Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ КОМПАНИИ: КЛАССИФИКАЦИИ И КАЗАХСТАНСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Алматы
ВУЗ:
Дата:
18 октября 2016г.

Финансовая деятельность любой компании представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, зависящих от многочисленных и разнообразных факторов. Если какой-либо фактор выпадает из цепи рассмотрения, то оценка влияния других принятых в расчет факторов, а также выводы рискуют оказаться неверными[1]. В результате чего, стратегии развития, принятые в компании на основании неверных заключений, могут в конечном итоге негативно повлиять на деятельность компании.

Факторы, оказывающие влияние на финансовую устойчивость компании условно можно сгруппировать на внешние и внутренние. Внутренние факторы напрямую зависят от организации ведения бизнеса компании, тогда как внешние факторы не подвластны воле компании. Этим делением и следует руководствоваться, моделируя производственно-хозяйственную деятельность и пытаясь управлять финансовой устойчивостью компании.

Сначала рассмотрим внутренние факторы.

 Успех или неудача бизнеса во многом зависят от выбора состава и структуры выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. Вместе с тем, следует определиться не только в вопросе что производить, а также и как производить, т.е. какие использовать при этом технологии, какие модели системы производства и управления. От выбора ответов на эти вопросы в дальнейшем будут зависеть основные затраты производства.

Для устойчивости компании очень важна не только общая величина затрат, но и соотношение между постоянными и переменными издержками.

Немало важным фактором финансовой устойчивости компании, тесно связанным с видами производимой продукции (оказываемых услуг) и технологией производства, является оптимальный состав и структура активов, а также правильный выбор стратегии управления ими. Устойчивость компании и потенциальная эффективность бизнеса во многом  зависят  от  качества  управления  текущими  активами  от  того,  сколько задействовано оборотных средств и каких именно, какова величина запасов и активов в денежной форме, и т.д. Следует помнить, что если компания уменьшает запасы и ликвидные средства, то она может пустить больше капитала в оборот и, следовательно, получить больше прибыли. Но одновременно возрастает риск неплатежеспособности компании и остановки производства из-за недостаточности запасов. Искусство управления текущими активами состоит в том, чтобы держать на счетах компании лишь минимально необходимую сумму ликвидных средств, которая нужна для текущей оперативной деятельности.

Следующим значительным внутренним фактором финансовой устойчивости является состав и структура финансовых ресурсов, правильный выбор стратегии и тактики управления ими. Чем больше у компании собственных финансовых ресурсов, прежде всего прибыли, тем спокойнее она может себя чувствовать. При этом важна не только общая масса прибыли, но и структура ее распределения, и особенно - та доля, которая направляется на развитие производства отсюда оценка политики распределения и использования прибыли выдвигается на первый план в ходе анализа финансовой устойчивости компании. В частности, исключительно важно проанализировать использование прибыли в двух направлениях:

·      Во-первых, для финансовой текущей деятельности - на формирование оборотных средств, укрепление платежеспособности, усиление ликвидности и т.д.;

·      Во-вторых, для инвестирования в капитальные затраты и ценные бумаги. Большое влияние на финансовую устойчивость компании оказывают средства, дополнительно мобилизуемые на рынке ссудных капиталов. Чем больше денежных средств может привлечь компания, тем выше ее финансовые возможности; однако возрастает и финансовый риск - способна ли будет компания своевременно расплачиваться со своими кредиторами? И здесь большую роль призваны играть резервы как одна из форм финансовой гарантии платежеспособности хозяйствующего субъекта.

Итак, с точки зрения влияния на финансовую устойчивость предприятия определяющими внутренними факторами являются:

·       отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования;

 ·       структура выпускаемой продукции, ее доля в общем платежеспособном спросе;

 ·       размер оплаченного уставного капитала;

 ·       величина и структура издержек их динамика по сравнению с денежными доходами;

·       состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру.

Степень их интегрального влияния на финансовую устойчивость зависит не только от соотношения самих вышеназванных факторов, но и от той стадии жизненного цикла, на которой в анализируемое время находится компания, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что значительная часть неудач может быть связана именно с неопытностью или некомпетентностью управленцев, с их неумением учитывать изменение внутренней и внешней среды [1].

Основные факторы внешней среды могут быть разделены на четыре группы:

 ·      политические и правовые факторы. Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности компании: политическая ситуация в стране, изменение в налоговом законодательстве, антимонопольное законодательство, денежно-кредитная политика, законодательство об охране окружающей среды и т.д.;

·      экономические факторы. На способность компании оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения компанией своих экономических целей. Неблагоприятные экономические условия снизят спрос на товары, а более благоприятные

-        могут обеспечить предпосылки для его роста. Основными экономическими показателями, влияющими на деятельность компании в большей степени, являются: ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и др.;

·      социальные и культурные факторы, которые формируют стиль нашей жизни, работы и оказывают влияние практически на всех хозяйствующих субъектов. Новые тенденции создают тип потребителя и вызывают потребность в других товарах, определяя новые стратегии компании. Основные социально-культурные факторы с которыми чаще всего сталкиваются компании являются: рождаемость, смертность, располагаемый доход, стиль жизни, образовательные стандарты, покупательские привычки и .т.д.;

·      технологические факторы. Революционные технологические перемены и открытия последних десятилетий представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать [2]. Ускоряющиеся технологические перемены сокращают среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому компании должны предугадывать какие перемены несут с собой новые технологии.

Все вышеперечисленные группы факторов, безусловно, оказывают влияние на деятельность компаний в Казахстане. Но, как и в каждой стране, в Казахстане присутствуют свои особенности.

В стране наблюдается слабая политико-дипломатическая поддержка казахстанских компаний при выходе на внешние рынки. Существующие обременительные таможенные процедуры (многочисленные, дорогостоящие и продолжительные по времени) создают барьеры в торговле. Значительным политическим фактором, оказывающим влияние, в особенности, на казахстанских компаний-производителей является создание Таможенного союза. Вследствие чего, на казахстанском рынке наблюдается ужесточение конкуренции вследствие снижения цен на российские и белорусские товары. Что касается правовых факторов, в Казахстане наблюдается относительная стабильность. Налоговый режим в стране по сравнению с другими странами более мягкий.

В Казахстане проводится Государственная программа индустриально- инновационного развития страны. Карта индустриализации Казахстана стала ключевым механизмом реализации Государственной программы. Она позволяет государству совместно с бизнесом вырабатывать правильные инвестиционные решения и обеспечивать взаимосвязь реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны.

Механизмом реализации Госпрограммы стала принятая Программа «Дорожная карта бизнеса до 2020 года», направленная на поддержку развития предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса, по четырем направлениям: поддержка бизнес- инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, снижение валютных рисков предпринимателей и усиление предпринимательского потенциала.

В различных регионах Казахстана в зависимости от уровня располагаемого дохода граждан формируются те или иные покупательские привычки, стиль жизни, которые оказывают влияние на развитие и деятельность компаний. Данные факторы различны в зависимости от регионов страны. Однако имеются и общие тенденции: высокий уровень коллективизма, который, во-первых, является традиционным для кочевого общества, во- вторых, он был основой советского образа жизни, который проявляется в традиции проводить большие празднества, стремление получения высшего образования, приоритет в экономических, юридических профессиях и т.д.

В отношении технологических факторов, на наш взгляд, в Казахстане влияние оказывают общемировые тенденции, в силу не высокого уровня развития технологий в стране.

Особое значение для финансовой устойчивости предприятия имеет уровень, динамика и колебания платежеспособного спроса на его продукцию (услуги), ибо платежеспособный спрос предопределяет стабильность получения выручки. В свою очередь платежеспособный спрос зависит от состояния экономики, уровня дохода потребителей и цены на продукцию компании.

Серьезными макроэкономическими факторами финансовой устойчивости служат, кроме того, налоговая и кредитная политика, степень развития финансового и страхового рынков и внешнеэкономических связей.

Экономическая и финансовая стабильность любых компаний зависит от общей политической стабильности. Отношение государства к предпринимательской деятельности, принципы государственного регулирования экономики (его запретительный или стимулирующий характер), отношения собственности, принципы земельной реформы, меры по защите потребителей и предпринимателей не могут не учитываться при рассмотрении финансовой устойчивости предприятия.

Также одним из наиболее масштабных неблагоприятных внешних факторов, дестабилизирующих финансовое положение компаний, является на сегодняшний день инфляция [1].

Следует отметить тот факт, что внешние факторы влияют на внутренние, как бы проявляют себя через них, изменяя количественное выражение последних. Например, распространение неплатежей в экономике приводит к увеличению дебиторской и кредиторской задолженности, а в их структуре — к увеличению объемов просроченной и сомнительной задолженности. Следует отметить прямое (банкротство должников) и косвенное (социальное) воздействие внешних факторов на финансовую устойчивость. Такое разделение позволяет более корректно оценивать характер и степень влияния их на устойчивость организации. Конечно, бороться со многими внешними факторами отдельным предприятиям не по силам, но в создавшихся условиях им остается проводить собственную стратегию, которая позволяет смягчить негативные последствия общего спада производства [2].

Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что важным условием существования компании является не только проведение анализа финансовой устойчивости, но и умение анализировать факторы, которые влияют на саму финансовую устойчивость компании [3].



Список литературы

 

 

1.      Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. «Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия», СПб: «Питер», 2013.

2.      Зуб А.Т. «Стратегический менеджмент: теория и практика: Учебное пособие для вузов», М.: «Ас-пект Пресс», 2012.

3.      Родионова В.М., Федотова М.А. «Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции», М.: «Перспектива», 2007.