24 декабря 2015г.
С вступлением Российской федерации в ВТО закономерно возникает необ ходимость рассмотрения системы экономических отношений через призму качества и осуществления разработки и внедрения наиболее эффективных методов управления качеством. Следует также подчеркнуть, что важнейшую роль в повышении качества продукции, а, значит, ее конкурентоспособности на мировом рынке играет государственный контроль качества.
В настоящее время в большинстве развитых стран законодательно определены ответственность за некачественный товар и система санкций, обеспечивающие защиту прав потребителей, с одной стороны, и здоровую конкуренцию поставщиков - с другой.
В США существует жесткая юридическая ответственность производителей за качество и безопасность потребительских товаров, а государственным ведомствам законодательством предоставлено право налагать через судебные органы штрафы на фирмы и привлекать к судебной ответственности высшее руководство компаний за несоблюдение требований законов в области качества товаров. Так, максимальный размер штрафа, накладываемого Комиссией по безопасности потребительских товаров (КПСК), состав ляет 0,5 млн. долл. Представители руководства промышленных фирм, виновные в сознательном нарушении требований закона, могут быть приговорены к тюремному заключению сроком на один год.
В Российской Федерации объективно существует необходимость ориентации экономической стратегии на качественные параметры развития отечественного производства. Иначе с установлением единой ценовой политики на определенные товары и услуги отечественные предприятия будут обречены в условиях ВТО на огромные убытки вследствие ограничения сбыта своей продукции или внешних потерь из-за низкого качества ее изготовления.
Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области проводится мониторинг уровня содержания химических контаминантов в продовольственном сырье и пищевых продуктах и контроль мероприятий, направленных на снижение этого уровня.
В 2013 году удельный вес неудовлетворительных проб пищевых продуктов по санитарно -химическим показателям составил 0,55 % (Табл.1).
Таблица 1 Удельный вес неудовлетворительных проб пищевых продуктов, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (%)
Наименование
продуктов
|
2011г.
|
2012г.
|
2013г.
|
Всего
|
4,80
|
6,1
|
0,55
|
из них импортируемые
|
10,5
|
6,56
|
0
|
в том числе:
|
|
|
|
Мясо и мясные продукты
|
0,36
|
3,8
|
0
|
из них импортируемые
|
0
|
0
|
0
|
Птица и птицеводческие продукты
|
1,89
|
0
|
0
|
из них импортируемые
|
0
|
0
|
0
|
Молоко и молочные продукты
|
11,3
|
11,03
|
0
|
из них импортируемые
|
33,3
|
16,7
|
0
|
Масложировые продукты
|
8,47
|
4,9
|
0
|
из них импортируемые
|
100
|
0
|
0
|
Наименование продуктов
|
2011г.
|
2012 г.
|
2013г.
|
Рыба, рыбные продукты и др.гидробионты
|
11,68
|
7,4
|
3,03
|
из них импортируемые
|
46,7
|
100
|
0
|
Консервы
|
3,3
|
8,1
|
0
|
из них импортируемые
|
0
|
0
|
0
|
Прочие
|
7,4
|
11,1
|
0
|
из них импортируемые
|
14,3
|
0
|
0
|
Плодоовощная продукция
|
1,21
|
2,37
|
0,93
|
из них импортируемая
|
0
|
0
|
0
|
Грибы
|
2,7
|
3,23
|
7,1
|
из них импортируемые
|
0
|
0
|
0
|
В 2013 году имеет место увеличение удельного веса проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в группе продуктов «грибы».
С 2011 года имеет место снижение удельного веса проб, не соответствующих гигиеническим нормативам в группах«птица и птицеводческие продукты», «молоко и молочные продукты» и др.
Ухудшение качества продукции по санитарно-химическим показателям отмечается в Нюксенском, Тарногском районах.
Несмотря на комплекс превентивных мероприятий по контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов в целях стабилизации санитарно- эпидемиологической обстановки, продолжилась тенденция по уху дшению микробиологических показателей безопасности пищевых продуктов в целом по области: удельный вес неудовлетворительных проб увеличился с 7,44 % в 2012 году до 8,41 % в 2013 году (Табл. 2).
Таблица 2 Удельный вес неудовлетворительных проб пищевых продуктов, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям в Вологодской области, (%)
Наименование продуктов
|
2011г.
|
2012г.
|
2013г.
|
Всего
|
6,6
|
7,44
|
8,41
|
из них импортируемые
|
9,2
|
4,05
|
4,85
|
в том числе:
|
|
|
|
Мясо и мясные продукты
|
7,09
|
4,59
|
8,14
|
из них импортируемые
|
9,09
|
9,2
|
10,61
|
Птица и птицеводческие продукты
|
4,49
|
10,9
|
10,39
|
из них импортируемые
|
0
|
0
|
0
|
Молоко и молочные продукты
|
7,1
|
3,89
|
4,42
|
из них импортируемые
|
5,1
|
0
|
2,38
|
Масложировые продукты
|
2,86
|
0
|
0
|
из них импортируемые
|
0
|
0
|
0
|
Рыба, рыбные продукты и др.гидробионты
|
13,7
|
12,9
|
11,19
|
из них импортируемые
|
0
|
0
|
0
|
Консервы
|
0
|
1,3
|
8,06
|
из них импортируемые
|
0
|
0
|
0
|
Прочие
|
8,6
|
12
|
10,50
|
из них импортируемые
|
0
|
0
|
0
|
В 2013 году имеет место увеличение удельного веса проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям в таких группах продуктах, как: «молоко и молочные продукты», «мясо и мясные продукты», « консервы».
Ухудшение качества продукции по микробиологическим показателям безопасности зарегистрировано в В-Устюгском, Тотемском, Вытегорском и др. районах, а также в г.Вологде.
Причинами низкого качества продукции на предприятиях перерабатывающей промышленности, общественного питания и торговли являются: несоблюдение условий хране ния и сроков годности продукции; несвоевременное проведение текущих ремонтов; отсутствие производственного контроля за качеством и безопасностью вырабатываемой и реализуемой продукции; низкая профессиональная подготовка персонала предприятий и снижение ответственности руководителей.
В настоящее время требуется проведение комплекса работ по внедрению системы менеджмента качества (СМК), совершенствование технологии, закупка нового совре менного контрольного оборудования, проведение технического контроля и испытаний на всех этапах производства продукции и т.д.), что вызывает потребность значительных капиталовложений.
В регионе для решения проблемы качества продукции принята долгосрочная целевая программа "Обеспечение качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов в Вологодской области на 2012 - 2020 годы". Целью программы является повышение качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, реализуемых на территории Вологодской области, а также конкурентоспособности продукции индивидуальных предпринимателей и организаций агропромышленного комплекс а.
Одним из инструментов повышения качества продукции является введение административной и уголовной ответственности производите лей за выпуск некачественной продукции.
Акцент на правовые и экономические аспекты в организации государственного управления п о отношению к отечественным предприятиям с целью укрепления мер защиты внутреннего рынка заставит их, вне всякого сомнения, направить усилия на разработку и внедрение превен тивных программ, способствующих предотвращению дефектов и повышению качества изготовления потребительских товаров.
Список литературы
1. Окрепилов В.В Перспективы создания многоуровневой системы управления качеством. Стандарты и качество, 2009, № 1, C 58-65.
2. Волкова О.А. Внедрение в систему качества новых технологических процессов. Техноло гия машиностроения, 2008, № 4, с. 69-71.
3. Дудко К. Основы менеджмента качества. Стандарты и качество, 2008, №5, с. 94-100.
4. Матюшин В.А. Причины низкой эффективности внедрения стандартов ИСО 9000 на российских предприятиях. Стандарты и качество, 2008, № 3, с 25-33
5. От высокого качества продукции – к высокому качеству жизни! Стандарты и качество, 2008, № 3, с. 6-7
6.
http://35.rospotrebnadzor.ru
7.
http://docs.pravo.ru/document/view/20378104/?not_paid_redirect=1