Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МАГИСТРАЛЬНЫЕ КОНТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
09 января 2016г.

   Современные условия нестабильности макроэкономической среды функционирования национальной социально-экономической системы России, и сложная геополитическая обстановка предопределили необходимость проведения активной государственной импортозамещающей промышленной политики. Действующие западные экономические санкции требуют более широкого использования институциональных методов и методов макроэкономического регулирования, как наиболее адекватных инструментов государственного управления промышленным развитием.

   Институциональные методы способствуют формированию правовой и организационно-экономической среды, соответствующей рыночным принципам и ключевым задачам промышленной политики, утверждению общего для всех субъектов деятельности в сфере промышленности институциональных условий, т.е. воздействуют не избирательно, а на всю промышленность в целом.

   Методы макроэкономического регулирования направлены на формирование необходимой для поступательного развития реального сектора экономики общеэкономической среды, расширение внутреннего производства, и прежде всего, на достижение финансовой стабильности, преодоление бюджетного дефицита и снижение инфляции, на обеспечение положительного платежного баланса и поддержание устойчивого курса национальной валюты. Данная группа методов направлена на формирование макроэкономического каркаса промышленной политики [4].

   В соответствии со ст.3 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной политике в Российской Федерации» под промышленной политикой понимается комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции.

   Целями промышленной политики являются [5]:

1)        формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития;

2)    обеспечение обороны страны и безопасности государства;

3)    обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации. Задачами промышленной политики выступают [5]:

1)       создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, соответствующих целям и задачам, определенным документами стратегического планирования на федеральном уровне;

2)    создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности на территориях иностранных государств;

3)    стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции;

4)       стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности рационально и эффективно использовать  материальные,  финансовые,  трудовые  и  природные  ресурсы,  обеспечивать  повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

5)    увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой

продукции;

6)      поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение;

7)       снижение риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах промышленной инфраструктуры;

8)    обеспечение технологической независимости национальной экономики.

    Определяющим инструментом инновационной и промышленной политики в России в последние 20 лет после отказа от централизованного планирования является совокупность федеральных целевых программ развития отдельных отраслей и видов экономической деятельности [7, с. 12]. При этом общий объем финансирования, включая государственные капитальные вложения, текущие расходы на НИОКР и текущие расходы на прочие нужды, за период 2014-2016 гг. планируется сократить более чем не 40 % с 169,18 до 100,96 млрд руб. По нашему мнению, в условиях экономический санкций, нестабильности международной конъюнктуры и стагнации  экономического роста, необходимо обеспечить объемы финансирования государственных программ развития промышленности, как минимум на уровне значений 2014-2015 гг. В противном случае задачи стимулирования процесса импортозамещения не смогут быть выполнены в полном объеме [10, с. 125].

Таблица 1 Структура финансирования федеральных целевых программ развития промышленности РФ на 2014–2016 гг., млн руб. [6]

 

Период осуществления финансирования, год

 

Государственные капитальные вложения

Текущие расходы

 

Общий объем финансирования

 

НИОКР

 

Прочие нужды

2014

46 828,01

87 263,47

35 087,15

169 178,6

2015

35 023,85

95 812,62

31 628,09

162 464,6

2016

18 558,45

41 573,45

40 831,41

100 963,3

 

   По нашему мнению, государство должно выступать инициатором вложений в инновационные направления развития промышленности, показывая частному капиталу примеры их надѐжности и вовлекая его в создание инновационных продуктов. Необходимо разработать перечень наиболее эффективных направлений и создания объектов инновационной деятельности, ориентирующий бизнес-структуры на вложения капитала [11, с. 57], формируя тем самым базис для расширения внутреннего производства инновационной промышленной продукции.

   В целях масштабного развертывания производства попавших под санкции отраслей, прежде всего, высокотехнологичного сектора (критических технологий) и продовольственных товаров, необходим временной лаг, обусловленный формированием системы инфраструктурного и логистического обеспечения процесса производства [12].

   Следует отметитьть, что одним из важнейших условий достижения эффективности инновационных преобразований в реальном секторе экономики в условиях импортозамещения является обеспечение четкой координации региональных управляющих воздействий с мероприятиями государственной промышленной и инновационной политики.

 

Список литературы

1.      Архипова Н.И., Поморцева И.М., Шкодинский С.В. Промышленная политика России: глобальные вызовы, риски и национальные приоритеты // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2015. – № 2. – С. 28-34.

2.      Бодрунов С.Д., Гринберг Р.С., Сорокин Д.Е. Реиндустриализация российской экономики: императивы, потенциал, риски // Экономическое возрождение России. – 2013. – № 1 (35). – С. 19-49.

3.      Гринберг Р.С., Сорокин Д.Е. О промышленном развитии Российской Федерации // Экономика и управление. – 2008. – № 5. – С. 2–7.

4.      Морковкин Д.Е. О методах регулирования развития промышленных комплексов регионов // Образование.Наука. Научные кадры. – 2011. – №1. – С. 114–118.

5.      Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения 25.09.2015)

6.      Министерство экономического развития РФ. Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgibin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/1/2014 (дата обращения 23.06.2015)

7.      Сухарев  О.С.  Стрижакова  Е.Н.  Индустриальная  политика  и  развитие  промышленных  систем  //

Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – № 15. – С. 2-21.

8.      Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73–78.

9.      Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. - 503 с.

10.   Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно- индустриального развития экономки России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 4. – С. 123–126.

11.   Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.

12.   Шумаев В.А. Модернизация промышленности и логистики на основе кластерного подхода // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2015. – № 2. – С. 174-181.