09 января 2016г.
Использование возможного государственного регулирования в сфере предпринимательства является частью экономической политики в странах рыночной системы хозяйствования. Его методологическую основу составляет взаимосвязанное сочетание механизма рыночного саморегулирования и государственного управления.
По мере развития экономических связей и взаимозависимостей государственное регулирование становиться элементом общего рыночного регулирования. Оно не исключает либеральные начала рыночной системы, а как бы дополняет и встраивается в рыночные механизмы. Регулирование предполагает разработку планово-прогнозных моделей развития экономики с использованием планово-математических методов и встроенных стабилизаторов для достижения целевых программных направлений в повышении уровня жизни населения.
Надо отметить, что регулятивные системы должны соответствовать требованиям мировой экономики в развитии конструктивной конкуренции на основе сотрудничества, но не диктата. Это не исключает использования контроля за деятельностью крупнейших корпораций и выполнения требований законодательства со стороны государственных органов.
Как показывает мировой опыт, государственное регулирование в отдельных странах соответствует как объективному развитию предпринимательства, так и требованиям либеральной экономической политики. Однако в практической реальности необходимо четко разграничивать понятия государственного регулирования и государственного вмешательства. Государственное вмешательство связано с централизованным планированием, применением законов, ограничивающих конкуренцию, с введением системы различных запретов, бюрократизмом при выдаче разрешений и проведении проверок различными государственными органами. Такое вмешательство приводит к росту численности бюрократического аппарата, усилению коррупции.
Государственное же регулирование, как правило, должно соответствовать международным нормам и национальному законодательству, через него должны реализовываться конституционные нормы и принципы, адекватные рыночным реалиям.
Процесс государственного регулирования осуществляется путем принятия законодательных и иных нормативных актов, устанавливающих, изменяющих или отменяющих правила взаимоотношений участников социально-экономических процессов в стране.
При формировании нормативно-правовой базы особо должны быть учтены интересы малого предпринимательства и создаваться максимально благоприятные условия для его становления и развития. Государственное регулирование должно объективно внедрять технические новации и изменения в обществе, содействовать формированию более прогрессивных институтов и механизмов экономического и общественного развития.
Государственная поддержка малого бизнеса - это осознанное внедрение государственными структурами организационных, социальных, экономических, и правовых условий, стимулов, способствующих развитию малых предприятий, формированию организационных условий, созданию единой системы обеспечения поддержки и развития малого предпринимательства на всех организационных уровнях.
Как правило, социальные условия должны способствовать стабильному функционированию малых предприятий, росту численности работников занятых на малых предприятиях, сокращению безработицы и росту благосостояния населения.
К основным экономическим условиям следует отнести комплексное формирование рыночной инфраструктуры, включающей в себя финансово-кредитные, информационные, консультационные и кадровые ресурсы.
Формирование правовых условий предполагает совершенствование нормативно-правовой базы в сфере предпринимательства в целом и малого предпринимательства в частности.
В основу функционирования системы государственной поддержки малого предпринимательства следует принять определенные базовые принципы.
К числу прямых методов государственного регулирования нами относятся: субсидии, дотации, компенсации, выплаты из фондов поддержки предпринимательства, государственные заказы, лицензирование и сертификация, установление квот и пошлин, финансирование целевых программ.
Следует также отметить, что государственные программы поддержки малого предпринимательства должны быть обеспечены материальными, информационными, кадровыми, финансовыми и другими ресурсами, что в России пока почти отсутствует.
В стране государственная поддержка малого бизнеса осуществляется лишь в разнообразных организационных формах, которые не всегда используются рационально по отдельным регионам.
Надо отметить, что регулирование развития малого и среднего предпринимательства на основе комплексных целевых программ требует значительного количество времени и поэтому наблюдается тенденция смещения акцентов в решении вопросов регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на региональный и муниципальный уровни.
При этом с учетом особенностей региона при выборе приоритетных задач развития предпринимательства особое внимание должно уделяться решению социально значимых проблем, а именно созданию новых рабочих мест, удовлетворению потребности населения в определенных товарах и услугах, развитию туризма и т.д. По нашему мнению, в программах должен содержаться перечень показателей, характеризующих государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе по видам оказания этой помощи.
Основными направлениями политики исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в области развития малого предпринимательства являются:
- развитие малого предпринимательства путем формирования и интенсивного развития кластеров;
- поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в отдельных видах экономической деятельности;
- реализация специальной программы "Приобретение основных средств в лизинг".
Очень важным представляется содействие внешней экономической деятельности организаций малого и среднего бизнеса для которого есть условия.
Нами отмечены основные направления такой государственной поддержки:
- помощь в лицензировании продукции и производства по международным стандартам качества продукции;
- помощь в организации ярмарок и их проведении, торговых миссий, а также посредническая деятельность государства через консульства;
- финансовое содействие при осуществлении экспортных сделок;
- рекламирование экспортных продуктов государством с использованием средств массовой информации. Для достижения целей государство может поддерживать начинающих предпринимателей посредством:
- принятия программ содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан;
- предоставления грантов на создание собственного бизнеса.
В Санкт-Петербурге созданы и действуют институты содействия развитию предпринимательства. К ним следует отнести:
- Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга;
- центр предпринимательства развития и поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге;
- Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса.
Фонд создан с целью развития в Санкт-Петербурге системы кредитования малого бизнеса, системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга.
Основная задача и цель Фонда состоит в том, чтобы обеспечить равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, а информационная поддержка осуществляется с помощью официального сайта Программы развития малого предпринимательства и телепроекта «Малый бизнес большого города».
В городе создан и успешно функционирует Дом предпринимателя. В структуру которого входят:
- Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга;
- консультационный центр по программам господдержки; информационно-справочный центр;
- приемные Фонда содействия кредитованию малого бизнеса, Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга, Центра подготовки управленческих кадров для малого бизнеса, Регионального университета малого бизнеса;
- общественные организации - Женский центр предпринимательства, Совет по молодежному предпринимательству и другие; центр по внесудебному урегулированию деловых конфликтов; Сall-центр «горячей линии»; помещения для переговоров, а также 2 конференц-зала.
Широкой просветительской и образовательной деятельностью занимается негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр предпринимательских рисков».
Кроме того в Санкт-Петербурге действуют такие структуры как, общественная организация "Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга" и Региональное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга", ведущие свою историю с 13 апреля 1990 года, когда решением Ленгорисполкома был зарегистрирован "Союз ассоциаций предприятий промышленности, строительства, науки, транспорта и связи Ленинграда".
Целью же регионального объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Санкт- Петербурга" является представление законных интересов, защита прав работодателей в сфере социально- трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
На предприятия и фирмы — членов этого Союза приходится более 85 % объемов производства, строительства, научных разработок, перевозок и услуг города.
В составе Союза более 250 постоянных членов, в том числе:
- коллективные — союзы, ассоциации (например, Ассоциация промышленных предприятий, Союз предприятий пищевой промышленности, Ленинградская Ассоциация проектных организаций, Союз предпринимателей Санкт-Петербурга, Союз транспортников и предпринимателей, Ассамблея Ювелиров Санкт- Петербурга и т.д.);
- корпорации, концерны, холдинги (например, «Кировский завод», «Ленинец», «Ижорские заводы», «Птицепром» и т.д.), промышленные и научные организации, строительные компании, высшие учебные заведения; предпринимательские структуры (не считая входящих в Союз предпринимателей) — торговые, страховые, консалтинговые, аудиторские компании, коммерческие банки;
- разнопрофильные крупные организации (Торгово-промышленная палата, Финско-Российская торговая палата, Северо-Западное таможенное Управление, Морской Регистр судоходства, Северо-Западное пароходство, Октябрьская железная дорога, ЛЕНЭКСПО, РЕСТЭК, ИТАР-ТАСС и др.).
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р// http: // pravo.gov.ru
2. Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи регулирования // http: // www.nisse.ru/busness
3. Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: Статистиче-ский сборник. – М.: Росстат, 2013.
4. Матыцина Н.В. Роль государственно-частного партнерства в экономической модели развития экономики страны // Экономика и управление». - 2013. № 12. - С. 15 – 18
5. Татаркин А.И. Государственно-правовое регулирование в России. Как его оценить? // Экономика и управление. – 2013. - № 9. – С. – 5.