Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
09 января 2016г.

   Использование возможного государственного регулирования в сфере предпринимательства является частью экономической политики в странах рыночной системы хозяйствования. Его методологическую основу составляет взаимосвязанное сочетание механизма рыночного саморегулирования и государственного управления.

   По мере развития экономических связей и взаимозависимостей государственное регулирование становиться элементом общего рыночного регулирования. Оно не исключает либеральные начала рыночной системы, а как бы дополняет и встраивается в рыночные механизмы. Регулирование предполагает разработку планово-прогнозных моделей развития экономики с использованием планово-математических методов и встроенных стабилизаторов для достижения целевых программных направлений в повышении уровня жизни населения.

   Надо отметить, что регулятивные системы должны соответствовать требованиям мировой экономики в развитии конструктивной конкуренции на основе сотрудничества, но не диктата. Это не исключает использования контроля за деятельностью крупнейших корпораций и выполнения требований законодательства со стороны государственных органов. 

    Как показывает мировой опыт, государственное регулирование в отдельных странах соответствует как объективному развитию предпринимательства, так и требованиям либеральной экономической политики. Однако в практической реальности необходимо четко разграничивать понятия государственного регулирования и государственного вмешательства. Государственное вмешательство связано с централизованным планированием, применением законов, ограничивающих конкуренцию, с введением системы различных запретов, бюрократизмом при выдаче разрешений и проведении проверок различными государственными органами. Такое вмешательство приводит к росту численности бюрократического аппарата, усилению коррупции.

   Государственное же регулирование, как правило, должно соответствовать международным нормам и национальному законодательству, через него должны реализовываться конституционные нормы и принципы, адекватные рыночным реалиям.

   Процесс государственного регулирования осуществляется путем принятия законодательных и иных нормативных актов, устанавливающих, изменяющих или отменяющих правила взаимоотношений участников социально-экономических процессов в стране.

   При формировании нормативно-правовой базы особо должны быть учтены интересы малого предпринимательства и создаваться максимально благоприятные условия для его становления и развития. Государственное регулирование должно объективно внедрять технические новации и изменения в обществе, содействовать формированию более прогрессивных институтов и механизмов экономического и общественного развития.

   Государственная поддержка малого бизнеса - это осознанное внедрение государственными структурами организационных, социальных, экономических, и правовых условий, стимулов, способствующих развитию малых предприятий, формированию организационных условий, созданию единой системы обеспечения поддержки и развития малого предпринимательства на всех организационных уровнях.

   Как правило, социальные условия должны способствовать стабильному функционированию малых предприятий, росту численности работников занятых на малых предприятиях, сокращению безработицы и росту благосостояния населения.

   К основным экономическим условиям следует отнести комплексное формирование рыночной инфраструктуры, включающей в себя финансово-кредитные, информационные, консультационные и кадровые ресурсы.

   Формирование правовых условий предполагает совершенствование нормативно-правовой базы в сфере предпринимательства в целом и малого предпринимательства в частности.

    В основу функционирования системы государственной поддержки малого предпринимательства следует принять определенные базовые принципы.

    К числу прямых методов государственного регулирования нами относятся: субсидии, дотации, компенсации, выплаты из фондов поддержки предпринимательства, государственные заказы, лицензирование и сертификация, установление квот и пошлин, финансирование целевых программ.

   Следует также отметить, что государственные программы поддержки малого предпринимательства должны быть обеспечены материальными, информационными, кадровыми, финансовыми и другими ресурсами, что в России пока почти отсутствует.

     В стране государственная поддержка малого бизнеса осуществляется лишь в разнообразных организационных формах, которые не всегда используются рационально по отдельным регионам.

   Надо отметить, что   регулирование развития малого и среднего  предпринимательства   на   основе комплексных целевых программ требует значительного количество времени и поэтому наблюдается тенденция смещения акцентов в решении вопросов регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на региональный и муниципальный уровни.

   При этом с учетом особенностей региона при выборе приоритетных задач развития предпринимательства особое внимание должно уделяться решению социально значимых проблем, а именно созданию новых рабочих мест, удовлетворению потребности населения в определенных товарах и услугах, развитию туризма и т.д. По нашему мнению, в программах должен содержаться перечень показателей, характеризующих государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе по видам оказания этой помощи.

   Основными направлениями политики исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в области развития малого предпринимательства являются:

-   развитие малого предпринимательства путем формирования и интенсивного развития кластеров;

-    поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в отдельных видах экономической деятельности;

-   реализация специальной программы "Приобретение основных средств в лизинг".

   Очень важным представляется содействие внешней экономической деятельности организаций малого и среднего бизнеса для которого есть условия.

    Нами отмечены основные направления такой государственной поддержки:

-      помощь в лицензировании продукции и производства по международным стандартам качества продукции;

-   помощь в организации ярмарок и их проведении, торговых миссий, а также посредническая деятельность государства через консульства;

-   финансовое содействие при осуществлении экспортных сделок;

-   рекламирование экспортных продуктов государством с использованием средств массовой информации. Для достижения целей государство может поддерживать начинающих предпринимателей посредством:

-   принятия программ содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан;

-   предоставления грантов на создание собственного бизнеса.

    В Санкт-Петербурге созданы и действуют институты содействия развитию предпринимательства. К ним следует отнести:

-   Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга;

-   центр предпринимательства развития и поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге;

-   Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса.

   Фонд создан с целью развития в Санкт-Петербурге системы кредитования малого бизнеса, системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга.

   Основная задача и цель Фонда состоит в том, чтобы обеспечить равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, а информационная поддержка осуществляется с помощью официального сайта Программы развития малого предпринимательства и телепроекта «Малый бизнес большого города».

   В городе создан и успешно функционирует Дом предпринимателя. В структуру которого входят:

-   Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга;

-   консультационный центр по программам господдержки; информационно-справочный центр;

-    приемные Фонда содействия кредитованию малого бизнеса, Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга, Центра подготовки управленческих кадров для малого бизнеса, Регионального университета малого бизнеса;

-         общественные организации - Женский центр предпринимательства, Совет по молодежному предпринимательству и другие; центр по внесудебному урегулированию деловых конфликтов; Сall-центр «горячей линии»; помещения для переговоров, а также 2 конференц-зала.

    Широкой просветительской и образовательной деятельностью занимается негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр предпринимательских рисков».

   Кроме того в Санкт-Петербурге действуют такие структуры как, общественная организация "Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга" и Региональное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга", ведущие свою историю с 13 апреля 1990 года, когда решением Ленгорисполкома был зарегистрирован "Союз ассоциаций предприятий промышленности, строительства, науки, транспорта и связи Ленинграда".

   Целью же регионального объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Санкт- Петербурга" является представление законных интересов, защита прав работодателей в сфере социально- трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

   На предприятия и фирмы — членов этого Союза приходится более 85 % объемов производства, строительства, научных разработок, перевозок и услуг города.

    В составе Союза более 250 постоянных членов, в том числе:

-      коллективные — союзы, ассоциации (например, Ассоциация промышленных предприятий, Союз предприятий пищевой промышленности, Ленинградская Ассоциация проектных организаций, Союз предпринимателей Санкт-Петербурга, Союз транспортников и предпринимателей, Ассамблея Ювелиров Санкт- Петербурга и т.д.);

-     корпорации, концерны, холдинги (например, «Кировский завод», «Ленинец», «Ижорские заводы», «Птицепром» и т.д.), промышленные и научные организации, строительные компании, высшие учебные заведения; предпринимательские структуры (не считая входящих в Союз предпринимателей) — торговые, страховые, консалтинговые, аудиторские компании, коммерческие банки;

-    разнопрофильные крупные организации (Торгово-промышленная палата, Финско-Российская торговая палата, Северо-Западное таможенное Управление, Морской Регистр судоходства, Северо-Западное пароходство, Октябрьская железная дорога, ЛЕНЭКСПО, РЕСТЭК, ИТАР-ТАСС и др.).

 

Список литературы

1.      Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р// http: // pravo.gov.ru

2.      Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи регулирования // http: // www.nisse.ru/busness

3.      Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: Статистиче-ский сборник. – М.: Росстат, 2013.

4.      Матыцина Н.В. Роль государственно-частного партнерства в экономической модели развития экономики страны // Экономика и управление». - 2013. № 12. - С. 15 – 18

5.      Татаркин А.И. Государственно-правовое  регулирование в  России. Как  его оценить?      // Экономика и управление. – 2013. - № 9. – С. – 5.