09 января 2016г.
Ключевые слова: инфраструктурная компания, регион, событийное управление, аэропорт, стратегия Развитие крупных инфраструктурных компаний, таких как аэропорты, зависит во многом не только от основных направлений развития субъекта федерации, закрепленных в базовых документах стратегического развития, но и от политики власти (федеральной, региональной и местной) по организации массовых событий в регионе (культурные, спортивные, деловые и т.п.), способствующих повышению имиджа региона, привлечению туристов и бизнесменов, в конечном счете - росту пассажиропотока.
Управление событиями или событийный менеджмент (от англ. Event-management) – это «прикладная область изучения и пространство профессиональной практики, посвященное планированию, проведению и управлению специальными мероприятиями, такими, как фестивали, всевозможные празднования, развлечения, политические и государственные события, спортивные и связанные с искусством ивенты, мероприятия которые относятся к бизнесу и корпоративным делам (встречи, совещания, выставки), мероприятия которые относятся к частным (свадьбы, вечеринки, социальные семейные мероприятия)»[11].
Организация различных мероприятий федерального или международного значения обычно являются частью реализации стратегических программ. Для того чтобы обеспечить проведение масштабных событий на достойном уровне, правительство должно позаботиться о развитии инфраструктуры (производственной и социальной), связанной с их проведением. А значит, стратегии развития и планы мероприятий региона и инфраструктурных компаний должны быть согласованы, синхронизированы.
Эффект от согласованного планирования и реализации стратегий страны, региона и инфраструктурной компании достигается и благодаря событийному управлению, доказательством тому является опыт различных аэропортов (пример крупнейших компаний транспортной инфраструктуры) России:
1) Аэропорт г. Сочи. Олимпийские и паралимпийские игры в г. Сочи в 2014г. способствовали рекордному приросту пассажиропотока. «В течение 2014г. было обслужено более 3 млн пассажиров (прирост – 28%). Такой показатель был достигнут впервые за 23 года» [2].
2) Аэропорты г.Москва; г.Санкт-Петербург, г.Калининград; г.Казань, г.Нижний Новгород, г.Самара; г.Волгоград, г.Саранск; г.Сочи, г.Ростов-на-Дону; г.Екатеринбург. Подготовка РФ к проведению ЧМ по футболу 2018г. «Проведение чемпионата запланировано в одиннадцати городах-организаторах: «Всего в соответствии подпрограммой III «Строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры» Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 518, предусмотрено 29 мероприятий в части подготовки транспортного обеспечения Чемпионата, софинансируемых из федерального бюджета, 16 из которых – мероприятия по строительству и реконструкции аэропортовой инфраструктуры.[4,6,10]
3) Аэропорт г.Владивостока. Cаммит АТЭС в г.Владивосток в 2012г. В ходе приготовлений к данному мероприятию в 2008 году более 50% акций ОАО «Международный аэропорт Владивосток» приобрел ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». «Строительство нового международного терминала началось в августе 2009 года. Тестовый рейс был выполнен 1 июня 2012 года. Построены новые подъездные пути: автомобильная дорога и железнодорожная линия, топливозаправочный комплекс, объекты инженерной инфраструктуры, комплекс платных и бесплатных автопарковок, привокзальная площадь, выполнено благоустройство и озеленение территории. Силами и средствами федерального бюджета реконструирован аэродромный комплекс. С целью поддержки развития аэропорта как международного хаба, Министерством транспорта РФ 3 ноября 2011 года было принято решение о снятии ограничений на полеты иностранных авиакомпаний в Международный аэропорт Владивосток» [1]. В 2015г. аэропорт г. Владивостока был продан новым инвесторам: Changi, РФПИ и «Базовый элемент» [1].
4) Аэропорт г.Казань. «В рамках подготовки к XXVII всемирной летней универсиады, проводимой в 2013г., в Казанском аэропорту введен в эксплуатацию Терминала 1А пропускной способностью 1,2 млн. пассажиров в год, открыт новый аэронавигационный комплекс, казанский Аэроэкспресс начал осуществлять движение по маршруту "Железнодорожный вокзал Казань" – международный аэропорт "Казань" на современных поездах "Ласточка", открылась реконструированная взлетно-посадочная полоса (ВПП-1), введен в эксплуатацию полностью реконструированный Терминал 1, пропускной способностью в 1,2 млн. пассажиров в год» [5]. Помимо этого в г. Казань проведены и запланированы и другие масштабные мероприятия (например, В 2015 году организован Чемпионат мира по водным видам спорта, в 2017 примет Кубок конфедераций и Чемпионат мира по футболу в 2018г., что также требует дополнительного развития воздушного транспортного узла.
5) Аэропорт г.Иркутска. Проведение в феврале 2014г. чемпионата мира по бенди, где приняло участие 17 команд из разных стран (около 500 участников и гостей). «В июле 2015г. г. Иркутске «прошли VI Российско- Китайские молодежные игры по 12 видам спорта. В соревнованиях приняло участие 125 спортсменов, 48 тренеров и других официальных лиц от команды России и 120 спортсменов, 47 тренеров и других официальных лиц от команды Китая. Соревнования обслуживали 575 судей и 250 волонтеров» [8]. (Около 600 участников и гостей). В сентябре 2015г. проведен Кубок Дэвиса с участием сборной России и сборной Италии.
Можно сделать вывод, что очевидна положительная динамика проведения масштабных спортивных соревнований в г. Иркутске, которая обуславливает потребность в модернизации инфраструктуры аэропорта для обслуживания пассажиров, причем дополнительно нужно учесть и привлечение бизнесменов («в Иркутске активно развивается сфера делового туризма, в год в городе Иркутске проходит более 30 крупных международных семинаров, симпозиумов с численностью приезжих участников более 500 человек»[9]) и туристов в рамках развития ОЭЗ «Ворота Байкала» и других городских и областных проектах) (см. Рисунок 1). Крайняя масштабная реконструкция пассажирских терминалов была проведена в 2009г. «Открыт терминал внутренних воздушных линий, который называют Хрустальными воротами Иркутска»[7]. А в последние годы проводилась только реконструкция ВПП и ремонт и строительство производственно-хозяйственных зданий, что подтверждает необходимость реконструкции терминала международных авиалиний.
Рис.1. Тренд изменения пассажиропотока за период с 2015 по 2022 гг. по трем сценариям [Диаграмма составлена автором ].
Каждый прибывающий гость на то или иное мероприятие способствует доходу аэропорта, а также города и в конечном счете, региона. В рамках нашей работы мы не будем подробно рассматривать эффект мультипликатора (количество раз, которое деньги, вложенные гостями региона в его экономику, были израсходованы в этом регионе. в т.ч на
проживание, питание,
покупки сувениров, билетов на мероприятие
и т.д.), а рассмотрим в среднем доходы, принесенные одним посетителем города аэропорту (См. Табл.1).
Если оценивать, что, например, каждый гость в среднем приносит аэропорту 1,14 тыс. руб. выручки, то 500 гостей, прибывающих на массовое мероприятие воздушным транспортом, - 570 тыс. руб. с учетом прилета и вылета.
Таблица 1 Показатели доходности аэропорта в 2008-2014гг.
Показатель
|
Ед. изм.
|
2008г.
|
2009г.
|
2010г.
|
2011г.
|
2012г.
|
2013г.
|
2014г.
|
Ср.знач.
|
Пассажиропо
ток
|
тыс.пасс.
|
1 042
|
855
|
1 079
|
1 258
|
1 400
|
1 569
|
1 713
|
1 274
|
Выручка
|
млн руб.
|
927,03
|
884,09
|
1
159,59
|
1
446,73
|
1
787,16
|
1
986,80
|
2
172,92
|
1 481
|
Тыс.
Руб.
выручки на 1 пасс.
|
тыс. руб.
|
0,889
|
1,035
|
1,075
|
1,15
|
1,276
|
1,266
|
1,269
|
1,14
|
Чистая
прибыль
|
тыс. руб.
|
93 958
|
71 922
|
87 204
|
191
662
|
262
280
|
309
992
|
357 748
|
196 395
|
Тыс. Руб.
Чпр. на 1 пасс.
|
тыс. руб.
|
0,09
|
0,08
|
0,08
|
0,15
|
0,19
|
0,2
|
0,21
|
0,14
|
Рассмотрим аэропорт г.Иркутска в контексте стратегических направлений развития Иркутской области более подробно.
В Концепции развития Иркутской области отмечено, что для региона «важнейшим опорным проектом станет развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, а также формирование крупнейшего в макрорегионе мультимодального транспортно-логистического центра, который обеспечит транзит российских и международных грузов по территории макрорегиона и перераспределение грузовых потоков в рамках транспортной инфраструктуры области.
Основу транспортной инфраструктуры будут составлять Транссибирская, Байкало-Амурская и Северо- Сибирская магистрали, сеть международных и местных аэропортов, а также сеть скоростных автомагистралей, связывающих европейскую часть России с Дальним Востоком»[3].
В связи с тем, что Иркутская область находится вдали от судоходных рек и автомобильные дороги находятся не в самом лучшем состоянии, то самыми привлекательными видами транспорта для гостей из других городов и стран
является воздушный и железнодорожный транспорт. Между этими видами транспорта идет выбор времени и цены. Учитывая, что большинство спортсменов и делегаций, а также бизнес-туристов ценят время и комфорт, то приоритетным является развитие авиаузла при организации масштабных мероприятий.
Проведем SWOT-анализ аэропорта Иркутска с точки зрения согласованного развития и с региональной властью, в т.ч. и событийного управления, для достижения синергетического эффекта развития инфраструктурной компании и региона (См. Табл.2).
Таблица 2
Сильные стороны: | Возможности: |
1. Развитая инфраструктура Общества для оказания полного комплекса наземного обслуживания по международным стандартам ВС различного класса (прием разных типов ВС, в т.ч. используемых азиатскими и европейскими авиакомпаниями); 2. Готовность к предоставлению скидок постоянным перевозчикам (выгода для новых авиакомпаний при регулярных рейсах) 3. Модернизированное здание аэровокзала внутренних линий,VIP – пристрой, в котором расположены залы повышенного комфорта для обслуживания пассажиров и конференц-зал с аудио и видеооборудованием (возможность проведения деловых и культурных конференций, мероприятий); 4. Ежегодное обновление спецтехники (повышение уровня сервиса обслуживания клиентов); 5. Положительная динамика показателей финансовой устойчивости и рентабельности деятельности последние 4-5 лет. 6. Персонал с высоким уровнем профессиональных компетенций; 7. Обеспечение полного соцпакета для работников. 8. Наличие структурного подразделения – гостиница для размещения прибывающих в город граждан. | 1. Возможность развития географии полетов на международных направлениях (преимущественно Юго-Восточная Азия); 2. Рост экономики региона, деловой и туристической активности в связи с организацией различных масштабных меропориятий, расширение коммерческих связей с другими странами мира; 3. Развитая маршрутная сеть внутренних и международных направлений; 4. Развитие трансферных перевозок в России; 5. Возможность привлечения инвестора для дальнейшего развития. |
Слабые стороны: | Угрозы: |
1. В связи с близостью к городу, ограничения по взлету/посадке в ночное время; 2. Запрет на взлет грузовых судов в сторону города; 3. Потребность объектов летного поля (взлетная полоса, рулежные дорожки) в реконструкции и капитальном ремонте; 4. Пиковые нагрузки в утренние часы, простои днем снижение качества обслуживания в утренние часы ; 5. Ограничения по допуску отдельных типов ВС 6. Строительство нового терминала, аэропорта маловероятно без привлечения сторонних инвесторов 7. Наличие заведомо убыточного подразделений с социальной направленностью (медсанчасть, база отдыха, столовая). 8. Неравномерность загрузки работников в течение рабочего дня в связи со спецификой графика рейсов; 9. Невысокий уровень зарплат у рабочих и специалистов. | 1. Смещение рынка авиаперевозок в сторону Московского авиаузла; 2. Значительная степень конкуренции со стороны аэропортов Емельяново и Толмачесво как хабов; 3. Ограничения по инвестициям в инфраструктуру действующего аэропорта в связи со строительством нового аэропорта в г. Иркутске 4. Сокращение числа авиаперевозчиков в связи с экономическим кризисом в 2015г.; 5. Политические решения на уровне собственников о дальнейшем развитии или продаже акций 6. Угроза временного закрытия аэропорта для большинства рейсов в связи с принятием мер по реконструкции существующих объектов летного поля; 7. Риск снижения платежеспособного спроса на перелеты в связи с ухудшением общей экономической ситуации в регионе, стране и мире; 8. Повышение цен на материалы и услуги сторонних организаций (например, топливо, продукты для бортпитания, аренда и т.п.) |
Принимая во внимание сильные и слабые стороны, угрозы и возможности аэропорта г.Иркутска для власти региона можно
сделать вывод, что на настоящий момент у областного центра есть уверенность в том, что проведение масштабных деловых,
культурных и спортивных событий нужно и возможно благодаря способности приема гостей региона на высоком уровне воздушным транспортом из разных стран с помощью услуг различных авиакомпаний, кроме того есть возможность организации деловых переговоров непосредственно на территории аэропорта в конференц-зале и залах повышенного комфорта, с учетом размещения в рядом расположенной гостинице. Но вместе с этим, существует необходимость решения проблемы
увеличения пропускных мощностей в ближайшие 5 лет, а также проблемы развития грузовых авиаперевозок.
Таким образом, событийное управление, учитывающее интересы федеральной, региональной власти, населения и организаций, способствует синергетическому эффекту развития инфраструктурных компаний (аэропортов) и региона, одновременно являясь инструментом согласования стратегических программ (федеральных, региональных и корпоративных), планов их реализации.
Список литературы
1. Аэропорт Владивосток встречает гостей и участников саммита АТЭС-2012. Официальный сайт аэропорта Шереметьево. [Электронный ресурс] URL: http://www.svo.aero/news/2012/2536/arsecology.ru/2015/02/26/obrechennyj-aeroport-vladivostok-rasshirit- geografiyu-polyotov-za-schet-novyx-investorov-rfpi-i-ko/7466/ (дата обращения 19.09.2015).
2.
«Базэл Аэро» [Офиц. сайт] [Электронный ресурс] URL:
http://basel.aero/press-center/news/passazhiropotok- aeroportov-bazel-aero-v-2014-godu-vyros-na-25/ (дата обращения 05.09.2015).
3.
Концепция социально-экономического развития Иркутской области до 2020 г.: утв. распоряжением Губернатора Иркутской области от 4 июня 2010 года N 34-р. - Иркутск, 2010.
4. Концепция транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России [Электронный ресурс] URL: http://тд2018.рф/uploads/keynote.pdf (дата обращения 20.09.2015).
5. Международный аэропорт «Казань» [Офиц. сайт] [Электронный ресурс] URL: http://www.kazan.aero/about- us/history/ (дата обращения 16.09.2015)
6. О Программе подготовки к
проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира
по
футболу [Текст]: Постановление Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 // Собр. законодательства РФ. – 2013. – № 26. – Ст. 3340.
7. ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» [Офиц. сайт] [Электронный ресурс] URL: http://www.iktport.ru/kompaniya/2009-05-07-13-52-31.html (дата обращения 15.09.2014)
8. Российско-Китайских молодежные игры 2015 [Офиц. сайт] [Электронный ресурс ] URL:http://rki38.ru/result (дата обращения 14.09.2015)
9.
Стратегия социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года: утв. решению Думы г.Иркутска от 06.07.2012 г. № 005-20-360579/2. - Иркутск, 2012.
10. Транспортная система чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России // Википедия. [2015—2015]. Дата обновления: 25.09.2015. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=73547432 (дата обращения: 25.09.2015).
11. Эвенто-менеджмент [Электронный ресурс] Викизнание. [2015—2015] URL: http://www.wikiznanie.ru/wikipedia/index.php/Событийный_менеджмент (дата обращения 29.09.2015).