Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ В СОВРЕМЕННОМ МЕХАНИЗМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
26 декабря 2015г.

    Как в российской, так и в мировой экономической науке сформировался устойчивый интерес к теории социальной рыночной экономики, основы которой были впервые сформулированы сразу же по окончанию Второй мировой войны германскими экономистами, среди которых выделяется А. Мюллер-Армак, которому эта теория обязана своим названием (soziale Marktwirtschaft).Расширенное воспроизводство социального потенциала рыночной экономики как средства достижения благосостояния населения является важнейшей характерист икой сформированного гражданского общества, функционирование которого в развитых странах обнажило проблему неравновесного сосуществования общественного и частного интереса, сформировало предпосылки борьбы социальных   сил  за  приспособление  государства  к  интересам  частной  сферы  и  вызвало  необходимость трансформации     методологии      коллективизма и  индивидуализма  в  социоэкономический принцип комплементарности ценностей индивида и социума.

    Теория социальной рыночной экономики могла сформироваться только в определенны х исторических условиях. Двадцатый век завершился усилением социальных противоречий, выявлением несостоятельности и неэффективности отдельных институтов государства всеобщего благосостояния. В этой  связи  актуальным является поиск модели сосуществования индивидуального и общественного интереса в социоориентированной экономике в форме единства, содержание которого выражено согласованием рационального поведения индивида в частном секторе экономики и государства, обеспечивающего реализацию общественного интерес а, не обязательно сводимого к индивидуальному. То есть задачи роста благосостояния индивида должны дополняться целями перераспределения этого благосостояния между участниками экономической системы, доступ к производственным ресурсам которых ограничен. Кром е того, социально-ответственное государство должно стремиться к созданию такого воспроизводственного ме ханизма и отраслевой структуры экономики, которая способна была бы удовлетворить потребности всех групп общества, в том числе и социально -уязвимых.

   Современная методология анализа  социоориентированной  модели экономического  развития и роли социально-ответственного   государства   базируется   на   принципах классической социальной   рыночной экономики,  теории  ордолиберализма,  как альтернативы  ортодоксальной экономической  науки,  и является результатом    эволюционного  развития   экономической науки. Систематизация    причин    экономического благосостояния   проведена   Дж.Миллем,   А. Смитом,   Д. Рикардо.   Методологические   основы теории благосостояния разработаны представителями не оклассической школы Л. Вальрасом, А. Маршаллом, А. Лигу, Г. Сиджвиком, Ф. Эджвортом. Различные принципы роста  богатства населения исследованы Дж. Кларком, С. Сисмонди, Ж.Б. Сэйем. Прикладные аспекты анализа предпосылок повышения благосостояния рассмотрены Ж. Дюпюи, Г.  Хотеллингом.  Пионером  обоснования принципа агрегирования  индивидуальных полезностей  в общественные является И. Бентам. Ограниченная ра циональность как принцип удовлетворения потребностей исследована Р. Алленом, Г. Саймоном. Проблема социального благосостояния поставлена А. Бергсоном и П. Самуэльсоном.  Функция социального  благосостояния,  трансформирующая индивидуальные   предпочтения в общественные,  обоснована     К. Эрроу.  Потери благосостояния  от монополистической деятельности проанализированы  Г.  Таллоком.  Существенное  приращение  теории   благосостояния  достигнуто  во  второй половине XX в. и связано с  возрождением интереса к институциональной проблематике в экономической теории, основы анализа которой заложены Т. Веб леном, Дж. Коммонсом, У. Митчеллом. Исследования Дж. Гэлбрейта, Г. Мюрдаля, Р. Коуза, Д. Норта, Р. Томаса, О. Уильямсона, Дж. Бьюкенена значительно расширили представления  экономической науки о принципах справедливости.

Современный неолиберализм уступает свои позиции неокейнсианству, неоинституционализму, не- оэволюционизму, в этой связи фундаментальным принципом социоэконо мики выступает оптимальное сочетание рыночных и регулятивно-социальных начал, т.е. принцип бинарной экономики Л. Келсо. Институциональная проблематика широко представлена в работах преемников традиций австрийской школы политической экономии Й.А . Шумпетера и Ф. фон Хайека, а также в трудах немецких теоретиков ордолибера лизма, социальной рыночной экономики В. Ойкена, Ф. Бема, Л. Эр хар да. Со временный взгляд на социальную рыночную экономику сформирован на основе исследовательских подхо дов, разработанных. В. Гарбузовым, К. Гаджиевым, В. Иноземцевым, Ю. Князевым, А. Некипеловым, Р. Нуреевым.

     Важную роль в формируемой методологии социо-ориентированной и справедливой экономики играет социальное государство Л. Штайна (XIX в.). Следует отметить разнообразие подходов к исследованию социально-ответственного государства, существенно отличающихся в содержании используемых в разных странах моделях. Эволюционный подход описывает следующие модели социального развития: либеральная, корпоративная, бисмарковская,  бевериджская, социал-демократическая, неоконсервативная, различающиеся ролью и степенью участия государства, бизнеса и домо хо зяйств в социальном развитии, а также эффективностью институтов гражданского общества.

     Принципиальное отличие концепций социоэкономики и социально -ориентированного  государства состоит в том, что основополагающая роль в модели социального государства отводится государству как совокупности институтов, обеспечивающи х достижение необ ходимого уровня социального развития, а в социоэкономике - конкурентному рынку, стимулирующему социоэкономическую динамику. Современная социальная экономика является обществом глобального социального регулирования, хотя в любом обществе присутствует регулирующая роль государства.

     В целом же экономическая наука ис ходит из того, что основы модели социально -ориентированной рыночной экономики заложены в рамках исследований германской школы ордолиберализма, основанная в 30 -е годы  XX  столетия  фрайбургскими  экономистами  В.  Ойкеном,  Ф.   Бемом   и  другими.  Ключевым   для ордолибералов стало понятие "порядок" (Ordnung), в зависимости от степени присутствия которого экономические системы могут варьироваться от чисто рыночной до жестко управляемой. Именно и дею сочетания либерализма и порядка, воплощенного в деятельности государства, использовали теоретики социальной рыночной экономики при обосновании  курса экономического развития  в условиях послевоенной  Западной Германии. Эта теория затем получила  признание в других развитых европейских странах и заняла свою нишу в мировой экономической науке.

    В момент своего возникновения теория ордолиберализма воспринималась как вызов классической и неоклассической политэкономии, главным постулатом которой  была свободная  ры ночная   конкуренция независимых товаропроизводителей, испытывающих на себе воздействие лишь объективных факторов и закономерностей рынка, но никак не субъективных влияний государства и других внешних сил. Таким же вызовом классике и неоклассике было и кейнсианство, доказавшее полезность в современных условиях макроэкономического регулирования, и другие более поздние теоретические течения и школы вплоть до нынешних вариантов неоинституционализма. Все эти течения объединяет признание необхо димой роли государства (общества) в функционировании современной рыночной экономики, хотя степень и формы признаваемого ими государственного или общественного воздействия у них разные. Поэтому все они в определенной мере по праву должны рассматриваться либо предтечами, либо с оставными элементами современной теории социальной рыночной экономики наряду с первоначальным ордолиберализмом и последующими его модификациями.

    Социально-ориентированная  рыночная  экономика  жизнеспособна  до  тех  пор,  пока  соблюдаются необходимые пределы социальной защиты, за которыми начитается социальное иждивенчество и неоправданная растрата общественных ресурсов. Социальной основой такой экономики является массовый слой экономически активных и материально обеспеченных людей, которым чужды иждивенческие настроения, осознающих личную ответственность за свою судьбу, способных служить двигателем экономики по своему отношению к труду, по квалификации, по способности к накоплению и капитализации трудовых до ходов, по способности адаптироваться к процессам развития экономики. Неотъемлемой чертой такой экономики являются относительно высокий уровень социальных гарантий, развитые системы социальных услуг.

     Существует несколько трактовок понятия «социально ориентированная рыночная экономика». Так, можно толковать социально ориентированную экономику как систему, в которой наиболее значимой является перераспределительная функция государства, позволяющая устранить существующую в обществе дифференциацию до хо дов и  ликвидировать полюса бедности и  богатства. Данное определение , однако, является не совсем корректным, поскольку любое государство занимается перераспределением до хо дов посредством функционирования бюджетной системы, поэтому нельзя говорить о социальности каждой подобной экономической системы.

    Очевидно, что названная система должна обладать определенными институциональными признаками.

    Представляется, что такими признаками должны быть:

1)          высокий уровень экономического развития, который проявляется  в производстве объема ВВП на душу населения, необ ходимого для достойной жизни членов постиндустриального гражданского общества, развитость социальных и политических институтов, которые призваны гарантировать  и развивать основные права и свободы граждан;

2)          имманентно присущая прогрессивность тенденций развития, то есть, способнос ть при цикличности развития аккумулировать и использовать весь креативный потенциал населения;

3)          способность обеспечивать защиту интересов всех, а не только малообеспеченных групп населения, включая интересы трудоспособного населения, имеющего возможность обеспечить себя необ ходимыми средствами к существованию.

    Вышеназванные признаки, по мнению автора статьи, позволяют дать следующее  определение: под социально ориентированной рыночной экономикой понимается такой тип экономической системы, который отличается высоким уровнем экономического, политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности населения страны.

    В рамках социально-экономических исследований выделяется несколько моделей социально ориентированной рыночной экономики: либеральную, консервативную, социал-демократическую и рудиментарную. Либеральная система, сформированная в основных своих характеристиках в Великобритании, основывается на господстве рыночного механизма, относительно невысокой доли ВВП, перераспределяемой через налоговую и бюджетную систему (порядка 40%), реализации пассивной политики на рынке труда, ориентированной преимущественно на выплаты пособий по безработице, высоком удельном весе  частных и общественных компаний в сфере производства частных услуг. Условия жизни людей в основном обеспечиваются за счет работы рыночного механизма, который в незначительной степени дополняется государственным регулирующим воздействием.

     Консервативный тип социально-ориентированной рыночной экономики предполагает ориентацию на рыночный механизм распределения относительно большой доли перераспределяемого ВВП (порядка 50%), на поддержание полной занятости, развитой системы социального диалога и партнерства. При этом в центре внимания государства на хо дится социальная помощь и социальное обеспечение. Выплаты, которые осуществляются за счет формирования стра ховы х фондов на основе совершаемых работодателями взносов. Подобная модель развивается в Германии, Франции, Италии, Австрии и Бельгии.

     Социал-демократический режим реализуется через перераспределение 50 -60% производимого ВВП, активную политику государства на рынке труда, ориентацию социальной политики на конкретного человека. Социальная помощь населению осуществляется в форме значительных дотаций и субсидий. При этом, чрезмерные трансферты сопровождаются достаточно высокими ставками налогообложения, что существенно снижает стимулы для предпринимательской и трудовой деятельности. В последнее время этот тип социа льно- ориентированной рыночной экономики подвергается значительным модификациям. Наибольшее развитие такая система получила в скандинавских странах: Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии.

    Рудиментарный тип характерен для наименее развитых стран Западной Европы, в которых наблюдается высокий уровень безработицы, значительные колебания объемов перераспределяемого ВВП от 40% (в Испании) до 60% (в Греции). При этом социальная политика государства направлена, прежде всего, на малообеспеченные слои населения.

    Анализируя в данной статье специфические черты «новой» экономики можно сделать вывод, что ключевым производительным ресурсом в ней выступает человеческий капитал, а для его воспроизводства весьма важным является изменение самой методологии хо зяйствования: пере хо д от экономического (ориентированного на использование традиционных факторов производства – труд, земля, капитал) к социоэкономическому (предполагающему эффективное воспроизводство человеческого, интеллектуального капитала).  Особенности обоих типов хозяйствования представлены в Табл. 1.

Таблица 1 Сравнительные характеристики экономического и социо-экономического типов хозяйствования [1].

 

Элементы хо зяйственного механизма

Экономический (индустриальный) тип хо зяйствования

Социоэкономический тип хо зяйствования

Ключевые императивы

Рынок, частная собственность, конкуренция

Поворот в сторону решения социальных проблем, вызванных обострением противоречий рыночной  экономики

Способ взаимосвязи

экономических и социальных факторов

Доминирующая роль

экономическихфакторов социального развития и           хо зяйственного взаимодействия

Социальные императивы –

ограничения и стимулы          хо зяйственного взаимодействия

Лимитирующий фактор производства

Инвестиционный капитал

Человеческий капитал, социальный капитал

Движущий фактор развития

Частный интерес

Трансформация индивидуальных

интересов в общенациональные и коллективные

Отношение к свободе как критерию развития

Свобода в системе экономическихотношений ограничена формальными нормами

Свобода в системе социоэкономическихотношений ограничена неформальными нормами общества «свободных агентов» и сетевой экономики

Способ координации

Меркантилистический способ координации социально- экономического развития, движимый

Предпочтительность коллективных решений над индивидуальными. Возрастание роли общественных институтов

 

рентоориентированным

поведением ключевых факторов, прежде всего государства

 

Способ достижения

компромисса эффективности и справедливости

Эффективность первична по

отношению к справедливости

Компромисс эффективности и

справедливости решается по принципу достижения допустимого неравенства

Господствующая социальная группа

Бюрократическая элита, высший менеджмент

Средний класс, социально и экономически независимые индивиды

Преобладающий тип отношений

Производственные

Гуманистические (гуманитарные)

Тип отношений между потребителем и производителем

Независимость потребителей и производителей:                      хо зяйствование – цель их социального взаимодействия

Хозяйствование – средство гармоничного развития личности и социального взаимодействия

Способ регулирования на макроуровне

Безусловное государственное вмешательство

Ограниченное государственное вмешательство

Тип социального партнерства

Концентрация  власти государством, доминирование интересов узкоориентированных меркантилистических групп

Развитие многообразныхформ государственно-частного партнерства, трипартизм

Тип индикаторов социально-

экономического развития

Доминируют экономические

индикаторы

Доминируют социальные

индикаторы

 

Таким образом, критериями устойчивого воспроизводства социоэко номического типа хозяйствования в отличие от экономического выступают: расширение социальной сферы, позитивная динамика экономических и социальных индикаторов, снижение социальной напряженности, обеспече ние свободы доступа к социальным благам и услугам всех групп населения; повышение качества предоставляемых государством социальных услуг; реализация принципов социальной ответственности.

 

Список  литературы

1.           Составлено автором с использованием источника: Михалкина  Е.В. Социальный  потенциал рыночной экономики: императивы системной реализации. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. –  С.26-27.