Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О НЕКОТОРЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИНГРЕДИЕНТАХ УЧАСТИЯ ПРОКУРАТУРЫ РФ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

Деятельность правового государства, провозглашенного в нашей стране в Конституции РФ (ст. 1), предполагает наличие полной и иерархически согласованной системы законодательства, основным способом формирования которой служит правотворчество.

Федеральным законом от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) на этот государственный орган возложено участие в правотворческой деятельности (п. 4 ст. 1, ст. 9), которое осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (п. 2 ст. 1).

Достижение обозначенных целей в процессе реализации участия прокуратуры в правотворчестве требует регулярного получения достаточной и достоверной информации о состоянии обеспечения вышеуказанных социально-правовых ценностей и потребности в его совершенствовании.

В информационном обеспечении названной функции прокуратуры важное место отводится мониторингу [2, с. 35; 3, с. 30].

Вместе с тем Закон о прокуратуре не содержит понятие этой деятельности и характеризует ее лишь как установление прокурором в ходе осуществления своих полномочий необходимости в совершенствования действующих нормативных правовых актов. Такое определение является элементом понятия «участие в правотворческой деятельности», сформулированного в Законе о прокуратуре (ст. 9).

В организационно-распорядительных документах Генерального прокурора РФ содержание термина «мониторинг» раскрывается через использование понятия «мониторинг законодательства и правоприменительной практики», которое предложено Советом Федерации Федерального Собрания РФ и обозначает систему информационных наблюдений, позволяющих анализировать, оценивать и прогнозировать результаты нормотворческой деятельности и практическое действие законов и иных нормативных правовых актов [4, с. 19]. Подобное толкование мониторинга ориентирует прокуратуру на отслеживание состояния законодательства во взаимосвязи с правоприменением.

В некоторых организационно-распорядительных документах Генерального прокурора РФ самостоятельно употребляется термин «мониторинг нормативных правовых актов», предполагающий наблюдение за их применением [1, с. 13].

Однако указанные понятия не охватывают необходимость сбора и анализа информации о состоянии правотворческой деятельности. Между тем, оценка необходимости совершенствования правового регулирования предполагает определение уровня и правовой упорядоченности общественных отношений. Поэтому в юридической науке применяется термин «правовой мониторинг», на наш взгляд, в наибольшей степени соответствующий содержанию рассматриваемой деятельности прокуратуры на практике и характеризующий ее как отслеживание состояния и развития правотворческого процесса, качества действующих нормативных правовых актов и их применения160.

Выполняемый прокуратурой правовой мониторинг, с нашей точки зрения, имеет существенные особенности, которые во многом определяют его содержание в качестве важного ингредиента информационного обеспечения участия прокуратуры в правотворчестве.

Исключительное значение для правового мониторинга, проводимого прокуратурой, имеют фундаментальные нормы-принципы международного права об уважение прав человека и основных свобод и Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Исходя из этого, правовой мониторинг, выполняемый прокуратурой, включает регулярный сбор информации о состоянии обеспечения в первую очередь прав и свобод человека и гражданина в правотворчестве, законодательстве и правоприменении.

  

148 См.: Тихомиров Ю.А. Организация и проведение правового мониторинга // Право и экономика. 2006. № 10. С. 13.


При этом согласно Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Личность, общество и государство имеет взаимные обязанности. Потому правовой мониторинг, проводимый прокуратурой, предполагает сбор и анализ сведений о состоянии обеспечения публичных интересов, то есть охраняемых законом интересов общества и государства.

Важным требованием Конституции РФ является то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). В этой связи правовой мониторинг, осуществляемый прокуратурой, охватывает сбор и оценку информации о состоянии обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности.

Значимой чертой правового мониторинга, проводимого прокуратурой, является то, что сбор и анализ вышеуказанных сведений выполняется ею главным образом в ходе осуществления своих функций. Причем такая деятельность необходима при реализации практически каждой из них (надзора, уголовного преследования, участия в рассмотрении дел судами, в ходе координации борьбы правоохранительных органов с преступностью, международного сотрудничества). Вместе с тем прокуратурой выполняются специальные мероприятия мониторинга, например, конкретных сфер общественных отношений, отдельных законов, правовых норм, в том числе с участием Академии Генеральной прокуратуры РФ, институтов гражданского общества.

Кроме того, правовой мониторинг, выполняемый прокуратурой, включает:

установление пробелов правового регулирования, не позволяющих либо затрудняющих реализацию норм международного права и Конституции РФ, главным образом о правах и свободах человека и гражданина;

выявление в проектах нормативных правовых актах, являющихся объектом мониторинга, противоречий указанным нормам и наличия в них коррупциогенных факторов;

подготовку на этой основе предложений по совершенствованию правотворческой деятельности и правоприменительной практики;

изучение отечественного и зарубежного опыта правового мониторинга и разработка рекомендаций по его использованию прокуратурой.

Учитывая значимость правового мониторинга в качестве информационного ингредиента участия прокуратуры в правотворчестве, представляется необходимым его неуклонное развитие. Этому могут способствовать, по нашему мнению: подготовка и принятие федерального закона о правовой мониторинге в РФ, закрепляющего участие в нем прокуратуры в качестве самостоятельного элемента такой работы исходя из целей, поставленных перед этим органом правового государства; включение в Закон о прокуратуре норм, определяющих содержание и регламентирующих процедуры указанной деятельности; издание организационно- распорядительного документа Генерального прокурора РФ, устанавливающего полномочия и обязанности участвующих в ней подразделений и должностных лиц прокуратуры, процедуры их взаимодействия в процессе мониторинга, правила сбора и предоставления сведений, их анализа, подготовки итогового документа.

В свою  очередь,  необходимо сформировать  в системе  прокуратуры  организационную  структуру выполнения правового мониторинга, включая: определение подразделений и должностных лиц, участвующих в такой деятельности, выполняющих руководство этой работой, ее координацию, контроль проведения и методическое обеспечение; возложение мониторинга состояния правотворчества и законодательства на подразделения и сотрудников, обеспечивающих участие прокуратуры в правотворческой деятельности, а мониторинга правоприменения – на соответствующие надзорные и иные функциональные подразделения.

Конституцией РФ российским и иностранным гражданам, лицам без гражданства предоставлены право участвовать в управлении делами общества и государства, а также право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы (ч. 1 ст. 32, ст. 33, ч. 3 ст. 62), включая прокуратуру, которые подлежат обеспечению и в сфере правотворчества. Вместе с тем эффективное участия прокуратуры в правотворческой деятельности, с нашей точки зрения, невозможно без ее обратной информационной связи с гражданами и их объединениями, важным каналом которой является рассмотрение и разрешение прокурорами поступающих к ним обращений, в том числе связанных с совершенствованием законов и иных нормативных правовых актов. Причем развитию правового регулирования общественных отношений могут способствовать все виды обращений граждан и их объединений в прокуратуру: заявления, жалобы и предложения.

В приказе Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» подчеркнуто, что такая работа должна быть подчинена обеспечению защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка (п. 5, 6).

Между тем, практика информационного обеспечения участия прокуратуры в правотворчестве свидетельствуют, что использование такого важного источника информации о состоянии правотворчества, законодательства и правоприменения, как обращения граждан и их объединений, в настоящее время прокурорами недооценивается. Поэтому необходимы дополнительные меры по активизации работы по этому направлению.

Необходимым шагом на этом пути представляется введение в системе прокуратуры РФ предметной специализации сбора и использования обращений граждан и их объединений, направленных на совершенствование законов и иных нормативных правовых актов, что предполагает выделение сотрудников, ответственных за их обобщение, и возложение на подразделения, обеспечивающие участие прокуратуры в правотворчестве, реализации в пределах компетенции подобных обращений.

Немалую пользу принесет отслеживание поступления указанной информации в коммуникационные системы иных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Целесообразно также дальнейшее укрепление сотрудничества прокуратуры с подразделениями по работе с обращениями граждан государственных органов и органов местного самоуправления.

Следует активнее использовать предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, направляемые гражданами в общественные объединения и партийные организации.

Активизация обращения граждан и организаций в прокуратуру с предложениями по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов требует повышения правовых знаний граждан и разъяснения им законодательства. Такая деятельность возложена на прокуроров приказом Генерального прокурора РФ от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению». Прокурорам необходимо расширять использование для правового просвещения граждан чтения лекций, проведения бесед, выступлений в средствах массовой информации, участие в мероприятиях по правовому просвещению, которые проводятся органами публичной власти и институтами гражданского общества.

Одновременно представляется целесообразным тесное взаимодействие между прокуратурой и государственными юридическими бюро, негосударственными центрами бесплатной юридической помощи, а также юридическими клиниками, создаваемыми образовательными организациями высшего образования.

Таким образом, в современных условиях правовой мониторинг, а также рассмотрение и разрешение обращений граждан и их объединений, направленных на совершенствование правового регулирования общественных отношений, являются незаменимыми информационными ингредиентами участия прокуратуры в правотворчестве, способствующими повышению правозащитного и правоохранительного значения этой ее деятельности. Поэтому необходимо дальнейшее научное изучение и развитие их применения, включая реализацию предлагаемых нами мер нормативно-правового и организационного характера.

 

Список литературы

1.     Алексеев А.Н. К вопросу о понятии и сущности правового мониторинга // Юридический мир. 2009. № 11.

2.     Ашурбеков Т. Правовой мониторинг угроз национальным интересам // Законность, 2007. № 5.

3.     Никонов В.А. Мониторинг нормативных правовых актов органов местного самоуправления // Законность.2009. № 7.

4.     Правовой мониторинг: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Д.Б. Горохова. М.: Юриспруденция, 2009.

5.     Тихомиров Ю.А. Организация и проведение правового мониторинга // Право и экономика. 2006. № 10.