Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
09 января 2016г.

   Проблема продовольственного обеспечения России и ее регионов существует на протяжении нескольких столетий и не решена до сих пор. И причина этого не только в особенности ее природно – климатических условий, но и в неэффективной агропродовольственной политике. Проблема продовольственного обеспечения страны усложняется и в связи со вступлением ее в ВТО, поскольку российское сельское хозяйство не может успешно развиваться в рамках установленной этой организацией условий.

   Снижение уровня жизни населения, вызванное в последние годы падением производства, нарушением экономических и хозяйственных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, ухудшением финансового состояния народного хозяйства привело к резким деформациям в структуре и объемах потребления населением продуктов питания.

    Вызывает тревогу тот факт, что в настоящее время российский АПК обеспечивает физическую доступность населения на минимальном уровне потребления — на 20% ниже по сравнению со странами, входящих в Евросоюз. Сельскохозяйственное производство ведется только на 12–13% всей территории страны, и оно распределено крайне неравномерно, а 40% валовой продукции АПК дают только 14 регионов – доноров, которые в основном относятся к индустриальным. Но даже и они в условиях ВТО пока не в состоянии решить проблему полного продовольственного самообеспечения, что обусловлено следующими обстоятельствами:

1.   Дистрофированной структурой экономики, в которой преобладает производство средств производства с одновременным отставанием многих отраслей промышленности. Она не ориентирована на обеспечение сельского хозяйства необходимыми техническими средствами, не позволяет создавать для аграрного комплекса современное оборудование и дотируется по остаточному признаку.

2.    Экологическим неблагополучием таких регионов, к каким относится Уральский федеральный округ, связанное с высокими техногенными нагрузками на агроресурсный потенциал. В данном регионе в результате ядерных взрывов и других источников загрязнения было выведено из строя около 30% земель сельскохозяйственного назначения.

3.    К благоприятствующим условиям для решения продовольственной проблемы в регионе можно отнести следующие:

-   возможностью решения проблемы продовольственного самообеспечения региона, как региона – донора, имеющего в бюджете для этого необходимые средства.

-   наличием аграрной сферы, которая может укрепить продовольственную самообеспеченность Уральского федерального округа при введении соответствующего механизма продовольственного взаимодействия между субъектами регионов, при условии совершенствования политики федерализма;

- возможностью дальнейшего развития диверсификационных видов агропредпринимательской деятельности.

   Будучи важной частью национальной безопасности государства, продовольственная безопасность играет особую роль в ряду различных ее видов, так как продовольствие является основным показателем жизнедеятельности человека. Уровень и качество питания населения указывают на степень его социально- экономического развития и довольно сильно воздействуют на здоровье и продолжительность жизни человека. Таким образом, продовольственная безопасность выражается в возможностях государства гарантировать каждому жителю страны экономически доступную качественную продукцию  преимущественно российского производства с учетом научно обоснованных норм питания.

   Объективная оценка состояния и необходимость поддержания продовольственной безопасности государства на высоком уровне требует применения специальных показателей, позволяющих комплексно анализировать ее в динамике и рассматривать в сравнении. Выбор оценочных показателей осуществляется на базе общих и специфических методических подходов.

    Для обеспечения качества продовольствия на потребительском рынке страны нельзя ограничиться только контролем готовой продукции. Качество продукции формируется при ее производстве, и обеспечить гарантированное качество всей выпускаемой продукции возможно при достижении определенного уровня производственного процесса. Поэтому создаваемая система должна акцентироваться на качестве технологического процесса, на его способности обеспечить стабильный выпуск продукции с показателями, предусмотренными НТД, на протяжении всего времени его функционирования.

   Обеспечив стабильное функционирование производства, мы можем гарантировать качество всей выпускаемой продукции.

   При оценке уровня продовольственной безопасности государства учитываются: объем и стабильность производства агропродукции, сырья и продовольствия; продовольственная потребность граждан с учетом научно обоснованных норм потребления пищевых продуктов; степень продовольственного самообеспечения, определяемая не по критерию потребительской корзины, а по рекомендуемым нормам потребления продовольствия различными категориями населения с учетом природных и экономических условий местности.

   Во многом доступность продовольствия обусловлена насыщением внутреннего российского рынка импортными продуктами. Это имеет противоречивые последствия для экономики страны в целом. Крупномасштабный импорт поддерживает высокий уровень мировых цен на продовольствие. На рынок хлынул товар низкого качества, что обусловлено слабой базой стандартизации, таможенного и экологического контроля. Как показывает мировой опыт, большинство стран предпочитают дороже платить собственным производителям, но поступление иностранного товара ограничивать.

   Уровень самообеспечения, на наш взгляд, необходимо определять в разрезе двух аспектов: на сложившемся уровне потребления и на нормативном. При этом рассчитываются коэффициенты фактической и нормативной самообеспеченности. В основу расчета коэффициента фактического самообеспечения положено реальное количество потребления, а в основу нормативного самообеспечения – медицинские нормы потребления. Общие коэффициенты рассчитываются по всем продуктам в стоимостном, частные – по отдельным видам их в натуральном выражении.

   Однако следует отметить, что уровень самообеспеченности продовольствием, определяемый как отношение размера отечественного производства к объему его внутреннего потребления, не дает оснований говорить о продовольственной безопасности страны и не обладает качеством обобщающего показателя. Допустимый размер продовольственной зависимости определяется каждым государством исходя из собственного экономического потенциала.

    Направление обеспечения продовольственной безопасности государства зависит от степени экономической самодостаточности, успешности ведения национальной агропродовольственной политики, а также от характера стратегии – наступательного или оборонительного. Конечно, ни одно из названных условий не  может  быть  реализовано  в  чистой  форме,  более  приемлемы  разновидности  свободной  торговли агропродукцией, сырьем и продовольствием. Большое значение аграрный сектор приобретает в сфере развития государственной экономики, ориентации аграрной политики.

    Продовольственная безопасность требует  стабильного  и достаточного  уровня производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, полностью обеспечивающих с учетом объемов их импорта потребности населения в продуктах питания; при этом необходимо обеспечение экономической доступности продовольствия, его должного качества. Названные гарантии должны быть дополнены формированием надежной системы натуральных и денежных резервных фондов, развитыми информационным обеспечением и законодательством. Таким образом, оценка национальной продовольственной безопасности осуществляется на основе уровня самообеспеченности продовольствием, объема импортных товаров и покрытия внутреннего спроса, состояния агропродовольственного производства с учетом преимуществ международного разделения труда.

 

Список литературы

1.      Коваленко С.П. Васев А.Ю. Договор контрактации как элемент системы закупок сельхозпродукции / С. П. Коваленко, А. Ю. Васев // В сборнике: «Совершенствование законодательства: проблемы толкования и правоприменения. – Волгоград: ВА МВД России. – 2012. – С. 139 – 157.

2.      Мазлоев В.З., Присмко А. В. Оценка возможностей субсидирования ответственных сельхозпроизводителей в условиях членства России в ВТО / В. З. Мазлоев, А. В. Присмко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2012. – № 7. – С. 30–33.

3.      Новицкая А.А. Внешнеэкономическая политика обеспечения национальной продовольственной безопасности России в условиях вступления в ВТО / А. А. Новицкая // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 5. – С. 87–91.