Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Авторы:
Город:
Алматы
ВУЗ:
Дата:
18 октября 2016г.

Предприятие - сложная система, эффективное управление которой возможно только на основе планирования его работы с целью обеспечения комплексности, сбалансированности и взаимосвязи всех элементов предприятия для достижения основной цели его деятельности – удовлетворение потребностей общества в определенных видах продукции и услуг и получение необходимой для его развития прибыли.

Работа в рыночных условиях характеризуется тем, что планирование и прогнозирование деятельности предприятия осуществляется не на уровне государства или отрасли, а не уровне самого предприятия. Планирование производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия относится к одной из основных предпосылок его эффективной работы.

Стратегическое планирование приобретает смысл только тогда, когда оно реализуется. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решений и поведения. Цель устанавливает, что организация хочет достичь и когда она хочет получить желаемый результат. Однако метод достижения цели не разрабатывается с такой тщательностью, что может привести к приложению усилий в неправильных направлениях. Чтобы избежать такого рода ошибок, руководство должно разрабатывать конкретные указания по обеспечению достижения целей и налаживать процесс реализации стратегического плана. Центральная идея заключается в согласовании действий по достижению намеченных целей между собой. Для этого используются такие компоненты формального планирования, как тактика, политика, процедуры и правила.

Стратегическое планирование специалисты описывают различно, акцентируя внимание на тех или иных его аспектах. Д. Бодди и Р. Пэйтон в своей книге «Основы менеджмента» стратегическое планирование определяют как «процесс формулировки задач и стратегий организации» [2].

«Стратегическое планирование представляет собой разработку долгосрочных планов развития компании, которые составляются на основе анализа большого количества данных, обосновываются системами детальных расчетов и в общем виде становятся документами различной степени детализации», - пишут в своем учебнике Мильнер и Лиис [3,c. 136].

Согласно точки зрения Голубкова, автора статьи «Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации» под стратегическим планированием «понимается процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях. Цель стратегического планирования — определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание» [4].

Стратегическое планирование определяет путь развития организации как единого целого в долгосрочном периоде с указанием наиболее важных показателей, количественно описывающих результаты и эффективность развития. Роль стратегического планирования  – обеспечить комплексный подход к развитию организации, учесть возможные изменения в окружающей среде, определить наиболее важные тенденции в ее развитии.

Стратегическое планирование неразрывно связано с партнерскими отношениями организации, оно может привести к основательным изменениям связей, существующих у организации с внешним окружением, в котором она работает.

В настоящее время, для нашей страны, в которой стратегическое планирование и управление находится еще на стадии становления, особое значение приобретает разработка отечественной концепции стратегического планирования и управлении учетом анализа и критического осмысления зарубежного опыта в данной области исследований.

Для определения уровня стратегического планирования в компании мы разработали анкету, которая на наш взгляд, позволит выявить проблемные зоны стратегического планирования в компании.

Анкета по оценке стратегического планирования организации

 

Уважаемый сотрудник организации! 

Выберите одно из утверждений – именно то, которое наилучшим образом (в большей степени) соответствует ситуации на вашем предприятии по ключевым направлениям

вопрос

ответ

1

Знакомы ли со

стратегическим планом компании

Да

Нет

2

Имеете ли Вы

представление, в чем заключается наша философия и основные ценности?

Да

Нет

3

Разработка стратегического

плана развития основывается на?

·     общей стратегии развития компании

·     анализе общих тенденций развития соответствующей сферы деятельности

·     на субъективном представлении одного или нескольких руководителей компании

·     на субъективном представлении одного или нескольких менеджеров компании

4

В разработанном

стратегическом плане развития компании цели и ключевые показатели эффективности

·         определены

·         невозможно идентифицировать

·         не определены

5

Установленные в

стратегическом плане развития цели доводятся до сведения

·      всего персонала компании

·      только руководителей структурных подразделений различного уровня

·      только высшего руководства компании и руководителей среднего звена

·      только высшего руководства компании

6

Цели и планы развития

подразделений компании разрабатываются

·                  с учетом стратегического плана развития

компании по соответствующему виду деятельности

·                  без учета стратегического плана развития компании по соответствующему виду деятельности

7

В разработке

стратегического плана развития компании принимают участие (возможны несколько ответов):

·                 высшее руководство компании

·                 руководители среднего звена (руководители управлений, начальники отделов)

·                 рядовые работники компании

·                 никто из вышеперечисленных

8

Выполнение этапов

реализации стратегического планирования развития компании

·                 сопровождается периодическим контролем,

по результатам по мере необходимости вносятся корректировки в стратегические планы развития

·                 сопровождается периодическим контролем без внесения изменений в стратегические планы развития

·                 не контролируется

9

Состав функций по

осуществлению процессов стратегического управления

·                 охватывает полный управленческий цикл –

планирование,      организация,       мотивация       и контроль;

·                 охватывает               отдельные               этапы управленческого цикла

10

Перечень функций,

необходимый для реализации процессов стратегического управления

·        определен и закреплен за структурными

подразделениями и должностями в организационно-методических документах

·        определен и часть функций закреплена за структурными подразделениями и должностями в организационно-методических документах

·        не определен, отдельные функции закреплены за структурными подразделениями и должностями

11

Система сбора, обработки и

хранения информации, необходимой для осуществления процессов стратегического управления

·         разработана и внедрена

·         разработана и находится в стадии внедрения

·         находится в стадии разработки

·         отсутствует



Таким образом, разработанная анкета позволит дать оценку стратегического планирования в компании и предложить рекомендации по улучшению планирования и эффективности функционирования данной организации.

Стратегическое планирование определяет путь развития организации как единого целого в долгосрочном периоде с указанием наиболее важных показателей, количественно описывающих результаты и эффективность развития. Роль стратегического планирования – обеспечить комплексный подход к развитию организации, учесть возможные изменения в окружающей среде, определить наиболее важные тенденции в ее развитии.

Стратегическое планирование это особый вид плановой деятельности, который заключается в разработке стратегий, при чем реализация этих стратегий обеспечивает эффективное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе и быстрая адаптация к меняющимся условиям внешней окружающей среды.

Стратегическое планирование это особый вид плановой работы, который заключается в разработке и реализации стратегий. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование, организационные изменения.

Список литературы

 

 

1          Дуфала В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия. Проблемы теории и практики управления 2012 г. -№7.- с.26-29

2          Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебное пособие. Стратегическое планирование. – Мн.: ООО «Новое знание», 2010 г. – 412 с.

3          Клеймор Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях.  Вопросы экономики, 2010г. – 289 с.

4          Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии. – Ростов н/Д: «Март», 2008 г. – 186 с.

5          Мельничук Д.Б. Семь граней стратегического управления предприятием. Менеджмент в России и за рубежом, 2011, №5. – С. 3–10.