Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ РИСКОМ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

    Политический риск представляет собой важнейшую составную часть страновых рисков и означает воздействие неэкономических переменных на деловые операции, осуществляемые за рубежом. Политический риск в контексте внешнеэкономической деятельности рассматривается как возможность неблагоприятного влияния политически мотивированных изменений на результаты зарубежного инвестирования или внешнеторговой сделки в виде прибыли. В этом смысле такие события как экспроприация, национализация, забастовки будут иметь очевидные последствия. Другие события (изменения в налогах, валютной политике) будут воздействовать косвенно, что будет проявляться в макроэкономических результатах, уровне задолженности и валютных курсах.

    Результатом политических рисков является возможность недополучения дохода по сделке или потери собственности иностранного предпринимателя вследствие изменения социально-политической ситуации в стране. Причинами политического риска являются факторы, находящиеся вне контроля контрагентов. Политические риски можно оценивать по следующей схеме:

1.   Оценка риска экспроприации:

·   случаи вмешательства государственных органов;

·   дефолты;

·   зависимость проекта от действий госорганов.

2.   Оценка риска войны:

·   существование или вероятность вооруженного конфликта;

·   политические и социальные события;

·   организация системы безопасности проекта.

3.   Оценка риска препятствия конвертации и трансферта денежных средств:

·   размер внешней задолженности и золотовалютных резервов;

·   случаи препятствия или ограничения;

·   потенциал проектов;

·   соглашения с госорганами.

4.   Оценка риска нарушения контрактных обязательств:

·   необходимость покрытия;

·   дефолты;

·   соглашения с госорганами;

·   содержание условий контракта;

·   законодательная среда.

   Для страхования политического риска внешнеторговой сделки контрагент может либо прибегнуть к некоторому виду "внутреннего" покрытия, который он устанавливает для себя, либо может использовать внешнее покрытие от таких рисков.

   Методы внутреннего  страхования ставят целью уменьшить политический риск путем лимитирования подверженности риску либо путем увеличения операционной прибыли.

   Уменьшение подверженности риску является наиболее надежным и несложным в исполнении способом уменьшения подверженности политическому риску. Он сводится к рекомендации вести бизнес исключительно с надежными странами. Но таком подходе устраняется большое количество стран с хорошим торговым потенциалом, что является существенным недостатком данного способа. Суть другого способа - определение индивидуальных лимитов подверженности риску для каждой страны контрагента. При этом лимиты риска определяются через соотношение риск/доход, что требует оценки вероятности неплатежа/ неисполнения обязательств и степени корреляции среди контрагентов. Основная проблема данного подхода связана с проведением самой оценки, которую непросто внедрить и отслеживать на регулярной основе в частности из-за неодинаковости заказов по размеру, частоте, кроме того контрагенты тоже разные и могут меняться.

   Еще один способ управления политическим риском - стратегия повышения операционных  доходов - предполагает установление рейтинга для страны, где находится контрагент и добавление (вычитание) наличной премии к (из) цене(ы) продажи, базирующейся на оценке политического риска. Однако этот тип покрытия имеет очевидные ограничения при применении, поскольку может действенно работать только тогда, когда конкуренции на данном рынке нет либо она незначительна. В иной ситуации высокая цена приведет к устранению контрагента с данного рынка.

   Важное значение имеет включение в текст внешнеторгового договора условий освобождения сторон от ответственности при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, в результате которых реализуется политический риск. Но при этом во внешнеторговом контракте необходимо максимально подробно описать эти обстоятельства непреодолимой силы и ответственность контрагентов при их наступлении:

    Если контрагент не может или не хочет предпринять внутреннее управление политическим риском, либо тогда, когда такой подход не является целесообразным, альтернативным решением является внешнее страхование политического риска, т.е. передача риска другому субъекту, которым обычно выступает банк либо страховая компания. Для экспортера передача риска финансовому учреждению предполагает то же самое, что и управление операционным риском, т.е. выбор такого способа платежа, при котором банк или финансовый институт берет на себя существенную долю риска. Таким способами платежа могут быть безотзывный и подтвержденный аккредитив.

   Кроме того, продавец может прибегнуть к страхованию политического риска через специализированные страховые компании, такие как Coface, AIG, OPIC - Корпорация частных зарубежных инвестиций – автономная государственная компания США и др. Такие компании разрабатывают свой рейтинг стран по уровню политического риска. Чем выше политический риск, тем выше ставка премии страхования. К рискам, включаемым в объем страхового покрытия, относятся риск национализации, ведущий к потере филиала, риск неплатежа возмещения, риск не перевода возмещения, невозможность конвертации в доллары (евро) поступлений от инвестиционных объектов, экспроприация или конфискация инвестированного имущества, ущерб, нанесенный военными действиями, революцией, народными волнениями.

   В России организацией, осуществляющей страхование подобного рода, является ОАО «Экспортное страховое агентство России» (ЭКСАР). ЭКСАР работает с политическими рисками, такими как неисполнение обязательств, связанное с влиянием властей на происходящие в стране покупателя процессы, например ухудшение условий контракта, отъем собственности, запрет на перевод средств за рубеж — то есть все, что связано с применением административного ресурса. В случае возникновения такого рода проблем у российского экспортера возникает неплатеж со стороны его контрагента. Именно такой риск страхуется ЭКСАР. При этом РФ выступает гарантом по обязательствам агентства с учетом множественности бенефициаров. Специфика данного агенства в том, что страхуя риск экспортера или банка, ЭКСАР выдает полис, автоматически гарантированный Минфином, но при этом сам Минфин не имеет прямых отношений с застрахованными.

   Полис ЭКСАРа предполагает защиту от рисков неисполнения обязательств контрагента российского экспортера, таким образом, защищая российских экспортеров от неисполнения обязательств их контрагентов из других стран. При расчете тарифа учитываются три составляющих, первый - риск на саму страну покупателя. Все страны четко классифицированы по восьми категориям — от 0 до 7. Россия в третьей категории. В последней группе страны с неустойчивым финансовым положением, например, Зимбабве, Мали, Аргентина, Буркина-Фасо. Список стран и классификация стран по рейтингу соответствует перечню, публикуемому Организацией по экономическому сотрудничеству  и развитию (ОЭСР). Риск страны — это только одна составляющая расчета тарифа. Вторая — это информация по самому контрагенту. Страна, например, может относиться к седьмой категории, но контрагент российской компании — крупнейшая сырьевая корпорация с хорошей репутацией, что повышает уверенность страховщика в том, что. подобная компания точно ответит по своим обязательствам. Третье составляющее — анализ самой сделки. Так, например, если это рассрочка платежа, риски меньше. В результате тариф может варьироваться от десятых долей процента до нескольких процентов. При этом политические и коммерческие риски страхуются вместе. Кроме того в нормативных документах ЭКСАР есть оговорка, что в случае, если по методике агенства получается, что у какой-то сделки повышенный риск, но при этом она стратегически важна для России, то вопрос по ней выносится на рассмотрение правительства, которое принимает отдельное решение  по этой сделке. Варианты такого решения могут быть разные: либо ЭКСАР получает дополнительную финансовую поддержку со стороны правительства, либо агенство пересматривает объем поддержки сделки за счет других отраслей или регионов, но такое решение должно быть обязательно одобрено на политическом уровне.