Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2018г.

Огромное значение с точки зрения обеспечения законности уголовного судопроизводства имеет деятельность прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов следователем и руководителем следственного органа на стадии возбуждения уголовного дела.

Приказ Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г. № 826 [5] предписывает систематически проверять законность действий и решений следственных органов в ходе досудебного производства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В этих целях надзирающие прокуроры не реже одного раза в месяц должны осуществлять выезды в поднадзорные следственные органы, где им необходимо проводить сверку данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, регистрации обращений граждан, иных учетных и регистрационных документах, сводках органов внутренних дел, публикациях в СМИ. Кроме того, прокурорам следует использовать сведения медицинских и иных учреждений и организаций, а также информацию, содержащуюся в обращениях граждан, поступивших в прокуратуру (п. 1.3 Приказа).

Прокурор вправе отменить постановление следователя или руководителя следственного органа как о возбуждении уголовного дела, так и об отказе в его возбуждении (если признает их незаконными или необоснованными).

Приказ Генерального прокурора РФ от 27 ноября 2007 г. № 189 [3] обязывает прокуроров принимать решительные меры реагирования во всех случаях незаконного ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также проникновения в жилище при отсутствии предусмотренных законом оснований (п. 1.8). На всех стадиях досудебного производства особое внимание необходимо обращать на соблюдение права подозреваемого и обвиняемого на защиту. При этом следует иметь в виду, что заявленный данными лицами отказ от защитника не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле (п. 1.9 Приказа № 189).

В защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, а также в защиту интересов государства прокурором может быть предъявлен гражданский иск в уголовном судопроизводстве. С целью защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, прокуроры должны принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле.

В целях реализации требований Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства, предусматривающих повышенный уровень гарантий права каждого на свободу и личную неприкосновенность, прокуроры, в частности, должны: своевременно реагировать на необоснованное и незаконное применение к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения; пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях; организовать незамедлительное рассмотрение жалоб на незаконность задержания и нарушения прав задержанных; осуществляя надзор за законностью применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, руководствоваться перечнем тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 января 2011 г. № 3, а также правилами медицинского освидетельствования указанных лиц [2].

При производстве следственных действий прокуроры должны давать правовую оценку постановлению следователя, руководителя следственного органа о проведении следственных действий без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства, изучать соответствующие материалы, обосновывающие его вынесение. Необходимо акцентировать внимание на данных, свидетельствующих об исключительности обстоятельств, требующих безотлагательного производства следственных действий, при этом исходить из того, что указанные следственные действия производятся без судебного решения, а промедление может повлечь за собой утрату следов преступления, других доказательств, позволит скрыться лицам, его совершившим, негативно повлияет на возмещение причиненного преступлением ущерба (п. 1.6 приказа Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г. № 826). Всесторонне должны оцениваться законность и обоснованность производства следственных действий.

Приказ Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г. № 826 обязывает прокуроров наладить действенный надзор за исполнением законов в части соблюдения сроков предварительного следствия и своевременным принятием процессуальных решений по уголовным делам. Обеспечивая надзор за соблюдением положений, предусмотренных ст. 6.1 УПК РФ, о разумном сроке уголовного судопроизводства, прокуроры должны ориентировать руководителей следственных органов на незамедлительное представление прокурору копий постановлений о продлении срока предварительного расследования, а также принятых по делу процессуальных решений, а в необходимых случаях запрашивать соответствующие сведения (п. 1.15). Большое внимание при этом следует уделять вопросу о соблюдении требований УПК РФ о приостановлении уголовных дел.

С целью обеспечения прав граждан на доступ к правосудию, надлежащего надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания, реализации принципа разумного срока уголовного судопроизводства (ст. 6.1 УПК РФ) приказ Генерального прокурора РФ от 12 июля 2010 г. № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» [4] закрепляет обязанность прокуроров требовать от правоохранительных органов в целях обеспечения неуклонного исполнения уголовно- процессуального законодательства соблюдения сроков рассмотрения сообщений о преступлениях и расследования уголовных дел, предупреждения фактов нарушения разумных сроков на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

При осуществлении надзора за законностью прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования прокуроры должны обращать внимание на фактическое обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав участников уголовного судопроизводства: подозреваемого (обвиняемого) при несогласии с прекращением уголовного дела — на доступ к правосудию (судебное исследование уголовного дела) и потерпевшего — на компенсацию причиненного преступлением ущерба. При этом надзирающие прокуроры не должны допускать прекращения уголовного преследования ввиду истечения сроков давности, если подозреваемый (обвиняемый) по делу установлен и против этого возражает (п. 1.12 приказа Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г. № 826).

При принятии решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, прокуроры должны проверять соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий и подготовке процессуальных документов. Так, в целях реализации положений УПК РФ о допустимости доказательств следует выносить мотивированное постановление о признании недопустимыми доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, и об исключении их из обвинительного заключения.

Указанные направления осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в силу особой их значимости для реализации назначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ) требуют особого внимания надзирающего прокурора.

 

Список литературы

 

1.    Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

2. Постановление Правительства РФ от 14 января 2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 4. Ст. 608.

3.   Приказ Генерального прокурора РФ от 27 ноября 2007 г. № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» // Законность. 2008. № 2.

4.    Приказ Генерального прокурора РФ от 12 июля 2010 г. № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» // Законность. 2010. № 10.

5.   Приказ Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. 2017. № 3.