Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БЮДЖЕТНО – НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРМСКОГО КРАЯ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
27 декабря 2015г.

Аннотация

В статье рассмотрена сущность  и представлена методика оценки бюджетно -налоговой безопасности субъекта РФ. В соответствии с методикой анализа проведена оценка бюджетно-налоговой безопасности Пермского края, которая позволяет увидеть состояние бюджетной сферы региона. Приведены рекомендации.

Ключевые слова

Бюджетно-налоговая безопасность; бюджетные  индикаторы; инвестиции;  эконометрическая  модель; оценка; анализ.

 

   Abstract

The essence of fiscal safety and an assessment methodology of the fiscal safety of a Russian region have been considered in this article. The evaluation of Perm region’s fiscal safety is made in accordance with t he assessment methodology. It gives us the opportunity to see the state of Perm region’s fiscal sphere. There are suggested recommendations on regulation of fiscal safety.

Keywords

Fiscal safety; budget indicators; investments; econometric model; valuation; analysis.

 

    В условиях нарастающего дефицита бюджета Пермского края и падения устойчивости  всей сложившейся социально – экономической системы России возрастает важность  вопроса о бюджетно -налоговой  безопасности региона, о выявлении сфер, которые на хо дятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в поддержке со стороны органов региональной власти. Также в связи с возрастанием значимости инвестиционного процесса в современных экономических реалиях актуальным является вопрос о выборе отраслей инвестирован ия для наиболее эффективной отдачи для регионального бюджета в виде налогов.

     Бюджетно-налоговая безопасность – это такое  состояние бюджета, при котором обеспечивается его устойчивое и сбалансированное состояние, а также его защищенность от угроз различного характера. [3, 14]

    Бюджетно-налоговая безопасность тесно связана с бюджетно-налоговым потенциалом. Для поддержания региональной бюджетно-налоговой безопасности необходимо периодически оценивать бюджетно -налоговый потенциал данной территории.

     В свою  очередь, под бюджетно-налоговым потенциалом понимается комплекс  экономических и нормативно-правовых параметров, позволяющих сформировать оптимальное значение доходов, покрывающих затраты региона, а также обеспечить их целевое и эффективное использование. [3, 15]

    В настоящее время в работах экономистов не существует единого общепризнанного метода определения и оценки бюджетно-налоговой безопасности региона, воспользуемся одной из авторских методик его определения, основанной на нескольких этапах (Рисунок 1).



Рис.1. Оценка бюджетно-налоговой безопасности

Важность   разработки   системы    индикаторов    бюджетно-налогового    потенциала    обусловлена необхо димостью своевременного обнаружения недостатков текущей бюджетно -налоговой политики и их последующим устранением. Система индикаторов состояния бюджетно -налогового потенциала может быть представлена следующими коэффициентами (Табл.1).

Таблица 1 Индикаторы бюджетно-налогового потенциала




Исходя из предложенных выше коэффициентов, получим следующие бюджетно -налоговые индикаторы для Пермского края (Табл.2)



Таблица 2Бюджетно – налоговые индикаторы Пермского края, в %

 

 

Индикатор

Значение за 2012 год

Значение за 2013 год

Плановое значение на 2014 год

Безопасный уровень

состояния индикатора

Коэффициент     автономности

 Ка

 

84,9%

 

92,6%

 

87,7%

 

≥ 80

Коэффициент  дотационности

Кд

 

15,1%

 

7,33%

 

12,3%

 

≤ 20

Коэффициент             покрытия расходов 

Кпр

 

82,2%

 

84,6%

 

78,6%

 

≥ 100

Коэффициент          бюджетной обеспеченности                населения

Кбо

 

 

61,5%

 

 

59,9 %

 

 

56,7%

 

 

≥ 62

Коэффициент    дефицитности бюджета

Кдб

 

3,18%

 

9,5%

 

11,5%

 

≤15

 

В результате сопоставления значений индикаторов с их безопасными величинами можно сделать вывод о том, что большинство из них не находятся в опасной зоне.

Коэффициент автономности Ка – все  рассматриваемые бюджеты имеют безопасный уровень состояния. Исходя из плана на 2014 год, мы можем наблюдать снижение независимости бюджета. Очевидно, что основной причиной является увеличение заимствований Пермского края для реализации бюджетной программы.

Коэффициент дотационности Кд – бюджет региона является относительно самостоятельным на фоне многих других регионов  РФ. По своей сущности коэффициент дотационности является обратным коэффициенту автономности, т.е. повышение данного коэффициента связано, в первую очередь, с нехваткой собственных бюджетных ресурсов.

Коэффициент покрытия расходов Кпр - регион не может выполнить расходную часть бюджета только за счет собственного до хо да. Опять же, на 2014  год запланировано только у ху дшение данного показателя. Это связано с тем, что в бюджет региона поступает недостаточное количество ресурсов, и поэтому необходимо найти способы по увеличению собственных бюджетных поступлений.

    Коэффициент   бюджетной   обеспеченности   населения Кбо  -   все   рассматриваемые   бюджетные коэффициенты имеют опасное значение, значения индикатора ухудшаются год за годом, регион урезает свои социальные рас ходы из-за растущей нехватки средств, в конечном итоге, это отразится на качестве главного ресурса региона – человеке.

     Анализируя следующий индикатор  Кдб-  коэффициент дефицитности бюджета, мы можем видеть возрастающий дефицит бюджета Пермского края, который долгое время оставался регионом -донором, однако, в соответствии с федеральным законом №349 от 2.12.2013 «О бюджете 2014 -2016»  [6], начиная с 2014 года Пермский край утратил этот титул и перешел в группу регионов-реципиентов. Выполнение бюджетных программ региона имеет возрастающую зависимость от финансовых  вливаний из федерального бюджета и иных источников. Продолжающееся увеличение дефицита бюджета будет являться дальнейшим тормозом для экономического подъема в долгосрочной перспективе, так как долги нужно отдавать с учетом определенного процента. Одной из главных причин повышения дефицитности бюджета является необ ходимость повышения заработной платы для работников бюджетной сферы за счет региона при уменьшении поступлений налога на прибыль одной из крупнейших организаций края (группы предприятий «Лукойл»).

Таким образом, наибольшую опасность для бюджетно -налоговой безопасности региона представляют:

·       Растущая не хва тка собственных бюджетных средств;

·       Неспособность края обеспечить рас ходы по социальным статьям.

    В свою очередь, в условиях нестабильной социально-экономической ситуации, скачущей динамики макроэкономических показателей формирование устойчивой собственной до хо дной базы регионального бюджета является приоритетным направлением для бюджетно -налоговой политики. [1, 38]

    В связи с этим целесообразно принять ряд мер, направленных на препятствование дальнейшему усугублению ситуации.

    Одним из направлений для увеличения до хо дной части бюджета может являться совершенствование региональной инвестиционной  политики.

    Обоснованный с экономической и научной точки зрения выбор приоритетов инвестиционной поддержки - важнейший элемент в повышении эффективности инвестиционной политики и росте инвестиционной привлекательности экономики Пермского края.

    Основываясь на данном выводе, обоснуем выбор приоритетных направлений инвестирования в экономику края, используя комплекс статистических показателей и эконометрические  модели. Для анализа были взяты 4 вида производства.

    Для того, чтобы о характеризовать взаимосвязь между двумя переменными (инвестициями в основные фонды и объемом произведенных товаров) на фоне действия остальных показателей используем самый распространенный показатель тесноты связи – парную корреляцию (Табл.3).

Таблица 3 Результаты расчетов связи между объемом инвестиций в основные фонды и объемом отгруженных товаров собственного производства для Пермского края

 

Показатель

Коэффициент парной корреляции

Уравнение регрессии

Обработка древесины и производство изделий из дерева

0,257167638

Y = 5,492289511X1+77555,767 

(млн. руб.) Х1

 

 

Объем производства пищевой продукции, включая напитки и табака (млн. руб.) Х2

 

0,841493484

 

Y=3,28317787X2 + 22008,06201

Объем продукции текстильного и швейного производства (млн. руб.) Х3

 

0,928480788

 

Y=35,36428735X3  - 14000,04955

Производство кокса и нефтепродуктов (м лн. руб.) Х4

0,826963356

Y= 0,466874131X4+ 45145,19131

 

    Анализ данных Табл.3 показывает, что наиболее сильная связь наблюдается между инвестициями в основные фонды и продукцией текстильного и швейного производства (92,8%), продукцией пищевой промышленности (84,1%), продукцией кокса и нефтепродуктов (82,7%). В целом, выбранные виды производства отличились высоким уровнем корреляции, т.е. связи с результирующим показателем – инвестициями в основные фонды.

    К примеру, увеличение инвестиций в основные фонды на 1 млн. руб. приведет в среднем к росту объема реализации продукции текстильного и швейного производства на 35,3 м лн. руб. (при условии, что все инвестиции в основные фонды будут направляться в текстильную и швейную отрасль). С другими видами бизнеса ситуация в этом плане сильно отличается (рост объема реализации гораздо меньше).

     Также примечательным является тот факт, что корреляция между инвестициями в основные фонды и фактором Х1  находится на столь низком уровне (25,7%), когда Пермский край имеет в своем распоряжении большое количество лесных ресурсов и имеет сравнительное преимущество в этой отрасли производства. Это говорит о  том, что  в настоящий момент обработка и производство изделий из древесины имеет низкий коэффициент рентабельности в крае, и необ ходимо искать причины это го.

    Таким образом, результаты проведенных расчетов показывают, что при увеличении инвестиций наибольший прирост объемов производства (соответственно и рост ВРП) следует ожидать в сфере текстильного и швейного производства. В связи с этим данную сферу можно рассматривать в качестве одной из приоритетных сфер легкой промышленности Пермского края с точки зрения поощрения притока инвестиций в основные фонды.

    В результате грамотного направления и поощрения потока инвестиций в отрасли с высокой нормой отдачи в виде налогов на производимые товары, бюджетно-налоговый риск снизится, и регион сможет повысить свой уровень независимости и устойчивости.

 

Список  литературы

1.           Зайцев, С.В. Анализ инвестиционной привлекательности региона (на примере Астра ханской области) / С.В. Зайцев // Финансы и кредит. -2014.-№32(608). - С. 38-48.
2.           Мякшин,  В.Н.  Методология  формирования  стратегии  повышения  инвестиционной  привлекательности региона / В.Н. Мякшин // Региональная экономика: теория и практика. -2013. -№28. – С. 46-55.
3.           Никулина, Е.В. Исследование показателей  бюджетно-налоговой безопасности  региона / Е.В. Никулина //Финансы и кредит. -2014. – 32 (608). – С. 14 - 17.
4.           Рукина, С.Н. Управление до хо дами региональных бюджетов / С. Н. Рукина // Финансы и кредит. – 2014 . -№7 (583). – С.40 - 45.
5.           Ремжов, А.В. Эффективность бюджетных рас хо дов и цели государственного управления / А.В. Ремжов // Финансы и кредит. – 2014. - №21 (597). – С. 57 - 68.
6.           Федеральный  закон №349 от 2.12.2013 «О бюджете 2014-2016». Доступ из справочно-правовой системы«Консультант Плюс».  URL:  http:///www.consultant.ru
7.           Статистическая база данных Пермского края URL: http:/// www.permstat.gks.ru
8.           Портал «Понятный бюджет Пермского края» URL: http:/// www.budget.permkrai.ru