Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ РЕЙТИНГОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
09 января 2016г.

   В настоящее время в современном деловом обществе система рейтингов играет ключевую роль при оценке уровня финансовой надежности партнеров. Показатели рейтинга в компактной и емкой форме характеризуют состояние и перспективные тенденции изменения финансовой стабильности хозяйствующих субъектов, играя роль индикаторов для принятия решений, установления и поддержания деловых отношений.

   Текущий уровень рейтинга и динамика его изменения служат сигналами для сохранения, расширения и свертывания взаимосвязей. Рейтинги, например, могут использоваться при принятии решений о масштабах и сроках кредитования субъектов, установлении соответствующих процентных ставок по предоставляемым кредитам, определении масштабов и характера инвестиций в развитие и поддержание производства и уровня риска финансовых вложений.

   В современном понимании рейтинг – это комплексная оценка финансового состояния субъекта, которая позволяет отнести его к некоторому классу или категории [1, с. 8].

   Рейтинги в экономике стали распространенным явлением. Они предлагаются всеми –  всемирно известными международными агентствами, рейтинги которых воспринимаются как всеми правительствами, так и деловыми кругами, где составляются рейтинги по различным методикам, включающим в себя объективные и субъективные моменты, мнения, расчеты [2, с. 71].

   Рассмотрим основные виды рейтингов, существующие на сегодняшний день в экономике. Рейтинг предприятия означает отнесение предприятия к какому–либо разряду, классу или категории. Рейтинг не остается постоянным – он может повышаться или понижаться, тогда как рейтинговая оценка – это место предприятия в классификации, полученной в ходе осуществления рейтинговой процедуры.

   Выражая свою позицию, Карминский А.М. говорит о том, что список субъектов, упорядоченных (ранжированных) по величине какого–либо показателя деятельности, носит название рэнкинг [1, с. 19].

   Наиболее развиты в России в настоящее время рейтинги и рэнкинги  банков. Популярна публикация списков, в которых банки ранжированы по значению одного показателя. Это объясняется как большей доступностью и относительной прозрачностью отчетности кредитных учреждений, так и острым общественным интересом, проявляемым к банковским услугам [1, с. 20].

   Чая В.Т. дает определение рейтингу аудиторских компаний как оценке деловых и профессиональных качеств аудиторских организаций, являющихся своего родом мерилом надежности и стабильности деятельности [4, с. 67].

   Рейтинг аудиторской компании определяется путем расчета интегрального показателя рейтинга по трем следующим группам показателей, наиболее комплексно характеризующих деятельность аудиторской организации: экономические показатели деятельности аудиторской организации; уровень профессионализма аудиторской организации; деловая репутация аудиторской организации [4, с. 64].

   Существуют, так называемые, кредитные рейтинги – это мнение рейтингового агентства относительно общей кредитоспособности заемщика или кредитоспособности заемщика, в отношении конкретных долговых обязательств, основанное на оценке факторов риска. Кредитный рейтинг представляет собой лишь информацию, которую инвесторы могут использовать при совершении операций с финансовыми инструментами и ценными бумагами [1, с. 35].

   Рейтинг банков можно составить по многочисленным критериям. Банки оценивают по величине активов, обширности филиальной сети, объему выданных кредитов, по отзывам клиентов. Вы можете оставить отзыв о банке, выставить оценки  за качество обслуживания, условия и удобство работы с банком. Рейтинг банков представляет собой оценки, упорядоченные по убыванию вероятности дефолта. Такой рейтинг оказывает большое влияние на финансовую деятельность фирмы или банка.

   Кроме того выделяют также рейтинги страховых компаний. По Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховая компания обязана публиковать лишь баланс страховой организации. Однако он не несет полной и оперативной информации, необходимой для анализа дел в страховой компании. Большинство клиентов не имеют свободного времени, квалификации и возможности для проведения специального анализа финансовой устойчивости своего страховщика. В данном случае удобно было бы использовать информацию, публикуемую в специальных изданиях, которая характеризует рейтинг страховщика.

   За рубежом давно существуют специализированные рейтинговые агентства, которые регулярно публикуют рейтинги страховых компаний и аналитические обзоры их деятельности. Рейтинг необходим не только страхователю или инвестору, но и самой страховой компании для оценки своего положения на рынке.

   Рейтинг ценных бумаг – это система условных показателей оценки ценных бумаг по степени их надежности, разработанные специализированными рейтинговыми агентствами. Рейтинги используются инвесторами и аналитиками. Также существует двойной рейтинг – ситуация, когда два ведущих рейтинговых агентства присваивают одной и той же ценной бумаге разные показатели.

   Необходимо отметить, что популярность рейтингов в экономической среде подтверждает и то, что на сегодняшний день известное российское рейтинговое агентство Эксперт ежегодно проводит проект «Эксперт 400. Это исследовательско–коммуникационный проект, в рамках которого регулярно формулируются ключевые проблемы развития российской экономики, в их обсуждение вовлекаются бизнес, экспертное сообщество, власть и, наконец, формулируются одобренные широким сообществом пути решения этих проблем.

   Основная цель рейтинга – выявить наиболее крупные компании российской экономики и на основе результатов их деятельности проанализировать роль крупного бизнеса в экономическом развитии России, его структуру и основные тенденции развития [3, с. 190].

   Рейтинг способствует повышению прозрачности российской экономики и тем самым содействуют ее активизации, установлению партнерских отношений, притоку инвестиций. Сегодня рейтинг «Эксперт–400» – это наиболее репрезентативный список ведущих российских компаний. За годы своего существования рейтинг получил признание как в России, так и за ее пределами и широко цитируется российскими и зарубежными СМИ.

   В качестве главного критерия составления рейтинга «Эксперт–400» принят показатель, характеризующий объем реализации продукции (работ, услуг). В случаях, когда в силу специфики деятельности компаний этот показатель не может быть применен (например, для банков, страховых компаний) используются данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу.

   Участие в рейтинге «Эксперт–400» не имеет ограничений отраслевого характера. В результате в него вошли компании практически из всех основных сфер экономики. Место компании в рейтинге определялось путем их ранжирования по объему реализации продукции (работ, услуг) [5].

   Подводя итог вышесказанному, стоит подчеркнуть, что назначение рейтингов состоит в том, что они являются важным критерием для принятия оптимальных управленческих решений и стратегических задач хозяйствующими субъектами в процессе осуществления их деятельности. Кроме того, рейтинги дают достаточно хорошую возможность пользователям рейтинговой информации сравнивать необходимые им данные по нескольким параметрам.

 

Список литературы

1.      Карминский А.М. Рейтинги в экономике: методология и практика: учебник / А.М. Карминский, А.А. Пересецкий, А.Е. Петров. Под ред. А.М. Карминского. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 240с.

2.      Кизим А.А. Определение риска финансовой устойчивости с помощью рейтинговой оценки на примере предприятий сахарной промышленности / А.А. Кизим, К.А. Кизим // Финансы и кредит. – 2006. – № 32 (236). – С.71–74.

3.      Овчаренко Ю.В. Рейтинговая оценка эффективности деятельности предприятий как инструмент разработки стратегии развития региона / Ю.В. Овчаренко // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. – 2015. – № 2(15). – С. 188- 195.

4.      Чая В.Т. Методика рейтинговой оценки аудиторских компаний: проблемы и решения / В.Т. Чая // Аудит. – 2007. – № 9 (201). – С.63–67.

5.      http://www.raexpert.ru официальный сайт «Рейтинговое агентство «Эксперт РА»»