Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ МЕТОДИК МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
19 октября 2019г.

В настоящее время доступность и полнота информации о деятельности органов государственной власти является неотъемлемой частью современного общества. Вектор на развитие информационной открытости в Российской Федерации был положен вначале 2000-х годов в результате проведения административной реформы. В этот период принят Федеральный закон № 8-ФЗ от 09.02.2009 «О доступе к информации». Появление данного закона было необходимо для разъяснения и закрепления конституционного права граждан на получение информации, находящейся в распоряжении органов власти. Это означало, что информация должна быть доступна всем заинтересованным лицам (за исключением той, доступ к которой ограничен федеральным законом).

Однако активное внедрение принципов открытости органов власти в России произошло в 2012 году в связи с созданием Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства (далее – комиссия) и принятием в 2014 году «Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти», состоящего из «Концепции открытости федеральных органов власти», «Методических рекомендаций по реализации принципов открытости», а также «Методики мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти». По результатам мониторинга открытости рассчитывается индекс, на основании которого формируется общий рейтинг открытости всех федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ).

Рассмотрим стандарт открытости ФОИВ на рисунке 1.



При этом Методические рекомендации по реализации принципов открытости для ФОИВ утверждены в 2014 году, а для региональных и муниципальных властей Методические рекомендации по реализации принципов и механизмов (инструментов) открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в субъекте Российской Федерации ободрены и утверждены только в конце 2017 года (протокол заседания комиссии от 20.12.2017 № 6).

Начиная с 2018 года органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации и муниципальным образованиям рекомендовано обеспечить реализацию методических рекомендаций, а также разработать и утвердить «дорожные карты» по их реализации. Таким образом, на региональном уровне информационная открытость реализуется органами власти самостоятельно.

В       целях        информирования        общества        о        ходе        внедрения        принципов и механизмов (инструментов) открытости регионами проводится мониторинг и оценка открытости органов государственной                                      власти                                       в                                       соответствии с разработанной методикой. При этом регионы разрабатывают собственные методики и критерии оценки открытости органов государственной власти.

Рассмотрим наличие разработанных в настоящее время методик на региональном уровне на примере Сибирского Федерального округа (далее – СФО), который объединяет 10 субъектов Российской Федерации в представленной ниже таблице 1.

Таблица 1 – Анализ наличия разработанной методики среди субъектов СФО Российской Федерации

 

Название субъектов

СФО РФ

Наличие разработанной методики

Справочно: Рейтинг

открытости по данным проектного центра

«Инфометр» - 2019 год

Рейтинг

%

открытости

Республики, в том числе:

Алтай

Нет информации

69

36,55 %

Тыва

Нет информации

утвержден)

(проект

2012

года

не

32

61,24 %

Хакасия

Методика проведения мониторинга и

составления рейтинга

муниципальных образований республики Хакасия

по уровню открытости бюджетных данных

(методики для региональных органов нет в общем доступе)

40

56,10 %

Края, в том числе:

Алтайский

Анализ с 2013 по 2016 годы проводился

ежеквартально. Методики в открытом доступе нет (3 критерия оценки: информирование в интернете, проведение специализированных мероприятий для СМИ, качественное взаимодействие со СМИ)

43

55,14 %

Красноярский

Нет информации (не разработана)

10

80,46 %

Области, в том числе

Иркутская область

Нет информации

57

47,85 %

Кемеровская

Нет информации

41

55,89 %

Новосибирская

Нет информации

38

57,17 %

Омская

Нет информации

12

78,21 %

Томская

Нет информации

2

99,28 %

информация по данным официальных сайтов региональных органов власти

 

Как видно из таблицы 1 региональные власти в большинстве случаев не разработали собственные методики и критерии оценки информационной открытости. В этой связи органы власти не могут совершенствовать организацию деятельности в части повышения информационной открытости.

Для оценки уровня информационной открытости сайтов региональных органов власти среди субъектов СФО проанализированы сведения, опубликованные проектным центом «Инфометр» на основании собственной авторской методики. По данным анализа проектного центра «Инфометр» за 2019 год лидерами по открытости являются Томская, Омская области и Красноярский край, аутсайдерами республика Алтай, Иркутская область, Алтайский край. Таким образом, провести анализ информационной открытости органов власти возможно по опубликованному «Инфоментром» рейтингу.

В связи с этим, можно сделать вывод об отсутствии необходимого контроля со стороны высших органов власти и руководителей региональных властей по реализации принципов и механизмов (инструментов) открытости.

 

Список источников и литературы

 

1.        Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]: федер. закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru

2.        Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru

3.        Еремина Н.М. Информационная открытость как фактор повышения эффективности деятельности органов государственного управления // Проблемы современной экономики: сборник тезисов докладов XXIV Межрегиональной научно-практической конференции студентов и аспирантов экономических специальностей – Красноярск, Сиб. федер. ун-т, 2018 – С. 128-130.

4.        Поврозник Н.Г. Оценка открытости федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации: от субъективности к точным данным [Электронный ресурс]: Сборник научных статей XIX Объединенной конференции «Интернет и современное общество». – Санкт-Петербург; 2016. – С. 38-46.

5.        Официальный сайт Проектный центр Инфометр [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://read.infometer.org/ratings.