Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ СОБЫТИЙНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ НА РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ КОМПАНИИ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
09 января 2016г.

    Ключевые слова: инфраструктурная компания, регион, событийное управление, аэропорт, стратегия Развитие крупных инфраструктурных компаний, таких как аэропорты, зависит во многом не только от основных направлений развития субъекта федерации, закрепленных в базовых документах стратегического развития, но и от политики власти (федеральной, региональной и местной) по организации массовых событий в регионе (культурные, спортивные, деловые и т.п.), способствующих повышению имиджа региона, привлечению туристов и бизнесменов, в конечном счете - росту пассажиропотока.

      Управление событиями  или  событийный менеджмент (от     англ. Event-management)   –  это «прикладная область изучения и пространство профессиональной практики, посвященное планированию, проведению и управлению специальными мероприятиями, такими, как фестивали, всевозможные празднования, развлечения, политические и государственные события, спортивные и связанные с искусством ивенты, мероприятия которые относятся к бизнесу и корпоративным делам (встречи, совещания, выставки), мероприятия которые относятся к частным (свадьбы, вечеринки, социальные семейные мероприятия)»[11].

    Организация различных мероприятий федерального или международного значения обычно являются частью реализации стратегических программ. Для того чтобы обеспечить проведение масштабных событий на достойном уровне, правительство должно позаботиться о развитии инфраструктуры (производственной и социальной), связанной с их проведением. А значит, стратегии развития и планы мероприятий региона и инфраструктурных компаний должны быть согласованы, синхронизированы.

     Эффект от согласованного планирования и реализации стратегий страны, региона и инфраструктурной компании достигается и благодаря событийному управлению, доказательством тому является опыт различных аэропортов (пример крупнейших компаний транспортной инфраструктуры) России:

1)      Аэропорт г. Сочи. Олимпийские и паралимпийские игры в г. Сочи в 2014г. способствовали рекордному приросту пассажиропотока. «В течение 2014г. было обслужено более 3 млн пассажиров (прирост – 28%). Такой показатель был достигнут впервые за 23 года» [2].

2)      Аэропорты г.Москва; г.Санкт-Петербург, г.Калининград; г.Казань, г.Нижний Новгород, г.Самара; г.Волгоград, г.Саранск; г.Сочи, г.Ростов-на-Дону; г.Екатеринбург. Подготовка РФ к проведению ЧМ по футболу 2018г. «Проведение чемпионата запланировано в одиннадцати городах-организаторах: «Всего в соответствии подпрограммой III «Строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры» Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 518, предусмотрено 29 мероприятий в части подготовки транспортного обеспечения Чемпионата, софинансируемых из федерального бюджета, 16 из которых –   мероприятия по строительству и реконструкции аэропортовой инфраструктуры.[4,6,10]

3)      Аэропорт г.Владивостока. Cаммит АТЭС в г.Владивосток в 2012г. В ходе приготовлений к данному мероприятию в 2008 году более 50% акций ОАО «Международный аэропорт Владивосток» приобрел ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». «Строительство нового международного терминала началось в августе 2009 года. Тестовый рейс был выполнен 1 июня 2012 года. Построены новые подъездные пути: автомобильная дорога и железнодорожная линия, топливозаправочный комплекс, объекты инженерной инфраструктуры, комплекс платных и бесплатных автопарковок, привокзальная площадь, выполнено благоустройство и озеленение территории. Силами и средствами федерального бюджета реконструирован аэродромный комплекс. С целью поддержки развития аэропорта как международного хаба, Министерством транспорта РФ 3 ноября 2011 года было принято решение о снятии ограничений на полеты иностранных авиакомпаний в Международный аэропорт Владивосток» [1]. В 2015г. аэропорт г. Владивостока был продан новым инвесторам: Changi, РФПИ и «Базовый элемент» [1].

4)      Аэропорт г.Казань. «В рамках подготовки к XXVII всемирной летней универсиады, проводимой в 2013г., в Казанском аэропорту введен   в эксплуатацию Терминала 1А пропускной способностью 1,2 млн. пассажиров в год, открыт новый аэронавигационный комплекс, казанский Аэроэкспресс начал осуществлять движение по маршруту "Железнодорожный вокзал Казань" – международный аэропорт "Казань" на современных поездах "Ласточка", открылась реконструированная взлетно-посадочная полоса (ВПП-1), введен в эксплуатацию полностью реконструированный  Терминал 1, пропускной способностью в 1,2 млн. пассажиров в год» [5]. Помимо этого в г. Казань проведены и запланированы и другие масштабные мероприятия (например, В 2015 году организован Чемпионат мира по водным видам спорта, в 2017 примет Кубок конфедераций и Чемпионат мира по футболу в 2018г., что также требует дополнительного развития воздушного транспортного узла.

5)      Аэропорт г.Иркутска. Проведение в феврале 2014г. чемпионата мира по бенди, где приняло участие 17 команд из разных стран (около 500 участников и гостей). «В июле 2015г. г. Иркутске «прошли VI Российско- Китайские молодежные игры по 12 видам спорта. В соревнованиях приняло участие 125 спортсменов, 48 тренеров и других официальных лиц от команды России и 120 спортсменов, 47 тренеров и других официальных лиц от команды Китая. Соревнования обслуживали 575 судей и 250 волонтеров» [8]. (Около 600 участников и гостей). В сентябре 2015г. проведен Кубок Дэвиса с участием сборной России и сборной Италии.

      Можно сделать вывод, что очевидна положительная динамика проведения масштабных спортивных соревнований в г. Иркутске, которая обуславливает потребность в модернизации инфраструктуры аэропорта для обслуживания пассажиров, причем дополнительно нужно учесть и привлечение бизнесменов («в Иркутске активно развивается сфера делового туризма, в год  в городе  Иркутске проходит более 30 крупных международных семинаров, симпозиумов с численностью приезжих участников более 500 человек»[9]) и туристов в рамках развития ОЭЗ «Ворота Байкала» и других городских и областных проектах) (см. Рисунок 1). Крайняя масштабная реконструкция пассажирских терминалов была проведена в 2009г. «Открыт терминал внутренних воздушных линий, который называют Хрустальными воротами Иркутска»[7]. А в последние годы проводилась только реконструкция ВПП и ремонт и строительство производственно-хозяйственных зданий, что подтверждает необходимость реконструкции терминала международных авиалиний. 


Рис.1. Тренд изменения пассажиропотока за период с 2015 по 2022 гг. по трем сценариям [Диаграмма составлена автором ].

   Каждый прибывающий гость на то или иное мероприятие способствует доходу аэропорта, а также города и в конечном счете, региона. В рамках нашей работы мы не будем подробно рассматривать эффект мультипликатора (количество раз, которое деньги, вложенные гостями региона в его экономику, были израсходованы в этом регионе. в т.ч на проживание, питание, покупки сувениров, билетов на мероприятие и т.д.), а рассмотрим в среднем доходы, принесенные одним посетителем города аэропорту (См. Табл.1).

     Если оценивать, что, например, каждый гость в среднем приносит аэропорту 1,14 тыс. руб. выручки, то 500 гостей, прибывающих на массовое мероприятие воздушным транспортом, -   570 тыс. руб. с учетом прилета и вылета.


Таблица 1 Показатели доходности аэропорта в 2008-2014гг.


 

Показатель

 

Ед. изм.

 

2008г.

 

2009г.

 

2010г.

 

2011г.

 

2012г.

 

2013г.

 

2014г.

 

Ср.знач.

Пассажиропо

ток

 

тыс.пасс.

 

1 042

 

855

 

1 079

 

1 258

 

1 400

 

1 569

 

1 713

 

1 274

 

Выручка

 

млн руб.

 

927,03

 

884,09

1

159,59

1

446,73

1

787,16

1

986,80

2

172,92

 

1 481

Тыс. Руб.

выручки на 1 пасс.

тыс. руб.

0,889

1,035

1,075

1,15

1,276

1,266

1,269

1,14

Чистая

прибыль

 

тыс. руб.

 

93 958

 

71 922

 

87 204

191

662

262

280

309

992

 

357 748

 

196 395

Тыс. Руб.

Чпр. на 1 пасс.

тыс. руб.

0,09

0,08

0,08

0,15

0,19

0,2

0,21

0,14

 

    Рассмотрим аэропорт г.Иркутска в контексте стратегических направлений развития Иркутской области более подробно.

   В Концепции развития Иркутской области отмечено, что для региона «важнейшим опорным проектом станет развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, а также формирование крупнейшего в макрорегионе мультимодального транспортно-логистического центра, который обеспечит транзит российских и международных грузов по территории макрорегиона и перераспределение грузовых потоков в рамках транспортной инфраструктуры области.

    Основу транспортной инфраструктуры будут составлять Транссибирская, Байкало-Амурская и Северо- Сибирская магистрали, сеть международных и местных аэропортов, а также сеть скоростных автомагистралей, связывающих европейскую часть России с Дальним Востоком»[3].

   В связи с  тем, что Иркутская область  находится вдали от судоходных рек и автомобильные  дороги находятся не в самом лучшем состоянии, то самыми привлекательными видами транспорта для гостей из других городов и стран является воздушный и железнодорожный транспорт. Между этими видами транспорта идет выбор времени и цены. Учитывая, что большинство спортсменов и делегаций, а также бизнес-туристов ценят время и комфорт, то приоритетным является развитие авиаузла при организации масштабных мероприятий.

    Проведем SWOT-анализ аэропорта Иркутска с точки зрения согласованного развития и с региональной властью, в т.ч. и событийного управления, для достижения синергетического эффекта развития инфраструктурной компании и региона (См. Табл.2).


Таблица 2


 Сильные стороны: Возможности:
 1. Развитая инфраструктура Общества для оказания полного комплекса наземного обслуживания по международным стандартам ВС различного класса (прием разных типов ВС, в т.ч. используемых азиатскими и европейскими авиакомпаниями); 2. Готовность к предоставлению скидок постоянным перевозчикам (выгода для новых авиакомпаний при регулярных рейсах) 3. Модернизированное здание аэровокзала внутренних линий,VIP – пристрой, в котором расположены залы повышенного комфорта для обслуживания пассажиров и конференц-зал с аудио и видеооборудованием (возможность проведения деловых и культурных конференций, мероприятий); 4. Ежегодное обновление спецтехники (повышение уровня сервиса обслуживания клиентов); 5. Положительная динамика показателей финансовой устойчивости и рентабельности деятельности последние 4-5 лет. 6. Персонал с высоким уровнем профессиональных компетенций; 7. Обеспечение полного соцпакета для работников. 8. Наличие структурного подразделения – гостиница для размещения прибывающих в город граждан. 1. Возможность развития географии полетов на международных направлениях (преимущественно Юго-Восточная Азия); 2. Рост экономики региона, деловой и туристической активности в связи с организацией различных масштабных меропориятий, расширение коммерческих связей с другими странами мира; 3. Развитая маршрутная сеть внутренних и международных направлений; 4. Развитие трансферных перевозок в России; 5. Возможность привлечения инвестора для дальнейшего развития.
 Слабые стороны: Угрозы:
 1. В связи с близостью к городу, ограничения по взлету/посадке в ночное время; 2. Запрет на взлет грузовых судов в сторону города; 3. Потребность объектов летного поля (взлетная полоса, рулежные дорожки) в реконструкции и капитальном ремонте; 4. Пиковые нагрузки в утренние часы, простои днем снижение качества обслуживания в утренние часы ; 5. Ограничения по допуску отдельных типов ВС 6. Строительство нового терминала, аэропорта маловероятно без привлечения сторонних инвесторов 7. Наличие заведомо убыточного подразделений с социальной направленностью (медсанчасть, база отдыха, столовая). 8. Неравномерность загрузки работников в течение рабочего дня в связи со спецификой графика рейсов; 9. Невысокий уровень зарплат у рабочих и специалистов. 1. Смещение рынка авиаперевозок в сторону Московского авиаузла; 2. Значительная степень конкуренции со стороны аэропортов Емельяново и Толмачесво как хабов; 3. Ограничения по инвестициям в инфраструктуру действующего аэропорта в связи со строительством нового аэропорта в г. Иркутске 4. Сокращение числа авиаперевозчиков в связи с экономическим кризисом в 2015г.; 5. Политические решения на уровне собственников о дальнейшем развитии или продаже акций 6. Угроза временного закрытия аэропорта для большинства рейсов в связи с принятием мер по реконструкции существующих объектов летного поля; 7. Риск снижения платежеспособного спроса на перелеты в связи с ухудшением общей экономической ситуации в регионе, стране и мире; 8. Повышение цен на материалы и услуги сторонних организаций (например, топливо, продукты для бортпитания, аренда и т.п.)

    Принимая во внимание сильные и слабые стороны, угрозы и возможности аэропорта г.Иркутска для власти региона можно сделать вывод, что на настоящий момент у областного центра есть уверенность в том, что проведение масштабных деловых, культурных и спортивных событий нужно и возможно благодаря способности приема гостей региона на высоком уровне воздушным транспортом из разных стран с помощью услуг различных авиакомпаний, кроме того есть возможность организации деловых переговоров непосредственно на территории аэропорта в конференц-зале и залах повышенного комфорта, с учетом размещения в рядом расположенной гостинице. Но вместе с этим, существует необходимость решения проблемы увеличения пропускных мощностей в ближайшие 5 лет, а также проблемы развития грузовых авиаперевозок.

    Таким образом, событийное управление, учитывающее интересы федеральной, региональной власти, населения и организаций, способствует синергетическому эффекту развития инфраструктурных компаний (аэропортов) и региона, одновременно являясь инструментом согласования стратегических программ (федеральных, региональных и корпоративных), планов их реализации.

 

Список литературы

1.      Аэропорт Владивосток встречает гостей и участников саммита АТЭС-2012. Официальный сайт аэропорта Шереметьево.  [Электронный  ресурс]   URL: http://www.svo.aero/news/2012/2536/arsecology.ru/2015/02/26/obrechennyj-aeroport-vladivostok-rasshirit- geografiyu-polyotov-za-schet-novyx-investorov-rfpi-i-ko/7466/ (дата обращения 19.09.2015).

2.      «Базэл Аэро» [Офиц. сайт] [Электронный ресурс] URL: http://basel.aero/press-center/news/passazhiropotok- aeroportov-bazel-aero-v-2014-godu-vyros-na-25/ (дата обращения 05.09.2015).

3.      Концепция социально-экономического развития Иркутской области до 2020 г.: утв. распоряжением Губернатора Иркутской области от 4 июня 2010 года N 34-р. - Иркутск, 2010.

4.      Концепция транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России [Электронный ресурс] URL: http://тд2018.рф/uploads/keynote.pdf (дата обращения 20.09.2015).

5.      Международный аэропорт «Казань» [Офиц. сайт] [Электронный ресурс] URL: http://www.kazan.aero/about- us/history/ (дата обращения 16.09.2015)

6.      О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу [Текст]: Постановление Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 // Собр. законодательства РФ. – 2013. – № 26. – Ст. 3340.

7.      ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» [Офиц. сайт] [Электронный ресурс] URL: http://www.iktport.ru/kompaniya/2009-05-07-13-52-31.html (дата обращения 15.09.2014)

8.      Российско-Китайских     молодежные     игры     2015     [Офиц.      сайт]     [Электронный     ресурс     ]     URL:http://rki38.ru/result (дата обращения 14.09.2015)

9.      Стратегия социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года: утв. решению Думы г.Иркутска от 06.07.2012 г. № 005-20-360579/2. - Иркутск, 2012.

10.   Транспортная система чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России // Википедия. [2015—2015]. Дата обновления: 25.09.2015. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=73547432 (дата обращения: 25.09.2015).

11.   Эвенто-менеджмент [Электронный ресурс] Викизнание. [2015—2015] URL: http://www.wikiznanie.ru/wikipedia/index.php/Событийный_менеджмент (дата обращения 29.09.2015).