправленное управляющее воздействие государства на экономику Арктики (сочетающее механизмы рыночного и государственного регулирования) может проявляться в активной и субактивной направленности такого воздействия. Применительно к современным условиям развития Арктической зоны Российской Федерации в целях определения направленности государственного воздействия на развитие макрорегиона предложена следующая типология принципа соотношения рыночного и государственного регулирования экономики:

1)                активное управляющее воздействие, подразумевающее активное государственное вмешательство в социально-экономические процессы развития Арктики с целью выборочного, вариабельного воздействия государства, направленного на стимулирование комплексного развития Арктической зоны Российской Федерации;

2)                субактивное управляющее воздействие, предполагающее ограниченное, минимальное вмешательства государства в экономические процессы в Арктике (ослабление государственного воздействия), ограничено используя основные методы и инструменты государственного регулирования с целью избирательного воздействия государства.

Активная или субактивная направленность государственного воздействие на экономические процессы в Арктике и соответствующая вариабельность этого воздействия обусловлена стратегическим целеполаганием, задачами, принципами, этапами реализации государственной финансовой политики в Арктической зоне Российской Федерации. Следует пояснить, что в период трансформационных процессов в Арктике, направленных на   её   устойчивое   социально-экономическое   развитие,   осуществляется   активное государственное вмешательство в экономические процессы Арктики, то есть реализуется принцип рационального соотношения рыночного механизма и механизма государственного регулирования с направленностью активного управляющего воздействия. И только после завершения периода трансформации в Арктической зоне Российской Федерации, после того как наметятся тенденции устойчивого роста, государственное вмешательство в экономические процессы можно ограничить, реализуя принцип рационального соотношения рыночного механизма и механизма государственного регулирования с направленностью субактивного управляющего воздействия, точечно используя отдельные элементы системы государственной финансовой поддержки и стимулирования развития Арктики.

Таким образом, в целях обеспечения национальных экономических интересов и интересов национальной безопасности в Российской Федерации должна осуществляться активная государственная политика комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Вопросы финансового обеспечения арктических проектов имеют наибольшее значение для практического решения стратегии устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации. Сложность и масштабность задач в сфере освоения и развития российской Арктики, острота существующих проблем требуют повышения эффективности государственного регулирования и управления в Арктической зоне Российской Федерации.

В реализации новой модели государственной политики в Арктике большое значение имеет формирование качественно новых подходов к решению проблемы финансирования освоения и развития Арктической зоны Российской Федерации. В настоящее время именно финансовая политика государства является ключевым фактором социально-экономического развития территорий. В этой связи существует настоятельная необходимость в выработке современных подходов к формированию и реализации государственной финансовой политики в Арктической зоне Российской Федерации как ключевой составляющей государственной политики России в Арктике.

 

 

Список литературы

 

 

1.                  Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Проблемы и перспективы использования проектного подхода в управлении развитием российской Арктики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. – Т.6 №4. – С.10-18.

2.                  Никулкина И.В. Государственная финансовая политика развития Арктической зоны Российской Федерации. – СПб.: Нордмедиздат, 2014. – 320 с.

3.                  Российская Арктика: современная парадигма развития // под ред. акад. А.И. Татаркина. – СПб.: Нестор-История, 2014. – 844 с.

4.                  Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ от 08.02.2013 №Пр-232. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. consultant. ru/online/.

5.                  Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения – 2016: Материалы XIII Международной научно-практической конференции г. Апатиты, 14-16 апреля 2016 г. – Апатиты: ИЭП КНЦ РАН, 2016. – 690 с.