10 января 2016г.
Развитие научно-технического прогресса, социальные, экономические и структурные сдвиги в народном хозяйстве, усиление требований к качеству и совершенствованию знаний и навыков персонала, структурные изменения в человеческом капитале, ускорение темпов накопления нематериального капитала способствовали признанию человеческого капитала как главного производительного ресурса и фактора повышения конкурентоспособности современных предприятий.
Управление человеческим капиталом на предприятии осуществляется посредством реализации основных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля, что возможно через построение определенной системы как сети взаимосвязанных компонентов, работающих вместе для достижения единой цели – инновационного развития предприятия.
Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений [2, с.268]. Функция организации управления человеческим капиталом заключается в формировании структуры системы управления человеческим капиталом. При этом необходимо определить, какие конкретно виды человеческого капитала необходимо развивать на предприятии и каким образом это можно осуществить. Чаще всего организация управления невозможна без построения грамотной системы мотивации, в которой реализуется следующая функция управления человеческим капиталом – мотивирующая. Она имеет целью активизировать персонал предприятия с целью повышения отдачи от использования имеющихся отчуждаемых и неотчуждаемых активов корпоративного человеческого капитала. Как правило, для этого используются материальные и моральные способы мотивации трудовой и иной деятельности персонала.
Наиболее важной является функция контроля за результатами функционирования системы управления человеческим капиталом предприятия. В том случае, если учтены все аспекты контроля результатов оценки человеческого капитала, руководство предприятия будет обладать сведениями не только о величине данного вида капитала, но и о возможных путях его увеличения за счет развития отдельных видов человеческого капитала предприятия.
Система оценки не только стимулирует работу персонала и предоставляет информацию об уровне профессиональной подготовки работников, но и снижает уровень конфликтности между подчиненными и руководителями благодаря объективному подходу [1, с.54].
В настоящее время единой методики оценки человеческого капитала не существует. В связи с этим целесообразно исследовать различные точки зрения и выработать способ оценки данного вида капитала.
Качественная оценка человеческого капитала (экспертный подход) – заключается в том, что оценке подвергаются качественные показатели, характеризующие как индивидуальные особенности конкретного работника, так и свойства работников компании в совокупности.
Так, в рамках экспертного подхода оцениваются как качественные характеристики конкретного работника, так и совокупность свойств человеческого потенциала. Для большей объективности данной методики используются весовые коэффициенты. Оценка качества человеческого капитала, исходя из направленных инвестиций, – метод оценки, при котором одним из основных конкурентных преимуществ компании является ее инновационная политика. Любую инновационную политику разрабатывают и внедряют сотрудники, поэтому эффективность функционирования компании напрямую зависит от того, насколько грамотны и образованы эти сотрудники. Исходя из этого, очевидна необходимость постоянного и непрерывного обучения сотрудников компании.
Оценка человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом основана на выявлении схожих свойств этих двух видов капитала.
Современные российские компании активно внедряют иностранные методы оценки и работы с кадрами, например, KPI.
Key Performance Indicators (KPI) – это система показателей, при помощи которой работодатели оценивают своих служащих. Данная система имеет схожие черты с плановым подходом. Но есть одно серьезное отличие: результаты работы каждого работника привязывают к показателям работы к общим показателям KPI по всей организации в целом (например: рентабельность, прибыль, качество человеческого капитала). Основная цель системы заключается в достижении соответствия действий работников разных служб. При построении системы KPI необходимо руководствоваться следующим принципом: набор показателей, по которым оценивается человеческий капитал, должен быть максимально близок к набору ключевых задач подразделения. При этом необходимо идти от стратегических целей компании через бизнес задачи в целом, конкретизируя их до уровня задач подразделения.
Можно заключить, что ни одна из действующих методик оценки качества человеческого капитала не учитывает в полной мере все его составные элементы. За основу нового способа оценки целесообразно взять методику KPI и экспертный подход, как наиболее распространенные. Предлагаемый нами способ оценки приведен в Табл.1.
Таблица 1 Оценка ключевых показателей человеческого капитала менеджера по персоналу по методу KPI
Оценка человеческого капитала с учетом
компетенций
|
Оценка физического состояния человеческого капитала
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Ключевые
показатели
|
Важнос
ть (1-5)
|
Оценка
(1-10)
|
Виды
человеческого капитала
|
Уровень в баллах
|
Низкий
уровень 0,03
|
Средний
уровень 0,10
|
Высокий
уровень 0,15
|
знания
|
|
|
Трудовой капитал
|
|
|
|
навыки
|
|
|
|
умение
|
|
0,10
|
|
возраст
|
От 18 до 23
и от 55 и выше
|
От 23 до 35
|
От 35 до 55
|
выбор путей
привлечения персонала
|
|
|
|
|
|
|
непосредственное
применение своих знаний и навыков (стаж работы)
|
|
|
Без опыта
|
1-5 года
|
Свыше 5
лет
|
помощь новым
сотрудникам в период прохождения ими испытательного срока
|
|
|
Без опыта
наставничес тва
|
1-3 года
|
Свыше 3
лет
|
отсутствие пропусков
работы по болезни
|
|
|
Биофизический
капитал
|
|
|
|
определение
потребности подразделений в персонале
|
|
|
Интеллектуальный
капитал
|
|
|
|
определение методов
отбора кандидатов на вакансию
|
|
|
|
|
|
предприимчивость,
решительность
|
|
|
Организационно-
предпринимательски й капитал
|
|
|
|
владение
коммерческими секретами
|
|
|
Культурно-
нравственный капитал
|
|
|
|
Средний балл
(∑(гр.2×гр.3)/ 12)
|
|
Средний балл
((∑гр.5+∑гр.6+
∑гр.7) / 12)
|
|
Источник: составлено автором на примере должности менеджера по персоналу
|
Высчитываем средний балл по всем критериям оценки как среднее арифметическое двух составляющих оценки. Для удобства интерпретации результатов оценивания была составлена сводная 10-балльная шкала, включающая четыре уровня (Рисунок 1).
Рис.1. Шкала оценки качества человеческого капитала
Необходимо помнить, что для каждой компании и для каждой должности набор критериев для оценки может быть совершенно разными. Предложенный способ оценки позволяет учитывать биофизические, трудовые, интеллектуальные, организационно-предпринимательские, культурно-нравственные особенности человеческого капитала сотрудника.
Следовательно, контроль качества человеческого капитала является достаточно важной и сложной функцией управления человеческим капиталом предприятия, требующей постоянного совершенствования в соответствии с задачами как отдельных подразделений, так и предприятия в целом.
Список литературы
1. Коробцов, А. Человеческий фактор в производственной деятельности [Текст] / А. Коробцов, М. Сагирова // Проблемы теории и практики управления. – 2012. - №4. – С.48-54.
2. Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга [Текст] / Пер. с нем. / Д. Хан. – М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.