Новости
05.11.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Красноярск.
16.10.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Волгоград.
15.10.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Волгоград.
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ЕАЭС

Авторы:
Город:
Армавир
ВУЗ:
Дата:
12 марта 2015г.

   Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях.

   Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

   Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

   Анализируя процессы интеграции в мире как реальность третьего тысячелетия А.П. Лиферов выделяет типы регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем:

   Первый тип составляют регионы, которые выступают генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером такого региона может служить Западная Европа. Идея единства стала стержнем всех образовательных реформ 1990-х годов в западноевропейских странах. Стремление к утверждению «европейской идентичности» и «гражданственности» подкреплено целым рядом европейских проектов в таких областях образования и культуры, как популяризация национальных литератур, расширение обучения иностранным языкам, увеличение сети библиотек, проект «Европейский город культуры».

   Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы. В первую очередь это страны Латинской Америки.

   Как в процессе истории, так и в настоящее время Латинская Америка оказывается в зоне действия интеграционных импульсов со стороны США и Западной Европы. Географически это воплотилось в участии этого региона в интеграционных процессах Западного полушария на общеамериканском, региональном и суперрегиональном уровнях и включении стран Латинской Америки в реализацию ряда международных проектов со странами Европы.

   К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов

   К концу XX века выделяются регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушается последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.(Интеграция мирового образования - реальность третьего тысячелетия. Лиферов А.П., М., 1997).

    Образовательная политика России, отражая общенациональные  интересы  в сфере  образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

·   ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

·    переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, всвязи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельностии толерантности;

·   возникновение и рост глобальных проблем, которые могут бытьрешены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодогопоколения;

·   динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращениесферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокиеструктурные изменения в сфере занятости, определяющие постояннуюпотребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

·   возрастание роли человеческого капитала, который в развитыхстранах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

    Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

   Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества исохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

   Первый шаг по интеграции образовательного пространства был сделан в мае 1992 г. – это подписание «Соглашения о сотрудничестве в области образования»главами правительств 10 государств, входящих в СНГ (Республики Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Таджикистан, Украины).

   Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ была продолжена в начале XXI века – решением Совета глав правительств СНГ утверждена Межгосударственная программа (2001 г.). Был принят целый ряд модельных законов Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ. Статус базового образовательного центра получил Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ) – базовая организация по языкам и культуре государств –участников СНГ. Статус базовых организаций (по сотрудничеству в области образования) дан 12 высшим учебным заведениям, двум институтам и одному Центру.

    Укреплению межгосударственных образовательных связей послужила и нормативно-правовая база по организации единого образовательного пространства: подписан Протокол о признании и эквивалентности документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях государств – участников СНГ; одобрены Рекомендации по согласованию критериев, технологий мониторинга контроля качества образования государств- участников СНГ и Общие рекомендации по порядку проведения аттестации и аккредитации образовательных учреждений государств – участников СНГ; утвержден в качестве модельного образовательного стандарта для систем высшего образования государств – участников СНГ макет образовательного стандарта высшего (профессионального образования; приняты в качестве базовых паспорта научных специальностей, рекомендованных для номенклатур научных работников в государствах - участниках СНГ разработанные ВАК Российской Федерации.

    Важно отметить, что помимо подготовки правовой базы интеграции наметились и практические шаги по организации единого образовательного пространства: проведен Международный форум «Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания»;принята программа ЮНЕСКО в рамках СНГ «Образование для всех»;3 октября 2006 г. в Москве проведен Международный педагогический форум «Русский язык в диалоге культур», проведенный Международным педагогическим обществом в поддержку русского языка (МПО). В нем приняли участие работники образования из 31 страны, а также представители ряда регионов России. Предметом обсуждения были вопросы повышения эффективности международного сотрудничества в сфере образования и популяризации русского языка как средства международного общения в диалоге культур; обмен опытом и ознакомление с основными направлениями модернизации московского образования и др.; проведен в 2010 г. в г. Астане I Съезда учителей, работников образования государств-участников СНГ.

      Укрепление межгосударственных образовательных связей аккумулирует опыт деятельности и идеи членских организаций, в том числе и по взаимодействию с местными органами власти в странах своего пребывания в деле защиты прав и законных интересов русскоязычных диаспор, их социальной, культурной и трудовой адаптации, обеспечения межобщинного и межконфессионального согласия и стабильного развития.

   ЕАЭС — это площадка для выработки новых идей, тенденций и решений для развития систем сотрудничества не только экономического, но и укрепления гуманитарного сотрудничества стран, входящих в евразийское экономическое пространство.

   Укрепление гуманитарного сотрудничества по межгосударственным образовательным связям стран ЕАЭС послужит фактором популяризации национальных и общечеловеческих культурных и духовных ценностей, развитию здорового образа жизни среди молодежи, содействию деятельности общественных объединений и организаций в интересах сохранения этнической идентичности, национально-религиозной самобытности, духовного и культурного наследия коренных народов и их консолидации в рамках гражданского общества на значительном пространстве.