Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ПОТОКОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

   Рыночная экономика России представляет такую структуру управления финансами, где денежные средства перераспределяются между различными уровнями государственной власти, что обусловлено необходимостью решения задач макроэкономической стабилизации и финансовой безопасности.

   Финансовая безопасность - это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально- экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере [1].

   Финансовая безопасность страны, непосредственно связанные с бюджетной системы, которая должна обеспечить государству полностью достаточные средства для реализации различных внутренних и внешних функций. Иногда отсутствие средств или задержки финансирования может привести к отсутствию самых насущных потребностей государства в экономической деятельности, которая представляет угрозу для финансовой безопасности.

   Основные финансовое обеспечение включают в себя:

-    концептуально-методологические (системный подход, использование зарубежного опыта и т.д.);

-    финансово-экономические (правовые гарантии обязательно следует, контроль за исполнением, страхование рисков и т.д.);

-     организационно-технологические (надежность процесса, реструктуризация кредитной и банковской систем, прозрачность финансовых рынков и т.д.) [3].

    Бюджетная система в России развивается, и в настоящее время существуют проблемы, касающиеся горизонтальной и вертикальной  несбалансированности. Она включат четыре уровня: федеральный, региональный, муниципальный и межгосударственный.

   Федеральный уровень состоит из следующих бюджетов: Федерального, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. Существенное отличие федерального бюджета от других состоит в том, что он содержит в себе секретные статьи расходов, с чем связаны некоторые ограничения бюджетного процесса.

   К региональному уровню относятся 85 бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных Фондов обязательного медицинского страхования.

    Следует выделить различные внебюджетные фонды, являющиеся важным звеном бюджетной системы. Они делятся на фонды социального и экономического назначения и формируются в основном за счет неналоговых поступлений, таких как штрафы, сборы, добровольные платежи.

   Так как Россия является страной с огромной территорией, неравенства отдельно взятых регионов становятся очевидны из-за различий природно- климатических условий, технической и промышленной оснащенности, уровня экономического развития, численности населения  и хозяйственной специализации. В целях горизонтального выравнивания денежные средства перераспределяются из федерального бюджета в бюджет регионов в виде дотаций, субвенций, взаимозачетов и трансфертов, что так же может проявляться в предоставлении особого экономического режима.

   Система индикаторов финансовой безопасности позволяет определить уровень будущих рисков и угроз, выявить очаги их распространения. В связи с этим появляется возможность выработать и реализовать комплекс упреждающих мер, направленных на снижение уровня угроз в финансовой сфере, а также на повышение ее стабильности, устойчивости и эффективности, что лежит в основе конкурентоспособности.

    Вертикальная сбалансированность, которая возникает при равенстве расходных и доходных полномочий, пока что тоже остается труднодостижимой для Российской Федерации. Однако, и вертикальное выравнивание не может решить всех проблем, ведь, как отмечалось выше, между региональными бюджетами имеются различия, которые зависят от разнообразных факторов, и регионы не могут иметь равный уровень доходов и расходов по своей сути.

   Вертикальное и горизонтальное выравнивание происходят одновременно, что делается для поддержания государственного единства и принципа территориальной справедливости.

   Опыт прошлых лет выявил высокую уязвимость российской экономики от мирового финансового рынка, регулирование которого осуществляется дискриминационными для России способами, включая занижение кредитных рейтингов, предъявление неравномерных требований по открытости внутреннего рынка и соблюдению финансовых ограничений, навязывание механизмов неэквивалентного внешнеэкономического обмена, в которых Россия ежегодно теряет около 100 млрд долларов.

   Для решения вышеуказанных проблем в целях обеспечения финансовой безопасности следует обратить внимание на следующие аспекты:

-    расходные функции каждого отдельно взятого органа власти;

-    функции распределения доходов в бюджет;

-    межбюджетные финансовые расходы.

    На данный момент времени расходные функции отдельно взятых территорий не равны распределительным функциям, необходимо привести их в соответствие. Опасность в себе кроют встречные финансовые потоки, представляющие собой средства, которые изначально изымаются у регионов в бюджет, а потом возвращаются им же в виде финансовой помощи. Следует отметить, что основная часть налоговых сборов порядка 70-80 процентов приходится на федеральный бюджет Российской Федерации.

    Существующий кризис бюджетной системы исходит из сложившейся социально-экономической ситуации в стране.

   По итогам первого квартала 2015 года снижение доходов региональных бюджетов составило 7%, а налоговых и неналоговых доходов — 10%, при том, что расходы увеличились на 2%. Дефицит составил около 200 миллиардов рублей. В конце года ожидается дефицит бюджета в размере около 600 миллиардов рублей или 5,2 % ВВП.

    Следует отметить, что по прогнозам Министерства финансов РФ, с одной стороны, не будет сокращения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и распределенного объема дотаций на сбалансированность бюджетов регионов. Однако, с другой стороны, Министерство считает нецелесообразным индексировать заработную плату работникам бюджетного сектора, военнослужащим,  гражданских служащим в целях оптимизации расходов бюджета и обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

   Немаловажным фактором является падение цен на нефть и природный газ. Это привело к падению объема доходов на 4,1 трлн рублей, при этом ослабление курса частично компенсировало снижение уровня доходов, но эта компенсация составит 2,3 трлн рублей.

   При этом необходимо учитывать, что расчет поступлений по экспортным пошлинам в первом квартале велся, исходя из стоимости  нефти $71 за баррель, НДПИ -  $61 за баррель, а НДС учитывался  по итогам четвертого квартала, когда ситуация с доходами была не такая уж и плохая. Поэтому во втором квартале мы можем столкнуться с дальнейшим снижением доходов. Данный аспект учитывается в прогнозе Министерства финансов РФ на 2015 год.

    Ресурсы резервного фонда РФ по итогам года могут снизиться до 2 триллионов рублей, поэтому необходимо как можно скорее подготовить меры по балансировке бюджета РФ в 2016–2017 годах.

    Министерство финансов РФ в рамках поправок в бюджет предлагает израсходовать из Резервного фонда в 2015 году 3 триллиона 670,4 миллиарда рублей. Таким образом, объем фонда на конец года снизится до 1 триллиона 677,3 миллиарда рублей. В 2016 году предлагается использовать 1 триллион 158 миллиардов рублей средств фонда, и его объем снизится до 519,3 миллиарда рублей. В 2017 году предполагается пополнить Резервный фонд на 111 миллиардов рублей, увеличив объем фонда до 630,3 миллиарда рублей. Однако, если цена на нефть будет уточнена, то курс будет другой. Если дополнительные доходы увеличатся в текущем году, то, в первую очередь, их надо направлять на снижение затрат Резервного фонда, потому что можно, конечно, и увеличивать расходы, но тогда «подушка безопасности» у нас быстро сократится.

    Одним из главных вопросов, на сегодняшний день, остается проблема финансовой безопасности страны в том аспекте, что из 200 миллионов выпущенных в России банковских карт 95% обслуживается иностранными платежными системами - Visa или MasterCard. Их операционные центры находятся в Соединѐнных Штатах. Предполагается, что с 2016 года для всех платежей использовать только центры, находящиеся в России. То есть, системам Visa и MasterCard придѐтся открыть филиалы или уйти с рынка, так как платежные системы не смогут в одностороннем порядке отказываться от расчетов. Параллельно будет идти работа по созданию национальной платежной системы.

   Для разрешения сложившейся ситуации и развития отдельно взятых регионов и страны в целом необходим мощный толчок, выраженный в экономическом росте, поддержании отечественного производства и создании нового, возможно, основанного на зарубежных технологиях. Необходимо обратить внимание на то, что нам не выгодно закупать за рубежом, нам выгодно поднимать и создавать свое производство и сельское хозяйство. При соблюдении данных условий, будет востребован социально-экономический потенциал страны и она сможет наращивать свою налоговую базу.

   Существующая в Российской Федерации модель межбюджетных отношений основывается на следующих направлениях: использование закреплѐнных налогов и перераспределение доходов от федеральных регулирующих налогов.

    Формируя систему бюджетных отношений, прежде всего, следует обратить внимание на то, как происходит распределения долей регулирующих федеральных налогов. Возможно, решив проблему распределения налогов, можно будет сократить число дотационных субъектов Российской Федерации и уменьшить встречные финансовые потоки, которые являются не всегда обоснованными. Кроме того, механизм регулирования внутрибюджетных отношений путем внесения изменений в правила, регулирующие отчисления от налога (с учетом положений этих пропорций в течение длительного периода времени) будет стимулировать интерес Российской Федерации и органов местного самоуправления для повышения своих доходов обеспечить финансовую стабильность и независимость бюджетного планирования [1].

    Для обеспечения самостоятельности региональных бюджетов необходимо полное закрепление за ними определенных отчислений, которые будут постоянно поступать и обеспечивать деятельность субъектов, формировать их бюджет. Такой подход используется в мировой практике, когда за каждым уровнем власти закрепляются источники доходов, которые будут им наиболее контролируемы и на которые он сможет оказать наибольшее влияние.

   Занимаясь процессом распределения денежных средств, необходимо обратить внимание на такой показатель, как расход на душу населения, необходимый для финансирования образования, здравоохранения и ЖКХ. Его необходимо рассчитывать одинаковым методом для различных регионов, но с учетом их особенностей.

   Таким образом, регулирование федеральных и региональных потоков в целях финансовой безопасности позволит:

-    повысить эффективность бюджетных систем регионов;

сократить количество дотационных субъектов Российской Федерации;

-    уменьшить количество встречных финансовых потоков;

-    выделять денежные средства на конкретные цели и контролировать их использование;

-    проводить политику выборочного инвестирования отдельных субъектов;

-    повысить уровень заинтересованности региональных субъектов в увеличении налогового и производственного потенциала территорий;

-    достичь бездефицитного бюджета к концу 2017 года.

   Реализация предложений по оптимизации денежных потоков на обеспечение финансовой безопасности создаст более благоприятные условия функционирования, что, по нашему мнению, будет способствовать повышению экономического потенциала промышленности региона и экономики в целом.

 

Список литературы

1.      Нормативные правовые акты Российской Федерации

2.      Бюджетный кодекс  Российской Федерации: федер.  закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998.-№31.-Ст. 3823.

3.      О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений: Федеральный закон от 20.08.2004г. № 120-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 23.08.2004. - № 34, ст. 3535.

4.      О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001гг.: постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 г. №862 // СПС «Консультант-Плюс».

5.      О мерах по повышению результативности бюджетных расходов : постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 : в ред. от 23 дек. 2010 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010.

6.      Бюджетная стратегия Российской Федерации на период до 2023 года (проект) // http://www.minfin.ru.

7.      Афанасьев M. П. Бюджет и бюджетная система: учебник под ред. М.П. Афанасьева; предисл. A.JI. Кудрина. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ЮРАЙТ, 2012. - 776 с.

8.      Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии / М.: Дело и Сервис, 2010. 240 с.

9.      Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт,2012.-621 с.

10.   Бюджетная система России : учеб. для вузов / под ред. проф. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 550с.

11.   Валитова Л. Влияние межбюджетных отношений на экономические стимулы регионов.// Доклады РЕЦЭП. 2014. - №3. - С. 71-10

12.   Ковалева С.А. Региональный аспект направления обеспечения национальных интересов России в сфере финансовой безопасности // Научные исследования: от теории к практике: материалы IV Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 10 июля 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 315-317