10 января 2016г.
Аннотация:
Статья посвящена вопросам практики применения упрощенной системы налогообложения. На основе налоговой отчетности исследованы элементы налоговой базы по единому налогу и региональные условия, влияющие на выбор объекта налогообложения.
Ключевые слова: единый налог, налоговая база, доходы, расходы. налоговая статистика
В современных условиях хозяйствования налоговая политика является основным регулятором взаимоотношений между налогоплательщиком и государством. Одним из направлений политики государства в области налогообложения является стимулирование субъектов малого бизнеса. Эта задача решается путем совершенствования налогового законодательства, как на федеральном, так и на региональном уровне. Принятые в последние годы поправки налогового законодательства направлены на расширение полномочий органов региональной власти в определении некоторых элементов налогообложения.(1)В связи с этим представляет научный и практический интерес анализ региональных особенностей формирования налоговой базы для исчисления единого налога.
По условиям налогообложения при упрощенной системе предусмотрено два объекта для исчисления единого налога: доходы и доходы за вычетом расходов. Объект налогообложения выбирается налогоплательщиком самостоятельно. Анализом практики установлено, что вид объекта влияет на величину налоговой нагрузки бизнеса. Налогоплательщику важно знать , какой объект для исчисления единого налога будет для него более выгодным. Исследованиями ряда авторов установлена зависимость налоговой нагрузки при разных объектах налогообложения от рентабельности бизнеса и от величины расходов на оплату труда, и связанных с ними отчислений во внебюджетные фонды. При более высокодоходном бизнесе выгоднее в качестве объекта налогообложения использовать показатель доходов. К тому же сумма единого налога при этом объекте уменьшается на сумму платежей во внебюджетные фонды, но с определенным ограничением.
Для каждого объекта налогообложения предусмотрена своя ставка единого налога. На первоначальном этапе применения упрощенной системы налогообложения это были конкретные значения, единые для всей территории России. С 2009 г. Cубъектам Федерации предоставлено право снижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков при объекте доходы за вычетом расходов до 5 процентов. Большая часть субъектов Федерации использует это право. Законами, принятыми на региональном уровне установлены ставки от 5 до 12 %. В обзоре, приведенном журналом «Упрощенка» отмечено отсутствие пониженных ставок лишь в 16 регионах(4). Ставку по нижнему уровню установили более половины субъектов Федерации.
Данные налоговой статистики позволяют провести анализ выбранных объектов налогообложения в региональном разрезе. В целом по РФ за 2014г налоговая база по объекту «доходы» составила 89, 4 %, соответственно по объекту «доходы – расходы»10,6%.У организаций, применяющих данный режим, эти доли составляют 87,3 % и 12,7%, у предпринимателей 93% и 7%. Несмотря на небольшие количественные различия видна устойчивая закономерность в значительном преобладании объекта доходы при исчислении единого налога как у организаций, так и индивидуальных предпринимателей. О структуре выбранных объектов можно судить и по другим показателям : по сумме начисленного налога и по количеству налогоплательщиков.
Таблица 1 Структура суммарной налоговой базы по единому налогу по РФ за 2014г
Показатели
|
Объект доходы ( в % к суммарной
налоговой базе)
|
Объект доходы - расходы( в % к
суммарной налоговой базе)
|
Налоговая база
|
89,4
|
10,6
|
Сумма исчисленного единого
налога
|
80,8
|
19,2
|
Количество налогоплательщиков,
представивших декларации
|
65,0
|
35,0
|
Из Табл.1 видно, что все показатели подтверждают вывод о преимущественном выборе налогоплательщиками в качестве объекта единого налога показателя доходы.
Таблица 2 Структура суммарной налоговой базы по единому налогу по Федеральным округам за 2014 г.
Федеральны
е округа
|
Объект доходы
( в % к суммарной налоговой базе)
|
|
Объект доходы- расходы»
( в % к суммарной налоговой базе)
|
По
налогово й базе
|
По
начисленном у единому налогу
|
По количеству
налогоплательщико в
|
По
налогово й базе
|
По
начисленном у единому налогу
|
По количеству
налогоплательщико в
|
ЦФО
|
91.7
|
80.5
|
67.0
|
8.3
|
|
20.5
|
33.0
|
СЗФО
|
87.6
|
74.0
|
61.0
|
12.4
|
26.0
|
39.0
|
СКФО
|
83.2
|
72.6
|
61.0
|
16.8
|
27.4
|
39.0
|
ЮФО
|
91.7
|
84.0
|
74.5
|
8.3
|
|
16.0
|
25.5
|
ПФО
|
88.8
|
79.0
|
63.7
|
11.2
|
21.0
|
36.3
|
УФО
|
80.2
|
76.7
|
58.2
|
19.8
|
23.3
|
41.8
|
СФО
|
90.2
|
75.0
|
64.6
|
9.8
|
|
25.0
|
35.4
|
ДВФО
|
89.4
|
79.4
|
64.8
|
10.6
|
20.6
|
35.2
|
Для оценки практики использования прав региональной власти по снижению ставки единого налога по объекту «доходы – расходы» произведен расчет средней ставки налога и соотношения расходов и доходов (Табл.3)
Таблица 3 Средняя ставка налога и соотношения расходов и доходов по округам за 2014 год
Федеральные округа
|
Средняя ставка налога по объекту
Д-Р
|
Соотношение расходов и
доходов по объекту Д-Р
|
ЦФО
|
13.2
|
93.4
|
СЗФО
|
11,7
|
92.3
|
СКФО
|
11,2
|
89
|
ЮФО
|
12,6
|
92.6
|
ПФО
|
12.5
|
92.8
|
УФО
|
7.4
|
88.4
|
СФО
|
14.3
|
94.0
|
ДФО
|
11,7
|
92.8
|
В среднем по России ставка налога по объекту «доходы- расходы» составила 12 %.Данные таблицы показывают, что в большей части Федеральных округов показатели близки к этому значению. Выделяется Уральский Федеральный округ, имея самое низкое значение средней ставки единого налога, что может свидетельствовать о более льготных условиях для определенных налогоплательщиков в данном округе. Этот вывод, подтверждает самая высокая по сравнению с другими округами доля налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения «доходы - расходы», почти 42 %.
Соотношение показателей доходов и расходов в определенной степени характеризует затратность и рентабельность бизнеса. В среднем по РФ у упрощенцев при объекте доходы – расходы этот показатель равен в 2014г. 92,6% .По Федеральным округам показатели близки к среднему значению, за исключением Уральского округа, в котором этот показатель составляет чуть больше 88 процентов.
Таблица 4 Структура суммарной налоговой базы по единому налогу по Приволжскому Федеральному округу за 2014г.
Приволжский Федеральный округ
|
Объект доходы
( в % к суммарной налоговой базе)
|
Объект доходы – расходы
( в % к суммарной налоговой базе)
|
По
налого вой базе
|
По
начисленно му единому налогу
|
По
количеству налогоплател ьщиков
|
По налогов ой базе
|
По
начисленно му единому налогу
|
По количеству налогоплательщ иков
|
Средн
яя ставка налога
|
Республика
Башкортостан
|
91.2
|
82.0
|
70.9
|
8.8
|
18.0
|
29.1
|
13.6
|
Республика
Марий-Эл
|
84.7
|
73.0
|
58.8
|
15.3
|
27.0
|
41.2
|
12.2
|
Республика
Мордовия
|
89.8
|
79,1
|
63.8
|
10.2
|
20.9
|
36.2
|
14.0
|
Республика
Татарстан
|
86.8
|
80.0
|
63.0
|
13.2
|
20.0
|
37.0
|
9.8
|
Удмуртская
Республика
|
78.8
|
70.8
|
57.7
|
21.2
|
29.2
|
42.3
|
9.2
|
Чувашская
Республика
|
86.5
|
76.2
|
64.7
|
13.5
|
23.8
|
35.3
|
12.0
|
Кировская
область
|
88.7
|
76.6
|
66.6
|
11.3
|
23.4
|
33.4
|
14.4
|
Нижегородская
область
|
91.5
|
81.2
|
63.9
|
8.5
|
18.8
|
36.1
|
15.0
|
Оренбургская
область
|
83.1
|
74.6
|
56.3
|
16.9
|
25.4
|
43.7
|
10.0
|
Пензенская
область
|
90.1
|
78.7
|
66.5
|
9.9
|
21.3
|
33.5
|
14.8
|
Пермский край
|
90.2
|
79.3
|
62.6
|
9.8
|
20.7
|
37.4
|
14.4
|
Самарская
область
|
86.4
|
81.3
|
59.8
|
13.6
|
18.7
|
40.2
|
14.8
|
Саратовская
область
|
91.5
|
81.6
|
66.8
|
8.5
|
18.4
|
33.2
|
14.5
|
Ульяновская
область
|
86.4
|
76.6
|
62.2
|
13.6
|
23.4
|
37.8
|
11.7
|
При анализе данных по Приволжскому Федеральному округу выявлены общие закономерности по исследуемому вопросу и региональные различия внутри округа. Анализируемые показатели имеют больший разброс по сравнению со средними значениями в рамках Федерального округа. Так, при средней доле объекта «доходы – расходы» по налоговой базе 11.25% региональные значения находятся в интервале 8.5% -21 %. По начисленному единому налогу при среднем показателе 21% интервал значений18%-29%, а по количеству налогоплательщиков при среднем показателе 36.3 % интервал значений от 29.1% до 43.7% Следует отметить, что доля налогоплательщиков, применяющих объект доходы- расходы превышает 40% в четырех субъектах округа Республике Марий-Эл, Удмуртской Республике, Самарской и Оренбургской областях.
При средней по Приволжскому округу ставке единого налога 12.5% отмечается ставка ниже 10 % в Республике Татарстан и Удмуртской Республике. В то же время в шести регионах ставка единого налога составляет от 14 % до 15 %. Что свидетельствует о незначительных льготах для налогоплательщиков, применяющих объект «доходы – расходы»
В Приволжском Федеральном округе в настоящее время не применяются пониженные ставки единого налога в Республиках Башкортостан, Марий-Эл и Нижегородской области. Отсутствие или прекращение действия льготных ставок (В Нижегородской области) связано с региональной налоговой политикой. Не исключено, что практика использования пониженных ставок показала неэффективность данной льготы.
С 1 января 2015 года для индивидуальных предпринимателей в некоторых регионах РФ введены налоговые каникулы. Согласно НК законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных, после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Налогоплательщики, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. Минимальный налог, в данном случае не уплачивается. По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов. К региональным различиям использования данного положения приведут решения Субъектов Федерации по выбору видов предпринимательской деятельности, по которым применяется льгота и по ограничения на применение нулевой ставки в виде ограничения средней численности работников ; ограничения предельного размера доходов от реализации не более, чем в 10 раз.
По данным журнала Упрощенка решения налоговых каникулах приняты в 22 субъектах Федерации. В региональных Законах определены виды деятельности с учетом региональных особенностей экономики. Например, в Пензенской области нулевая ставка предусмотрена по следующим видам деятельности:
1) Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;
2) Обрабатывающие производства;
3) Деятельность по предоставлению мест для временного проживания;
4) Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги;
5) Деятельность в области информационных технологий;
6) Научные исследования и разработки;
7) Образование;
8) Деятельность по уходу с обеспечением проживания;
9) Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания.
Ограничение суммы доходов, дающее право на применение нулевой ставки уже имеют региональные различия. Например, в Саратовской области предельной является сумма18 млн. руб. за налоговый период, в Ямало-Ненецком национальном округе 6 млн. руб. В Московской области используется ограничение по численности работников, в количестве 15 человек. С 2016 г. субъектам Федерации будет предоставлено право понижать ставку единого налога и по объекту доходы. Важно правильно выбрать условия, применения данного положения с учетом интересов региональных бюджетов и налогоплательщиков. На современном этапе развития экономики региональные льготы должны стимулировать инвестиционное развитие за счет экономии в налоговых расходах. Как отмечает В.Г. Пансков, для этого необходимо законодательно установить конкретные цели, ясные критерии и четкие условия, при которых будут использоваться налоговые льготы.(2)
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ часть 2, глава 26.5 от 05.08.2000 № 117- ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07. 2000) (действующая редакция от 29.12.2014) Электронный ресурс, режим доступа // www . consultant. Ru
2. Пансков В.Г. Налоги в системе методов финансового регулирования экономики//Экономика, налоги, право 2015, №1, с. 114-120
3. Пышкина Н. Л. Анализ факторов налоговой базы на основе статистической налоговой отчетности // Экономический анализ: теория и практика 2014. №15, с 34-40
4. Пониженные ставки по УСН в 2015 г. по регионам// Электронный ресурс// Режим доступа/ www.26- 2.ru/art/178509-ponijennye-stavki-usn-v-2015-godu-po-regionam
5. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014г. Электронный ресурс // Режим доступа/nalog.ru/rn52/related_activities/statistics_and_analytics/forms/563