09 января 2016г.
Изменения в экономике, происходящие как на макро-, так и на микроуровне, определяют необходимость и непрерывность поиска новых концепций и инструментов управления, обеспечивающих предприятиям достижение высоких экономических результатов функционирования. Одним из основных направлений, позволяющих сделать существенный прорыв в повышении эффективности управления предприятием, является контроллинг.
Контроллинг как система представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, созданных для поддержания заданных характеристик функционирования предприятия, которые обеспечивают процесс управления информационной и методологической поддержкой в сфере подготовки и реализации управленческих решений, что в свою очередь сокращает затраты времени на их принятие.
В результате сокращения времени реализации управленческих воздействий происходит: упорядочивание информационных потоков внутри предприятия, минимизация рисков принятия неоптимального варианта управленческого решения, выявление экономических резервов и высвобождение дополнительных ресурсов деятельности, координация управленческих воздействий на предприятии в рамках единого информационного поля [2].
Цели системы контроллинга, как направления деятельности, вытекают из целей развития предприятия. Главной целью системы контроллинга является ориентация менеджмента предприятия и его структурных подразделений на достижение оперативных, тактических и стратегических целей и задач.
Функции системы контроллинга направлены на устойчивое развитие и создание конкурентных преимуществ предприятия [4]. Можно выделить общие функции системы контроллинга, обусловленные функциями менеджмента предприятия (планирование, организация, учет, контроль, мотивация) и специфические (сервисная, методическая, аналитическая, учетная, контрольная, комментирующая, информационная).
Контроллинг всегда действует в рамках системы менеджмента предприятия, при этом менеджеры ответственны за результат, в то время как контроллеры ответственны за четкость результатов.
Контроллеры, как «проводники к выгоде», следят за четкостью реализации стратегических, тактических и оперативных целей, способствуя тем самым достижению планируемых результатов. Таким образом, контроллеры сопровождают процесс менеджмента в различных функциональных областях.
Это подразумевает:
- контроллеры координируют промежуточные цели и планируемые показатели, участвуют в разработке и ведении системы внутренней отчетности, ориентированной на будущее;
- контроллеры комментируют и формируют целеполагание, планирование, учет, анализ и контроль так, что каждое ответственное лицо действует соответственно цели;
- контроллеры оказывают информационные услуги для обеспечения менеджмента необходимыми производственно-экономическими данными для принятия верных управленческих решений.
Разработку, формирование и функционирование системы контроллинга следует осуществлять с учетом принципов, которые отражают особенности процесса контроллинга и выделяются на основе анализа его основных функций и задач [1].
Одним из ключевых принципов функционирования системы контроллинга является принцип законности, в соответствии с которым предприятие и система контроллинга должны руководствоваться действующим законодательством, регламентом внутрифирменных стандартов, инструкциями и методиками, что является одним из главных факторов успешного функционирования системы контроллинга и менеджмента в целом.
Также на всех этапах создания и функционирования системы контроллинга можно выделить принцип согласованности, в соответствии с которым осуществляется согласованный подход к выбору инструментов, координирование в процессе управления возникающих взаимосвязей, упорядочении потоков данных, которые вводятся в информационное поле, внедрение службы контроллинга с учетом особенностей функционирования организационной структуры предприятия.
Работа службы контроллинга должна осуществляться в непрерывном режиме, обеспечивая мониторинг всех сфер деятельности предприятия, что соответствует принципу непрерывности.
Принцип последовательности в системе контроллинга обеспечивает сочетание контроллинговых потоков информации (оперативной и стратегической), их неразрывную взаимосвязь и взаимообусловленность во временном горизонте (смена, рабочий день, месяц, квартал, год).
При функционировании системы контроллинга очень важно, чтобы разработанные планы и программы выполнялись своевременно, последовательно и в полном объеме.
Способность организации к своевременному реагированию на изменения внешней и внутренней среды зависит от временного интервала между возникновением нового шанса или риска и конкретными действиями руководства, а также затрат времени на изменение плана и внедрение новинки, поэтому одним из основных принципов создания и функционирования системы контроллинга на предприятии выступает принцип своевременности.
В соответствии с принципом системности поток контроллинговых данных требует создания единого информационного пространства, удовлетворяющего требованиям учета, принятого в организации. Обобщающие показатели деятельности системы управления детализируются во внутренней отчетности, которая становится своего рода системой коммуникации [3].
Система контроллинга должна охватывать все части организации, ее структурные подразделения, направления деятельности, персонал, так как качественные управленческие решения могут быть приняты только при комплексном подходе к использованию различных инструментов обработки потоков информации. Комплексный подход контроллинге предполагает многофакторный учет различных показателей и их моделирование.
В соответствии с принципом целенаправленности любое решение или действие оценивается в первую очередь с позиции его соответствия поставленным целям.
Целесообразно выделить при создании и функционировании системы контроллинга принцип эффективности [1]. Данный принцип предполагает, что затраты на создание и развитие системы контроллинга должны быть разумны, в противном случае теряется экономический смысл функционирования системы контроллинга.
Реализация принципов, как известно, происходит посредством использования методов, которые должны удовлетворять базовому требованию: обеспечивать выполнение функций контроллинга.
Следует отметить значительное разнообразие методов контроллинга. Большинство авторов, занимающихся данной проблематикой, имеют единое мнение о том, что методы контроллинга делятся на методы стратегического и оперативного контроллинга [5]. Данное утверждение вытекает из назначения этих видов контроллинга: стратегический контроллинг направлен на создание конкурентного преимущества, а оперативный – на его удержание.
Следует учесть, что контроллинг является гибкой системой. В любой момент хозяйствования функции контроллинга могут перераспределяться, дополняться, корректироваться, объединяться. Изменение и дополнение функций контроллинга должно осуществляться в рамках задач системы управления и изменений внешней и внутренней среды деятельности промышленного предприятия, что способствует формированию современной концепции управления на промышленном предприятии, которая должна привести к развитию потенциальных возможностей, достижению поставленных целей, а также укреплению конкурентных позиций.
Список литературы
1. Боков С.И. Ключевые принципы, отражающие особенности процесса оперативного контроллинга / С. И. Боков, М.С. Бокова // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 294-295
2. Дедов О.А., Методология контроллинга и практика управления крупным промышленным предприятием: Учеб. пособие / О.А. Дедов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 248 с.
3. Карминский А.М. Контроллинг: учебник /А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова; под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. – М.: ИД «Форум», 2013. - 398 с.
4. Нечеухина Н.С. Моделирование учетных событий в системе контроллинга.- Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН,2009
5. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов / С. Г. Фалько. – М. : Финансы и статистика, 2008. – 272 с.