18 октября 2016г.
Роль государства, его регулирующие функции и границы вмешательства в экономику возрастают в сложных для страны условиях. К таким условиям можно отнести не только кризис и кардинальные преобразования в экономике, но и трансформационные процессы, происходящие в макрорегионах страны – в Арктике и на Дальнем Востоке. Формирование механизма избирательного государственного регулирования экономики с обязательностью учета изменяющихся условий позволит выстроить адекватную систему стратегического планирования, определить ключевые цели и задачи, своевременно адаптировать способы и средства регулирования.
Одним из основных направлений избирательного государственного воздействия на экономику является государственное регулирование развития регионов. Роль государства особенно значима в территориальном развитии макрорегионов страны. Важнейшим направлением государственного регулирования экономики России на современном этапе является государственное регулирование развития Арктической зоны Российской Федерации [2,3,4,5].
Современные реалии таковы, что развитие российской Арктики невозможно без ведущей роли государства. Именно в специфических условиях российской Арктики должен проявиться комплексно-системный характер государственного регулирования развития Арктической зоны Российской Федерации.
Исследование теории государственного регулирования экономики, а также анализ специфических особенностей и проблем развития российской Арктики позволили предложить комплексно-системный подход к совершенствованию государственного регулирования в Арктической зоне Российской Федерации, характер которого имеет активное управляющее воздействие и отражает необходимость поддержки и стимулирования социально-экономического развития российской Арктики в меняющихся условиях развития экономики.
В рамках предложенного подхода выделены основные принципы государственного регулирования развития Арктической зоны Российской Федерации. Избирательное государственное воздействие, направленное на социально-экономические процессы в Арктической зоне Российской Федерации, может быть результативным на основе следующих принципов:
· целенаправленности и плановости – означает, что избирательное государственное воздействие на развитие макрорегиона Арктическая зона Российской Федерации направлено на достижение чётко поставленной цели в рамках общей стратегии развития экономики страны на основе системы стратегического планирования, призванной обеспечить системный подход к освоению и развитию российской Арктики;
· обеспечение национальных интересов и интересов национальной безопасности – подразумевает, что избирательное государственное воздействие направлено на создание условий для комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, укрепление национальной безопасности и защиту геополитических, геостратегических и экономических интересов России в Арктике;
· рационального соотношение рыночного и государственного регулирования экономики – означает, что при избирательном воздействии государства на экономические процессы в Арктике должно быть достигнуто разумное, обоснованное, взаимосвязанное сочетание целей (компромиссов) государственного регулирования и рыночного саморегулирования, обусловленное стратегическими приоритетами государства в Арктической зоне РФ;
· вариабельности государственного регулирования экономики – подразумевает поливариативность способов государственного регулирования во взаимоувязанной связке «целеполагание–задачи–объект–условия–набор механизмов и инструментов» в рамках государственной экономической политики в Арктике, в том числе и финансовой политики.
В целях развития государственного регулирования стратегически важного для России макрорегиона Арктика и оценки эффективности этого избирательного государственного воздействия целесообразно создание управляющей системы развития макрорегиона Арктическая зона Российской Федерации «целеполагание- приоритеты– государственное регулирование в Арктической зоне Российской Федерации». Управляющая система развития макрорегиона Арктическая зона Российской Федерации – это система, обеспечивающая регулирование и управление в макрорегионе Арктическая зона Российской Федерации, представляющая собой взаимосвязанную совокупность следующих элементов: настройку долгосрочного целеполагания в Арктике, основанного на системе стратегического планирования, увязанного с адекватной приоритезацией направлений и задач, с выбором соответствующего адаптированного набора методов и инструментов воздействия, направленного на поддержку и стимулирование социально- экономического развития российской Арктики; формирование системы мер (организационных, правовых, экономических) государственного регулирования в Арктической зоне Российской Федерации, учитывающей специфические особенности и условия её развития; создание системы мониторинга и контроля эффективности государственного воздействия на экономические процессы в Арктической зоне Российской Федерации (рис.1).
Предложенная
управляющая система
развития
макрорегиона
Арктическая
зона Российской Федерации позволит:
·
определить условия, тенденции, проблемы и особенности, а также возможности (в том числе и финансовые) социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации;
·
оценить факторы
и риски, оказывающих наибольшее влияние на формирование и
реализацию государственной
политики в Арктике, позволяющих обосновать систему «факторы-риски-направления», соответственно оценить влияние финансовых рисков, возникающих при реализации государственной финансовой политики развития
Арктической зоны Российской Федерации;
·
выработать пути и способы реализации приоритетов государственной политики в Арктике, цели и задачи социально-экономического
развития Арктической зоны Российской Федерации, определенных Стратегией [4];
·
скоординировать деятельность субъектов управления по реализации
государственной политики развития Арктической
зоны Российской Федерации, включая
государственную финансовую политику (по срокам реализации, параметрам ресурсного обеспечения и ожидаемым результатам);
·
сформировать систему мер реализации государственной финансовой политики в Арктической
зоны Российской Федерации;
·
обеспечить мониторинг и контроль
в целях результативности, эффективности государственного
регулирования развития Арктики.
Реализация государственной политики России в Арктике в современных условиях
на данном этапе развития требует применения активного государственного воздействия.
Когда принцип рационального соотношения рыночного механизма и механизма
государственного регулирования направлен в сторону активного государственного
вмешательства. Это обусловлено, прежде всего, особенностями, специфическими факторами и рисками, характерными только для Арктики, а также интересами национальной безопасности, геостратегическими
и национальными экономическими интересами России в Арктической зоне Российской Федерации, особыми условиями её развития [1,2,3,5].
В современных российских условиях целенаправленное управляющее воздействие государства на экономику Арктики (сочетающее механизмы рыночного и
государственного регулирования) может проявляться в активной и субактивной направленности такого воздействия. Применительно
к современным условиям развития Арктической зоны Российской Федерации в целях определения направленности государственного воздействия на развитие
макрорегиона предложена следующая типология принципа соотношения рыночного и государственного регулирования
экономики:
1)
активное управляющее воздействие, подразумевающее активное государственное
вмешательство в социально-экономические процессы развития Арктики с целью выборочного, вариабельного воздействия государства, направленного на стимулирование
комплексного развития Арктической зоны
Российской Федерации;
2)
субактивное управляющее воздействие, предполагающее ограниченное, минимальное
вмешательства государства в экономические процессы в Арктике (ослабление государственного воздействия),
ограничено используя основные методы и инструменты государственного регулирования с целью избирательного воздействия
государства.
Активная или субактивная направленность государственного
воздействие на экономические процессы в Арктике и соответствующая вариабельность этого воздействия обусловлена стратегическим целеполаганием, задачами, принципами, этапами реализации
государственной финансовой политики в Арктической
зоне Российской Федерации.
Следует пояснить, что в период трансформационных процессов в Арктике, направленных на
её устойчивое
социально-экономическое
развитие, осуществляется активное государственное вмешательство в экономические процессы Арктики, то есть реализуется принцип рационального соотношения рыночного механизма и механизма
государственного регулирования с направленностью активного управляющего
воздействия. И только после завершения периода трансформации в Арктической зоне Российской Федерации, после того как наметятся тенденции устойчивого роста, государственное вмешательство в экономические процессы можно ограничить, реализуя принцип рационального соотношения рыночного механизма и механизма
государственного регулирования с направленностью субактивного управляющего
воздействия, точечно используя отдельные элементы системы государственной
финансовой поддержки и
стимулирования развития
Арктики.
Таким образом, в целях обеспечения национальных экономических интересов и
интересов национальной безопасности в Российской Федерации должна осуществляться активная государственная политика комплексного социально-экономического развития
Арктической зоны Российской Федерации. Вопросы финансового обеспечения арктических проектов имеют наибольшее значение для практического решения стратегии устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации. Сложность и
масштабность задач в сфере освоения и развития российской Арктики, острота
существующих проблем требуют повышения эффективности государственного
регулирования и управления
в Арктической зоне Российской
Федерации.
В реализации новой модели государственной политики в Арктике большое значение имеет формирование качественно новых подходов к решению проблемы финансирования освоения и развития Арктической зоны Российской Федерации. В настоящее время именно финансовая политика государства является ключевым фактором социально-экономического развития территорий. В этой связи существует настоятельная необходимость в выработке современных подходов к формированию и реализации государственной финансовой политики в Арктической
зоне Российской Федерации как ключевой
составляющей
государственной
политики России в Арктике.
Список
литературы
1.
Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Проблемы и перспективы использования проектного
подхода в управлении развитием российской Арктики // МИР (Модернизация. Инновации.
Развитие). 2015. – Т.6 №4. – С.10-18.
2.
Никулкина И.В. Государственная финансовая политика развития Арктической зоны Российской Федерации. – СПб.: Нордмедиздат, 2014.
– 320 с.
3.
Российская Арктика: современная парадигма развития // под ред. акад. А.И. Татаркина.
– СПб.: Нестор-История, 2014. – 844 с.
4.
Стратегия развития Арктической
зоны Российской Федерации и обеспечения
национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ от 08.02.2013 №Пр-232. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. consultant. ru/online/.
5.
Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения – 2016: Материалы XIII Международной научно-практической
конференции г. Апатиты, 14-16 апреля
2016 г. – Апатиты:
ИЭП КНЦ РАН, 2016. – 690 с.