Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В СФЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМА

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
09 января 2016г.

   Туризм на современном этапе играет все более заметную роль в мировой экономике. Согласно оценкам UNWTO, по природному и культурному туристическому потенциалу Россия занимает  пятое место в мире. Однако по уровню конкурентоспособности – находится лишь на 69-м. Развитию въездного туризма в России препятствует отсутствие рекламы за рубежом, а также несоответствие цены качеству услуг.

    Туризм в Татарстане – одно из наиболее перспективных направлений социально-экономического развития республики. Туристский комплекс по динамике развития занимает одну из ведущих позиций в России. По числу обслуженных туристов Татарстан является лидером по Приволжскому федеральному округу (их доля в общем количестве составила 25%).

    На фоне других субъектов Приволжского федерального округа республика обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, который определяется: разнообразием природных ресурсов туризма; наличием уникальных объектов культурного наследия (включая 2 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО); разнообразным этнографическим и конфессиональным составом населения; выгодным географическим (транспортным) положением; наличием современной туристской инфраструктуры.

   Кроме того, проведение XXII зимних Олимпийских игр 2014 г. в г. Сочи спровоцировало повышенный интерес со стороны государства и общества к проблемам и перспективам российского туристского комплекса, а проведение Универсиады-2013 г. и Чемпионата по водным видам спорта в текущем году повысило событийную привлекательность туристско-рекреационного комплекса Республики Татарстан.

   Богатые природные ресурсы и уникальное культурное наследие являются важнейшими и объективными предпосылками для развития регионального туризма. Однако следует заметить, что необходима объективная оценка пространственного распределения ее туристского потенциала. Поэтому необходим анализ основных операционно-территориальных единиц в границах муниципальных образований и в границах городов республики с целью определения их рейтинга, как важнейших точек дальнейшего экономического роста Республики Татарстан.

   Применение программно-целевого метода является наиболее эффективным способом развития туристско- рекреационного кластера в России и Республике Татарстан, создания конкурентоспособного рынка туристских услуг. Программно-целевой подход необходим для обеспечения сбалансированности и последовательности решения стоящих задач, расстановки приоритетов и создания эффективного механизма государственной координации и интеграции работ, направленных на решение сформулированных в программах целей и задач. Этот метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы в рамках конкретных проектных мероприятий и предотвращает их распыление и освоение без ориентации на результат.

   Решение проблем развития сферы туризма требует государственного подхода. Основные положительные тенденции в этом направлении сформировались. В настоящее время можно считать, что законодательство по регулированию туристской деятельности соответствует принципам международного права, тесно связано с законодательными нормами цивилизованных стран в области туризма. Однако, было выявлено, что применение кластерного подхода в сфере отечественного туризма имеет специфические особенности.

   Туристский кластер (туристско-рекреационный кластер) – это сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. Цель создания туристского кластера – повысить конкурентоспособность территории на туристическом рынке за счет синергетического эффекта, повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер; стимулирования инноваций и развития новых направлений. Создание туристского кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона, как экономической системы, состоящей из различных элементов [3].

   С точки зрения авторов статьи, признака территориальной локализации недостаточно для определения туристского кластера, поэтому были сформулированы следующие дополнительные признаки необходимые для идентификации туристского кластера:

-   наличие уникальных туристских ресурсов;

-   наличие конкурентоспособных туристских продуктов;

-   наличие на территории инфраструктуры, достаточной для организации туристской деятельности;

-   наличие устойчивых экономических связей между организациями кластера;

-   способность турфирм территории привлекать туристов, отличающихся высокой платежеспособностью и иностранных туристов;

-   наличие государственных и некоммерческих институтов поддержки туристской деятельности в регионе. Большое влияние на развитие туристского кластера оказывает его внешнее окружение: экономическая,  политическая, социально-культурная и природная среда. Так, согласно проведенным опросам руководителей туристских предприятий г. Казани факторами, которые за последние годы оказали наибольшее влияние на развитие российской туриндустрии, стали:

–   изменения в национальной экономике и уровне жизни населения – 72%;

–   внутренняя политика и законодательные инициативы правительства России – 21%;

–   общемировые политические и экономические процессы – 7%; Определена структура туристского кластера:

-   «ядро кластера» составляют туроператоры и турагенты, которые занимаются созданием, продвижением и реализацией турпродукта. От их действий, во многом, зависит облик и состояние кластера;

–   «основа кластера» – предприятия, обеспечивающие туристам транспортное обслуживание, питание,

гостиничное обслуживание, отдых, лечение и развлечения. Эти услуги составляют суть туристского продукта и без данных предприятий существование кластера невозможно [2];

–   смежные, обслуживающие кластер предприятия – организации, оказывающие дополнительные и сопутствующие услуги туристам. К таким можно отнести предприятия бытового обслуживания; проката; выставочные комплексы; компании, выпускающие сувениры; страховые организации; финансовые организации; предприятия розничной торговли, предприятия инфраструктуры кластера, обеспечивающие нормальную работу всех звеньев кластера.

    Так как кластер по определению – это группа географически взаимодействующих  компаний и организаций, он должен иметь территориальную привязку [1]. Следовательно, кластер имеет свои географические границы. Географический каркас формируют транспортные коммуникации (дорожная сеть, речные и морские коммуникации), которые соединяют между собой «опорные пункты» кластера в пределах его границ. «Опорные пункты» – это населенные пункты, представляющие интерес для организации туристской деятельности и обладающие необходимой для этого инфраструктурой. Кроме «опорных пунктов», туристский кластер может иметь «центры туристских потоков» – крупные населенные пункты, через которые в кластер прибывают туристы из других регионов и стран. Как правило, такие центры являются не только пунктами прибытия и убытия туристов, отправной точкой всех маршрутов, но и сами обладают мощными туристскими ресурсами.

    Географически кластер может иметь «ленточный», «звездочный» или «рассредоточенный» каркас, который во многом зависит от состояния транспортной инфраструктуры, специфики туристских ресурсов, наличия в кластере равнозначных городов (курортов), исторических и географических условий развития региона (страны). Как правило, туристские кластеры, специализирующиеся на пассивном, пляжном отдыхе имеют «ленточный» географический каркас, при котором каждый курорт (город) является одновременно и центром прибытия туристов в кластер и эти курорты сосредоточены на побережье моря или океана. «Звездочный» каркас характеризуется наличием ярко выраженного «центра туристских потоков», через который туристы попадают в кластер. Для России характерен именно такой «звездочный» каркас туристских кластеров, что во многом объясняется неразвитостью транспортной инфраструктуры. «Рассредоточенный» каркас – для него характерно наличие равнозначных городов и курортов, представляющих интерес для туристов и имеющих развитую транспортную инфраструктуру, поэтому туроператоры имеют возможность осуществлять заезд туристов через любую территорию кластера [2]. В России на основе использования культурно-исторических ценностей развиваются Северо-Западный (Санкт-Петербург, Псковская и Новгородская области) и Центральный (Москва и территории «Золотого Кольца») кластеры. На основе природных ресурсов, формируются туристские кластеры: Черноморского побережья, Ставропольский, Карельский, Алтайский, Байкальский и Камчатский. Существующие в мире кластеры находятся на разных этапах своего развития: есть слаборазвитые и «зрелые» туристские кластеры. Все туристские кластеры России являются слаборазвитыми.

    Для российских туристских кластеров характерно неравномерное развитие структуры и каркаса кластера. Это в свою очередь приводит к появлению «узких мест», которые значительно осложняют работу туроператоров и тормозят развитие всего кластера. Наиболее часто «узкими» местами российских кластеров становятся: гостиничный сектор (нехватка номеров в периоды высокого спроса), транспортные предприятия (дефицит билетов) и транспортная инфраструктура (пропускная возможность вокзалов и терминалов; транспортная доступность населенных пунктов, входящих в кластер).

   Развитие хорошо функционирующих кластеров составляет один из самых существенных шагов на пути к развитой экономике.  Наличие успешных и сильных кластеров – это атрибут развитой экономики. В развивающейся экономике образование кластеров сдерживается низким уровнем образования, слабой научно- исследовательской деятельностью, а также отсутствием требовательного местного спроса. Кластеры оказываются достаточно поверхностными и в основном полагаются на поступающие от иностранных производителей технологии и сервис. Многие из них принимают форму структур с сильной иерархией, сетей коммуникаций, окружающих немногочисленные крупные компании, правительственные организации или дистрибьюторов. Конкуренция ограничивается, а связи между существующими фирмами и институтами развиты слабо.

    В развитой экономике кластеры являются теми региональными площадками, на которых создаются и реализуются конкурентные преимущества территории и страны в целом. С помощью кластеров достигается конкурентоспособность страны. В кластерах эффективнее происходит распространение и обмен технологиями, информацией, навыками.

   Отдельные элементы кластерной политики начинают все больше использоваться при разработке государственной региональной политики в России. Более того, поддержка кластеров на федеральном уровне, рассматривается как инструмент социально-экономического развития регионов, и страны в целом. В государственных программах говорится о необходимости разработки плана развития кластеров, включающего официальные цели и стратегии», но вместе с тем, пока еще нет документов, в которых были бы сформулированы требования к формированию конкретного российского кластера. Во многом, это объясняется тем, что отсутствуют методические рекомендации для определения целей и стратегий развития кластеров. Наличие такой методики упростило бы работу государственных органов власти по реализации кластерной политики в Российской Федерации и Республике Татарстан.

    Применение различных стратегий кластерного развития территорий позволит решить три главных проблемы: уменьшить фактор сезонности – увеличить поток туристов в «мертвый» сезон; расширить «узкие» места кластера; довести развитие инфраструктуры до уровня, необходимого туристскому кластеру.

   Основной целью реализации кластерной стратегии является повышение конкурентоспособности туристско-рекреационного кластера Республики Татарстан на российском и международном туристских рынках на базе эффективного использования развивающейся инфраструктуры туризма, а также культурно- исторического, природного и событийного потенциала этого комплекса.

 

Список литературы

1.      Michael E. Porter. Location, Competition, and Economic Development: Local Clusters in a Global Economy, Economic Development Quarterly, February 2000. vol. 14, no 1, pp. 15-34.

2.      Галиуллина  Г.К., Галимова  Ш.Ш., Шабанова Л.Б. Методика анализа  туристского кластера региона // Вестник ТИСБИ, – № 2, – 2014. URL: http://www.tisbi.ru/assets/Site/Science/--2014/tur.pdf.

3.      Шепелев  И.Г.,  Маркова  Ю.А.  Туристско-рекреационные  кластеры  –  механизм  инновационного совершенствования     системы     стратегического    управления    развитием     регионов     //     Современные исследования социальных проблем. – 2012. – №3(11). – С.10.

4.      Сетевое издание «Интерфакс». URL: http://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/26737/