Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 октября 2016г.

Проблема инновационного развития фармацевтической отрасли имеет высокий уровень актуальности, так как ее решение позволяет не только обеспечить возрастающие потребности населения страны в высокоэффективных лекарственных препаратах, но и существенно улучшить систему здравоохранения государства в целом. В последние годы рынок российских фармацевтических препаратов входит в десятку крупнейших рынков данного типа и представляет собой один из наиболее подвижных и быстрорастущих. Отечественный рынок фармацевтических препаратов занял седьмое место по общим показателям и третье место по темпам прироста в процентах. При этом самым большим фармацевтическим рынком в мире является рынок США с розничными продажами лекарственных средств в размере 236,5 миллиардов долларов. Рассматривая с этой стороны российский рынок, можно сказать, что он отстаёт от среднеевропейского уровня потребления лекарственных средств в 3 раза и от рынка США в 5 раз. Оценивая всю фармацевтическую отрасль России в целом, отметим, что в общемировом объёме она составляет всего около 1% [2]. Совокупность таких факторов как заработная плата населения (в основном средняя и ниже средней) и одновременно – низкая культура потребления медикаментов не позволяют России перейти в клуб стран с большой долей в общемировом масштабе.

Отечественная продукция слабо востребована в западных странах по причине устаревших технологий производства, узкого и потерявшего свою эффективность ассортимента, а также медленного внедрения мировых стандартов производства лекарственных средств[3, 4].

 Мировым стандартом производства медикаментов является GMP – Good Manufacture Practice - Надлежащая производственная практика. GMP отражает целостный подход и регулирует и оценивает собственно параметры производства и лабораторной проверки [12,14]. Для стандартизации качества медицинского обслуживания населения в настоящее время GMP применяется вместе с другими стандартами, а именно с GLP (надлежащая лабораторная практика), GCP (надлежащая клиническая практика) и GDP (надлежащая дистрибьюторская практика). В совокупности данные стандарты позволяют безопасно и качественно производить лекарственные средства по всем правилам и нормам. Положение российского рынка фармацевтической продукции описывается двумя основными проблемами: поставка устаревшей и потерявшей свою клиническую эффективность субстанций и готовых лекарственных средств, а также постоянно растущей долей импорта [15, 20].

В настоящее время отечественный рынок фармацевтики продолжает оставаться импорто-зависимым: 76% лекарств (в денежном эквиваленте), которые потребляются населением, производится за рубежом. Поэтому объективным решением данной проблемы может служить политика имортозамещения, проводимая российскими предприятиями и поддерживаемая государством [5]. Это позволит стремительно развить рынок лекарственных средств в России, снизить издержки производства, увеличить доходы, как отечественных предприятий, так и государственного бюджета. Но этот процесс будет относительно длительным, так он требует изменения нормативно-правовой базы, инвестирования в обновление производственных мощностей, обновление всего ассортимента лекарственных средств. Также необходимо перейти на мировые стандарты производства, обучить персонал, и при этом поддерживать производственный процесс производства инновационных лекарственных средств [8,11,18].

Россия – страна не инновационной продукции, а дженериков. То есть фирмы производители в таком случае не могут выделять более 1-2% от своей выручки на исследования и разработки. В связи с этим необходимо государственно вмешательство в фармацевтическую область, проведение инвестиционной политики, которая должны быть направлена на расширение исследовательской деятельности в этой отрасли [10,13,17]. Это вмешательство условно можно разбить на несколько основных задач, которые должны быть решены при помощи государственно-частного партнёрства. Первой задачей в этой отрасли является развитие современной производственной базы, соответствующей стандартам GMP. Переход на данный и смежные стандарты позволит с меньшими издержками производить лекарственные средства и различные субстанции. Для реализации первой задачи существует определённые  меры,  такие   как  модернизация    системы  подготовки высококвалифицированных специалистов в фармацевтической области, организация федеральных лабораторий для контроля за качеством лекарственных препаратов, внедрение обязательных требований к правилам производства медикаментов. Вторая задача – формирование эффективного механизма с целью предоставления высокотехнологичных решений для импортозамещения лекарственных средств. То есть, здесь нужно оказать поддержку отечественных производителям. Такими мероприятиями будут являться: внесение в ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и другие законодательные акты дополнений, гарантирующих при организации закупок для государственных нужд приоритетность отечественных производителей, внесение в законодательные акты таких дополнений, которые уравновесили бы требования для отечественных и зарубежных производителей, выдача кредитных средств фармацевтическим предприятиям с определёнными льготными условиями.

Третья задача заключается в реализации мер реструктуризации действующих компаний, направленных на развитие конкурентных преимуществ отрасли и осуществление ее перехода на инновационную модель развития [1,7,19]. Данные задачи реализуется при помощи масштабной поддержки НИР и НИОКР со стороны государства (направленных на импортозамещение лекарств), путём выделения денежных и иных средств. Наращивание исследований, совершенствование нормативно-правовых актов, которые будут регламентировать проведение доклинических и клинических испытаний также имеют большое влияние на фармацевтическую отрасль. Поэтому развитие сейчас происходит путём создания государственно-частных кластеров, занимающихся различными исследованиями, производством и реализацией лекарственных средств [16].

В целях формирования собственной инновационной фармацевтики правительство разработало соответствующую федеральную целевую программу “Фарма 2020” по развитию фармацевтической и медицинской промышленности на 2011-2020 гг., одним из пунктов которой стало создание фармацевтических кластеров — индустриальных площадок, на территории которых может быть создан полный цикл производства лекарственных препаратов (от разработки до непосредственно продажи), что позволит существенно изменить развитие не только отрасли, но и региона, где они создаются. Создание такой системы позволит России стать более конкурентоспособной и привлекательной для иностранных и отечественных инвесторов. Предполагается, что такие кластеры смогут успешно выполнить план по импортозамещению, потому что концентрация производства, исследований, образования в пределах одной страны дадут необходимый результат. Важно отметить, что создаваемые кластеры активно привлекают иностранный капитал. В 2016 году уже можно видеть результаты работы кластерной системы, приведённые на рис. 1 и рис.2 [6].

Итак, ни в одной стране мира проблема инновационного развития фармацевтики не решалась без активного государственного регулирования. Повсеместно ускорение инновационности фармацевтической промышленности осуществляют с помощью государственного вмешательства, как через бюджетно- налоговую, так и денежно-кредитную политику.


Подобного опыта государственного регулирования, особенно за счет косвенных инструментов, в отечественной экономики накоплено еще относительно не много. Вместе с тем, государственная поддержка отечественных фармацевтических компаний, поспособствовала бы расширению и более быстрому развитию данной наукоёмкой отрасли, что в свою очередь активизировало бы развитие экономики промышленности России в целом.

Стимулированию инновационного развития российской фармацевтической отрасли может способствовать и то, что структурные преобразования в мировой фармацевтической отрасли, ведут к переносу части западных разработок лекарственных препаратов в нашу страну. В настоящее время наши фармацевтические компании в основном сориентированы на дженериковую бизнес-модель, получая за счет импортозамещения относительно небольшую прибыль. В связи с этим, основной проблемой инновационного развития фармацевтической промышленности является реструктуризация действующих российских предприятий в соответствии с международными стандартами, использование передовых производственных технологий для удовлетворения расширяющихся потребностей общества в оригинальных лекарственных средствах. Безусловно, инновационные технологии влияют на конкурентное положение фармацевтических предприятий и отрасли в целом. Во-первых, усовершенствование технологий в долгосрочной перспективе снижает издержки производства или вызывает возможности их дифференциации. Во-вторых, изменение способа производства вызывает сдвиг структуры издержек в пользу предприятия или предоставляет ему необходимые инструменты для производства уникальной, неповторимой продукции [9,21] В-третьих, совершенствование технологий обновляет структуру фармацевтической отрасли, что делает ее более конкурентоспособной. Исходя из этого, фармацевтические компании, проявляющие инновационную активность, стремятся внедрять передовые технологии в своё производство, инвестировать в различные исследования, что позволяет им в долгосрочной перспективе активизировать структурные преобразования всей фармацевтической отрасли. Заметим, что под инновационной активностью предприятия понимается относительная степень участия предприятия в инновационной деятельности как в её отдельном виде, так и в целом.

Можно предложить систему показателеи эффективности инновационнои деятельности компании, которая, включает: показатели эффективности функционирования инновационной производственной системы; показатели эффективности использования инновационных технологии; показатели эффективности инновационной продукции; интегральный показатель эффективности инновационнои деятельности предприятия. Коэффициент внутреннеи эффективности производственнои системы инновационного типа обосновывает удельныи вес самостоятельно разработанных предприятием инновационных технологии в общем объеме технологии. Коэффициент внешнеи эффективности производственнои системы инновационного типа обусловливает удельныи вес используемых предприятием извне инновационных технологии в общем объеме технологии. Коэффициент полнои эффективности инновационнои продукции характеризует удельныи вес произведенных предприятием единичных инновации в общем объеме инновации.

В итоге, на данном этапе можно видеть, что у российского рынка есть огромный потенциал, который пока не раскрыт. Существует ряд проблем в виде устаревших технологий производства и такого же ассортимента, его низкое качество. Все эти проблемы должны быть безоговорочно разрешены, поэтому нашей стране необходимо иметь не только собственное производство лекарственных средств, но и крепкую научную базу. Решение этих объективных проблем приведёт к ускоренному развитию отечественного фармацевтического рынка, увеличению рабочих мест, формированию собственных научного-исследовательских кластеров, увеличению доходов государственного бюджета и российских производителей лекарственных средств. На эффективность инновационной деятельности фармацевтических предприятий существенное влияние окажет государственное стимулирование. Поэтому следует расширить спектр применяемых инструментов и методов государственного регулирования инновационной активности предприятий фармацевтической отрасли.




Список литературы

 

 

1.      Алексеев А.Н. Инновационная деятельность предприятий промышленности: методология оценки и государственного регулирования [Текст] / А.Н.Алексеев//ТранспортноеделоРоссии. -2013. -№ 6-2. -С. 159-161.

 2.      Блинова Е.Ю. Совершенствование системы управления инновациями в фармацевтической отрасли: [Текст] / Блинова Елена Юрьевна; Дис. … кан. Экон. Наук. - Санкт-Петербург, 2010.

3.      Гарковец К.А., Игнатов Н.Г. Формирование механизма инновационного развития предприятий фармацевтической промышленности [Текст] / К.А. Гарковец, Н.Г. Игнатов // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 3-1 (68-1). - С. 744 -747.

4.    Игнатов Н.Г, Лобовкин А.А. Совершенствование инновационного развития фармацевтической промышленности [Текст] / Н.Г. Игнатов, А.А. Лобовкин //В сборнике: Приоритетные научные исследования и разработки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. - 2016. - С. 73-77.

5.      Комаров В.Ю., Игнатов Н.Г. Институциональные преобразования и структурная трансформация обрабатывающей промышленности [Текст] / В.Ю. Комаров, Н.Г.Игнатов//Экономика и предпринимательство. - 2015. -   № 12-1 (65-1). - С. 150-152.

 6.      Медицинский рынок. [Электронный ресурс] URL: http://pharma-2020.ru/data/med(дата обращения 18.08.2016) 

7.      Мысаченко В.И. Роль инвестиций в структурно-технологическом преобразовании промышленности [Текст] / В. И. Мысаченко // ВестникРоссийскогогосударственного торгово-экономическогоуниверситета. - 2008.- № 6. - С. 57-59.

8.      Мысаченко В.И. Формирование и развитие механизма структурных преобразований в промышленности России [Текст] / В. И. Мысаченко. - // автореферат диссертации. - М., 2009. - С. 15.

9.      Мысаченко В.И. Как расти? Спроси у меня…Конкурентоспособность и реструктуризация промышленных предприятий [Текст]/ В. И. Мысаченко // Российское предпринимательство. - 2008. - № 7-2.- С.120-124.

10. Мысаченко В.И. Методы и инструменты государственного регулирования структурных преобразований промышленности [Текст] / В.И. Мысаченко //Вестник Томского государственного университета. - 2009.- № 323. - С. 268-272.

11. Мысаченко В.И. Структурная перестройка промышленности России: теория, методика, практика, управление [Текст] / В. И. Мысаченко. - М.: Национальный институт бизнеса. - 2009. - С. 122.

12. Мысаченко В.И. Механизм структурных преобразований в промышленности России [Текст] / В. И. Мысаченко. - М.: Национальный институт бизнеса. - 2009. – С. 229.

13. Мысаченко В.И., Комаров В.Ю. Регулирование инвестиционных процессов в структурных преобразованиях машиностроительного комплекса [Текст] / В. И. Мысаченко, В.Ю.Комаров // Бизнес в законе.- 2011. - №1.- С. 225-228.

14. Мысаченко В.И., Елисаветченко И.В. Структурные сдвиги в фармацевтической отрасли и ее реструктуризация [Текст] / В. И. Мысаченко, И.В. Елисаветченко // Представительная власть-XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2012. - № 5-6. - С. 20-23.

15. Мысаченко В.И. Совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности фармацевтических предприятий [Текст] / В.И. Мысаченко // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - №4. - С. 56-60.

16. Мысаченко В.И. Формирование фармацевтических кластеров как фактор реструктуризации отечественной фармацевтической промышленности [Текст] / В. И. Мысаченко // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2014. - № 2-3.- С. 22-25

17. Мысаченко В.И. Экономико-правовые аспекты госрегулирования структурных преобразований в отраслях машиностроения [Текст] / В. И. Мысаченко // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2015. - № 2 (37). - С. 107-112.

18. Мысаченко В.И К вопросу о социально - ориентируемой реструктуризации предприятий фармацевтической отрасли [Текст] / В. И. Мысаченко// Вестник академии.- 2015.- №4.- С. 80-84.

19. Мысаченко В.И., Решетов К.Ю. Совершенствование государственного регулирования реструктуризации отечественного энергомашиностроения [Текст] / В. И. Мысаченко, К.Ю. Решетов / В сборнике: Современный взгляд на проблемы экономики и менеджмента//Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. - Уфа. - 2015. - С. 37-40.

20. Мысаченко В.И., Игнатов Н.Г., Решетов К.Ю. Совершенствование развития инновационных фармацевтических предприятий [Текст] / В. И. Мысаченко, Н.Г.Игнатов, К.Ю. Решетов //Экономикаипредпринимательство. - 2016. - №6 (71). - С. 315-319.

21. Решетов К.Ю., Мысаченко В.И. Конкурентоспособность в среде инновационного предпринимательства [Текст] / К. Ю. Решетов, В. И. Мысаченко // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2015. – № 3 (23). – С. 95–102.