Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АГРАРНОГО РЫНКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
09 января 2016г.

   Актуализация логистики развития современного агропроизводства обусловлена сложностями модернизации отрасли сельского хозяйства, институционально-рыночное построение и интеграция активов в которой не отвечает требованиям времени и ограничивает возможности инновационного преобразования АПК.

    Практика функционирования отечественного аграрного рынка показала, что для его устойчивости важным является не только достижение производства продукции по объему, ассортименту и качеству, соответствующего спросу на неѐ, но и доведение еѐ до конечного потребителя в нужные сроки, с минимальными издержками и с теми же количественными и качественными показателями. Опыт развитых стран мира доказывает, что последнее достигается созданием организованных каналов продвижения сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю, основанных на логистических принципах управления товарными потоками, обеспечением этих потоков материальными ресурсами, оперативностью и доступностью информационного и кредитно-финансового обслуживания всех задействованных в этом процессе участников, четкой регламентацией правил их поведения. В совокупности все эти условия рассматриваются как услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам рынка и составляющие суть его инфраструктуры. Отсутствие или недостаточное наличие этих условий на отечественном аграрном рынке является одной из определяющих причин больших перекосов на нем.

   Кроме того, ведущей идеей вхождения России в ХХI век было провозглашено повышение конкурентоспособности российской экономики [3]. Это касается всех отраслей народного хозяйства. Не является исключением и сельское хозяйство, скорее наоборот.

    Целенаправленное вхождение логистики в сельскохозяйственное производство позволяет экономике и управлению сельскохозяйственными процессами выйти на новый качественный уровень, наметить пути повышения эффективности организации сельскохозяйственного производства на протяжении всего жизненного цикла сельскохозяйственной продукции [4].

   Для активного развития в регионе АПК нужна единая система заготовки, переработки и хранения сельхозпродукции. Чтобы решить эту задачу можно и нужно использовать сельхозкооперативы и развивать сеть логистических центров. Логистика в сельском хозяйстве – новое явление для нашей страны, хотя отдельные элементы логистики всегда присутствовали во всех производственных и обслуживающих отраслях. Эффективность логистики выражается в установлении связей между отдельными элементами технологической цепочки отрасли для того, чтобы поставить реализацию продукции на системную основу.

   Особенностью аграрной отрасли является то, что основная проблема сохранности выращенной продукции зачастую гораздо эффективнее решается самими сельхозпроизводителями (кроме зерна, которое хранится в элеваторах), а скоропортящаяся продукция при появлении таких признаков в короткий срок должна быть отправлена на переработку и консервирование.

   Логистика – это управление товарными потоками.  Но эти потоки сначала  нужно создать, они носят рукотворный характер. Выделим основные цели и задачи применения логистики в сельском хозяйстве:

-           рационализация и  оптимизация материальных потоков сельскохозяйственного сырья, сельскохозяйственной  продукции,  дизтоплива,  горючесмазочных  материалов,  поставки  оборудования  и сельхозтехники, а также рационализация внутрихозяйственного производства;

-   создание устойчивой системы снабжения и сбыта в корпоративном и территориальном разрезах;

-    повышение инновационной деятельности за счет внедрения системы автоматической идентификации сельскохозяйственной продукции;

-   вывод из сбытовой сети непроизводительных посредников;

-   реализация принципа доставки продукции в нужное место и в нужное время;

-   улучшение сохранности и сокращение порчи продукции сельскохозяйственного производства; Это в значительной мере будет способствовать:

-   установлению рациональной системы   ценообразования в интегрированной системе: сельскохозяйственное производство- переработка- торговая сеть;

-   расширению спектра рынка спроса и предложений на сельскохозяйственную продукцию, что устраняет диктат со стороны локальных монопольных участников из числа предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

-   гармонизации стандартов, правил, условий международной торговли сельскохозяйственной продукцией, удобрениями, сельхозтехникой и т.д.;

-    устойчивому функционированию системы государственного информационного обеспечения в  АПК с введением объективных оперативных сведений по всей цепи производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

-   созданию аграрной логистической системы на федеральном уровне.

   В последние несколько лет в России создана серьезная нормативно-правовая база, позволяющая решать вопросы сбыта сельскохозяйственной продукции, но при этом отсутствует системная институциональная структура. Законодательство позволяет создавать различные сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в том числе сбытовые (торговые).

    Для обеспечения продовольственной безопасности страны в условиях импортозамещения вопрос о логистических центрах, необходимость создания которых в режиме государственно-частного партнерства не раз заявлялась АККОР (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России), наконец всерьез поставлен государственной властью. С 2015 года поддержка создания оптово- распределительных (логистических) центров осуществляется с помощью специальной подпрограммы в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [1]. Одним из приоритетных направлений реализации Концепции внутренней продовольственной помощи отечественным сельхозпроизводителям является создание системы овощехранилищ и логистических, оптово-распределительных центров по реализации сельскохозяйственной продукции. Новые организации, оптово-распределительные центры, логистические пункты, картофеле-овощехранилища, исходя из федеральной и региональной идеологии, в ближайшие пять лет должны стать звеньями торговой системы и значительно увеличить оборот на региональном и национальном рынке продуктов питания. Это общепризнанная, эффективная мировая практика даѐт аграриям гарантии, что их труд будет востребован при любых экономических условиях.

   Краснодарский край является развитым сельскохозяйственным регионом, в котором остро стоят вопросы организации логистических потоков этой отрасли [2]. В целях реализации мероприятий по развитию в этом регионе системы оптово-логистических (оптово распределительных) центров необходимо: принятие муниципальных программ развития оптово-логистических (оптово распределительных) центров; формирование системы мониторинга эффективности создания и развития оптово-логистических (оптово распределительных) центров в рамках региональной статистики; обеспечение консультационного сопровождения и внедрение учебных программ по созданию и развитию оптово-логистических (оптово распределительных) центров.

    В городе Краснодаре успешно запущен пилотный логистический центр, который нужен сельхозпроизводителям малых форм хозяйствования края, фермерским и личным подсобным хозяйствам для формирования оптовых партий и организации поставок своей продукции в торговые сети региона. Основная задача центра – работа с сельхозпроизводителями региона, покупка овощей, также ему предстоит решать вопросы с кооперативами крестьянских хозяйств относительно покупки удобрений и саженцев.

Мы полностью поддерживаем предложения Минсельхоза по созданию оптовых логистических центров, которые во всем мире служат  проводником в  доведении сельхозпродукции до потребителя.  Логистические центры призваны решить главную проблему сельских товаропроизводителей - наладить сбыт произведенной ими продукции.

 

Список литературы

1.      Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс]. http://mcx.ru/documents/document/show/22026.htm

2.      Зелинская М.В., Болтава А.Л. Особенности состояния региональной экономики Краснодарского края // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 11-3 (52-3). – С. 223-227.

3.      Зелинская М.В., Перова А.Е., Ащеулов А.В. Оценка инвестиционного фактора развития инновационной экономики Краснодарского края // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2011. – № 9. – С. 45-51.

4.      Чернявская С.А., Зелинская М.В. Влияние глобализации на развитие продовольственной подсистемы Краснодарского края. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2012. – № 5. – С. 216-221.