09 января 2016г.
Современные условия нестабильности макроэкономической среды функционирования национальной социально-экономической системы России, и сложная геополитическая обстановка предопределили необходимость проведения активной государственной импортозамещающей промышленной политики. Действующие западные экономические санкции требуют более широкого использования институциональных методов и методов макроэкономического регулирования, как наиболее адекватных инструментов государственного управления промышленным развитием.
Институциональные методы способствуют формированию правовой и организационно-экономической среды, соответствующей рыночным принципам и ключевым задачам промышленной политики, утверждению общего для всех субъектов деятельности в сфере промышленности институциональных условий, т.е. воздействуют не избирательно, а на всю промышленность в целом.
Методы макроэкономического регулирования направлены на формирование необходимой для поступательного развития реального сектора экономики общеэкономической среды, расширение внутреннего производства, и прежде всего, на достижение финансовой стабильности, преодоление бюджетного дефицита и снижение инфляции, на обеспечение положительного платежного баланса и поддержание устойчивого курса национальной валюты. Данная группа методов направлена на формирование макроэкономического каркаса промышленной политики [4].
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной политике в Российской Федерации» под промышленной политикой понимается комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции.
Целями промышленной политики являются [5]:
1) формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития;
2) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
3) обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации. Задачами промышленной политики выступают [5]:
1) создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, соответствующих целям и задачам, определенным документами стратегического планирования на федеральном уровне;
2) создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности на территориях иностранных государств;
3) стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции;
4) стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
5) увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой
продукции;
6) поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение;
7) снижение риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах промышленной инфраструктуры;
8) обеспечение технологической независимости национальной экономики.
Определяющим инструментом инновационной и промышленной политики в России в последние 20 лет после отказа от централизованного планирования является совокупность федеральных целевых программ развития отдельных отраслей и видов экономической деятельности [7, с. 12]. При этом общий объем финансирования, включая государственные капитальные вложения, текущие расходы на НИОКР и текущие расходы на прочие нужды, за период 2014-2016 гг. планируется сократить более чем не 40 % с 169,18 до 100,96 млрд руб. По нашему мнению, в условиях экономический санкций, нестабильности международной конъюнктуры и стагнации экономического роста, необходимо обеспечить объемы финансирования государственных программ развития промышленности, как минимум на уровне значений 2014-2015 гг. В противном случае задачи стимулирования процесса импортозамещения не смогут быть выполнены в полном объеме [10, с. 125].
Таблица 1 Структура финансирования федеральных целевых программ развития промышленности РФ на 2014–2016 гг., млн руб. [6]
Период осуществления финансирования, год
|
Государственные капитальные вложения
|
Текущие расходы
|
Общий объем финансирования
|
НИОКР
|
Прочие нужды
|
2014
|
46 828,01
|
87 263,47
|
35 087,15
|
169 178,6
|
2015
|
35 023,85
|
95 812,62
|
31 628,09
|
162 464,6
|
2016
|
18 558,45
|
41 573,45
|
40 831,41
|
100 963,3
|
По нашему мнению, государство должно выступать инициатором вложений в инновационные направления развития промышленности, показывая частному капиталу примеры их надѐжности и вовлекая его в создание инновационных продуктов. Необходимо разработать перечень наиболее эффективных направлений и создания объектов инновационной деятельности, ориентирующий бизнес-структуры на вложения капитала [11, с. 57], формируя тем самым базис для расширения внутреннего производства инновационной промышленной продукции.
В целях масштабного развертывания производства попавших под санкции отраслей, прежде всего, высокотехнологичного сектора (критических технологий) и продовольственных товаров, необходим временной лаг, обусловленный формированием системы инфраструктурного и логистического обеспечения процесса производства [12].
Следует отметитьть, что одним из важнейших условий достижения эффективности инновационных преобразований в реальном секторе экономики в условиях импортозамещения является обеспечение четкой координации региональных управляющих воздействий с мероприятиями государственной промышленной и инновационной политики.
Список литературы
1. Архипова Н.И., Поморцева И.М., Шкодинский С.В. Промышленная политика России: глобальные вызовы, риски и национальные приоритеты // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2015. – № 2. – С. 28-34.
2. Бодрунов С.Д., Гринберг Р.С., Сорокин Д.Е. Реиндустриализация российской экономики: императивы, потенциал, риски // Экономическое возрождение России. – 2013. – № 1 (35). – С. 19-49.
3. Гринберг Р.С., Сорокин Д.Е. О промышленном развитии Российской Федерации // Экономика и управление. – 2008. – № 5. – С. 2–7.
4. Морковкин Д.Е. О методах регулирования развития промышленных комплексов регионов // Образование.Наука. Научные кадры. – 2011. – №1. – С. 114–118.
5. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения 25.09.2015)
6. Министерство экономического развития РФ. Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgibin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/1/2014 (дата обращения 23.06.2015)
7. Сухарев О.С. Стрижакова Е.Н. Индустриальная политика и развитие промышленных систем //
Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – № 15. – С. 2-21.
8. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73–78.
9. Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. - 503 с.
10. Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно- индустриального развития экономки России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 4. – С. 123–126.
11. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.
12. Шумаев В.А. Модернизация промышленности и логистики на основе кластерного подхода // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2015. – № 2. – С. 174-181.