Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
14 января 2016г.

      Роль РПЦ в современном российском государстве занимает все более важное место. Ее деятельность охватывает широкий спектр общественных отношений, начиная с духовных и культурных, заканчивая правовыми, экономическими и политическими. Анализируя последние можно с уверенностью сказать, что религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Московского Патриархата (далее - РПЦ МП) были утверждены «Основы социальной концепции Русской  Православной Церкви». Данный документ  отражает официальную       позицию       Московского      Патриархата       в      области взаимоотношений церкви с государством и обществом.26

    Работами советского периода, посвященными истории правового регулирования отношений советского государства и религиозных объединений, в том числе и РПЦ, стали исследования Кислицына И.М.27 , который разработал периодизацию развития правовых отношений Советского государства и церкви, и работа Розенбаума Ю.А. «Советское государство и церковь»28 , в которой было предложено осмысление проблем соотношения государства и церкви в советском обществе. Однако в этих работах изучение административно-правового статуса РПЦ не были выделены в качестве самостоятельного предмета.

     РПЦ на современном этапе – крупнейшая религиозная организация в Российской Федерации по числу своих приверженцев. После распада СССР РПЦ оказалась одним из немногих официально разрешенных и законодательно оформленных объединений граждан. Более того, РПЦ сумела сохранить без существенных изменений не только свою структуру и принципы внутреннего управления, но и значительно усилило свое положение в Российском государстве на современном этапе истории. Это усиление происходило не только благодаря увеличению количества зарегистрированных православных общин, строительству и открытию новых храмов и монастырей, улучшению экономического положения церкви (благодаря возможности вести самостоятельную экономическую деятельность), но и возможности РПЦ способствовать принятию политических решений институтами государственной власти РФ.

 

 26  Определение освященного юбилейного архиерейского собора Русской Православной Церкви об «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» // Информационный бюллетень Отдела церковных связей Московского Патриархата. 2000. №8, 2000, пункт 1.

27 Кислицын И. М Советское законодательство о свободе совести и религиозных объединениях (1917-1975 гг.): Учебное пособие по спецкурсу. - Пермь: 1991. - С. 116.

28 Розенбаум Ю. А. Советское государство и церковь. - М.:1985. - С. 158.


     РПЦ является религиозным объединением в форме религиозной организации, она зарегистрирована в установленном законом порядке. Наименование «Русская Православная Церковь» применялось издавна, однако только осенью 1943 года оно было принято как официальное. Статус юридического лица РПЦ получила лишь 27 февраля 2003 года, когда «Русская православная церковь (Московский Патриархат)» была зарегистрирована как религиозная организация. Адрес регистрации: 119034, г. Москва, Чистый пер., дом 5. Устав Русской православной церкви, принятый Архиерейским собором 16 августа 2000 года с поправками, принятыми на Архиерейском соборе 2008 года, 2011 года и 2013 года — это ее внутренний документ, он не зарегистрирован в Минюсте РФ. Уставом определены современная структура РПЦ, порядок формирования её центральных и местных органов управления, их полномочия и т.д. РПЦ осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой. РПЦ выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям, не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. РПЦ, как и любое другое религиозное объединение в РФ, не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. В процессе осуществления РПЦ полномочий юридического лица, контроля органов юстиции за деятельностью РПЦ возникают административно- правовые отношения. Данные отношения весьма разнообразны и возникают при наделении РПЦ правом собственности на культовые здания и сооружения, при контроле органов исполнительной власти за соответствием Устава РПЦ федеральному законодательству, при осуществлении священнослужителями светских прав и обязанностей, в процессе   осуществления   преподавательской,   образовательной,   иной творческой деятельности в системе государственного образования, при осуществлении государственного контроля за деятельностью РПЦ и т.д. Административно-правовая специфика в сфере имущественных отношений проявляется в участии органов исполнительной власти при закреплении прав собственности на здания, сооружения, предметы культа (иконы, свечи, церковную утварь), денежные средства, а также на предприятия, производящие предметы культа или издающие богослужебную литературу, находящимся в ведении её епархий, приходов, монастырей, Духовных учебных заведений, братств и сестричеств. Каждый приход, монастырь, епархиальное управление (епархия), учебное заведение и иная структурная единица, находящаяся в каноническом ведении РПЦ, зарегистрирована Росрегистрацией как самостоятельное юридическое лицо (религиозная организация). В соответствии с законодательством РФ, РПЦ имеет полное право самостоятельно распоряжаться своим имуществом.

      В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержится норма (ч. 5 ст. 4; ч. 1 ст. 15), предусматривающая следующее: «религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах»29 . Все эти установления закреплены в актах РПЦ МП (в Уставе РПЦ МП 2000 года, указах Синода и Патриарха, договорах и т.д.). Фактически они регулируют ее внутренние отношения, а также отношения с государством.

      Что касаемо государства в вопросах о взаимодействии с РПЦ, здесь мы видим восприятие государством РПЦ как партнера в сфере предотвращения этнического и религиозного экстремизма, укрепления межконфессионального и межнационального согласия в стране. Оно предоставляет РПЦ материальные и административно-правовые льготы в обмен на идеологическую поддержку.

 

29 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997г. №125-ФЗ


    С учетом нынешнего тесного контакта государства с РПЦ, очевидно, что Церковь не является просто «общественной организацией». Особый закон регламентирует деятельность именно религиозных объединений, выделяя, однако, РПЦ как исторически сложившуюся традиционную и наиболее распространенную конфессию в России.

    Сегодня высшие иерархи РПЦ интегрированы в политическую элиту страны, они участвуют в работе специализированных институциональных образований Администрации Президента, соответствующих комитетов Государственной Думы, являются членами Общественной палаты РФ и т.д. РПЦ активно взаимодействует со значительным количеством государственных институтов. Помимо того, принятие целого ряда решений органами исполнительной власти практически невозможно без их согласования с руководством Церкви. С другой стороны, РПЦ в России не принимает властных и одновременно публичных решений, т.е. таких, которые будут считаться политическими. Иногда решения РПЦ облечены в директивную форму по отношению к ее членам (как клирикам, так и обычным прихожанам), но, тем не менее, не имеют той властной составляющей, которая подтверждается возможностью применения легитимного насилия в случае их неисполнения.

   В отрасли административного права правомочия РПЦ регулируются административно-правовыми нормами, которые определяют правила, порядок и пределы ее деятельности, регулируют управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства по отношению к религиозным организациям. Эти нормы обеспечивают определенные условия для возможности осуществления деятельности РПЦ, соответствующей целям этой организации.

    На сегодняшний день РПЦ взаимодействует с государственными институтами на самых разных уровнях. Это могут быть и взаимоотношения патриарха и президента или приходского священника и представителя какого-либо федерального министерства на местах. В обоих случаях и патриарх, и священник – представители РПЦ, а их контрагенты – представители государственных институтов. Так же как и учреждения Московской патриархии, отдельных епархий РПЦ, а также церковные приходы, являясь субъектом права в качестве юридического лица, взаимодействуют с широким спектром государственных учреждений в силу специфики своей хозяйственной, образовательной и прочей деятельности. Довольно часто в последние годы руководители и политики высшего звена нашего согласно Конституции РФ светского государства публично демонстрируют свою поддержку традиционным конфесcиям, но особенно заметно выражена поддержка РПЦ.

    Исследование различных точек зрения на природу административно-правового статуса РПЦ позволило сформировать следующее определение административно-правового статуса РПЦ – это совокупность прав и обязанностей РПЦ, предусматривающих в пределах административной правосубъектности автономное решение присущих определенному структурному подразделению РПЦ (епархии, приходу, благочинию и т.д.) целей и задач, осуществление необходимых для этого функций, участие в управленческих административных правоотношениях, складывающихся в первую очередь, во взаимоотношениях РПЦ с государственными органами исполнительной власти и органами муниципального образования.

 

 

Список литературы

1.     Кислицын И. М Советское законодательство о свободе совести и религиозных объединениях (1917-1975 гг.): Учебное пособие по спецкурсу. - Пермь: 1991.

2.     Определение освященного юбилейного архиерейского собора Русской Православной Церкви об «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» // Информационный бюллетень

 3.     Розенбаум Ю. А. Советское государство и церковь. - М.:1985. - С.158.

4.     Федеральный  закон  «О  свободе  совести  и  о  религиозных объединениях» от 26.09.1997г. №125-ФЗ