Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗМЕР ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО НЕВЫПЛАТОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ (Ч.2 СТ.145.1 УК РФ): СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО, ЗАРУБЕЖНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Авторы:
Город:
Ижевск
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

Данная статья посвящена актуальному вопросу о размерах вреда, причиненного выплатой заработной платы ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.2 ст. 145.1 УК РФ). Рассматривается проблема несоответствия национального законодательства Российской Федерации с нормами международного и зарубежного законодательства. Предлагается внести изменения в ч.2 ст.145.1 УК РФ и Трудовой кодекс РФ об уточнении размера невыплаты заработной платы.

Ключевые слова: размер вреда, заработная плата, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум.




THE EXTENT OF THE DAMAGE CAUSED BY THE NON-PAYMENT OF WAGES (PART 2 OF ART.145.1 OF THE CRIMINAL CODE): CORRELATION OF INTERNATIONAL, FOREIGN AND NATIONAL LEGISLATION

Kalugina E.A.

Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education «Udmurt State University» (UdSU)

 

 

This article is devoted to topical issues of the extent of the damage caused by the payment of wages for more than two months at a rate below the statutory minimum wage (Part 2 of Art. 145.1 of the Criminal Code). It is shown the problem of non-compliance of the national Russian legislation with international and foreign legislation. It is proposed to amend the Criminal Code Part 2 st.145.1 and the Labour Code of the Russian Federation to clarify the non-payment of wages.

Key words: the extent of the damage, wages, minimum wage, living wage, international normative legal acts.

Одним из обязательных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 1451 УК РФ, является предмет преступления. Предметом преступления в указанном составе преступления являются заработная плата, пенсия, стипендии, пособия и иные выплаты, сроки невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, размеры невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат. Установление предмета преступления является одним из признаков доказывания. При производстве уголовного дела по ст. 1451 УК РФ необходимо установить характер и размер вреда, причиненного преступлением (п.4 ч.1 ст.73 УПК РФ). Событие преступления включает предмет преступления, в частности различные выплаты, их размеры, виды, которые определены нормативно-правовыми актами и иными актами, содержащими нормы трудового права. В то время как предмет преступления предопределяет объекты уголовно-правовой охраны, которые уточняют существенное нарушение конституционных прав человека на получение заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.

В уголовном законодательстве стран дальнего зарубежья нормы, предусматривающие ответственность за невыплату заработной платы, можно встретить редко. В большинстве стран, таких как Бельгия, Дания, Индия, Испания, Китай, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Румыния, Япония, составы преступлений, посягающие на трудовые права граждан, отсутствуют. В указанных государствах невыплата заработной платы наказывается в уголовном порядке на основании общих положений об ответственности за присвоение чужих денежных средств [4, С.271].

В уголовном законодательстве ряда других стран существует перечень уголовно наказуемых деяний, посягающих на трудовые права граждан. В большинстве случаев это бланкетные уголовно-правовые нормы, отсылающие к трудовому законодательству, устанавливающему порядок оплаты труда [4, С.272].

Вместе с тем, в российском уголовном законодательстве нормативно закреплена ответственность за невыплату заработной платы. Так, ч.1 ст.145.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за частичную невыплату свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации. Более того, частью 2 указанной статьи также предусмотрена ответственность за полную невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплату заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.

Анализируя ст.145.1 УК РФ, необходимо прежде всего разобраться с двумя понятиями: «заработная плата» и «минимальный размер оплаты труда».

Вопросы оплаты труда в России урегулированы не только федеральным законодательством, но и международными нормативными правовыми актами, например, Конвенция МОТ N 95 относительно охраны заработной платы 1949 г. (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР N 31 от 31 января 1961 г.), Европейская социальная хартия и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Внимательно изучая внутреннее законодательство РФ и международные нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда можно найти несоответствия в определении понятия «заработная плата».

Так, в соответствии со ст. 1 Конвенции МОТ N 95 1949 г. «Относительно защиты заработной платы» «термин «заработная плата» означает, независимо от названия и метода исчисления, всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить, в силу письменного или устного договора о найме услуг, трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны» [1,C.34-35].

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) [11].

До 2006 г. в ТК РФ использовались два отдельных термина «заработная плата», означавший вознаграждение работника за труд, и «оплата труда», означавший систему отношений, связанных с выплатой заработной платы. В связи с принятием изменений, в частности Федерального закона от 30.06.2006 N 7-ФЗ, эти термины стали использоваться как синонимы.

Вместе с тем, очевидна внешняя схожесть указанных двух определений. Однако  нельзя не обратить внимание на существенную разницу в толковании этих терминов между внутренним законодательством РФ и Конвенцией N 95 Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы». В Конвенции речь идет не только об оплате выполненной работы, но и об оплате работы, которая должна быть выполнена. Таким образом, как ранее указывалось авторами [2, С.34-35] применительно еще к старому КЗоТ РФ, заработная плата согласно Конвенции N 95 должна выплачиваться в полном объеме даже в случае простоя по вине работодателя, однако в действующем ТК РФ простой по вине работодателя оплачивается в размере лишь двух третей средней заработной платы работника и двух третей должностного оклада при простое по независящим от сторон трудового договора обстоятельствам (ст. 157 ТК РФ).

В отношении формы выплаты заработной платы наиболее существенный пробел трудового законодательства заключается в том, что в нем упущено важное требование в отношении не денежной оплаты труда, закрепленное в Конвенции МОТ N 95 «Относительно защиты заработной платы», касающееся того, что соответствующие натуральные выплаты должны подходить для личных нужд работника или его семьи. На практике работодатель может вынудить работника написать заявление о выплате заработной платы в натуральной форме. Доказать не добровольность этого заявления работнику в судебном порядке очень сложно. После чего в соответствии со ст. 131 ТК РФ работодатель получает бесплатного «торгового агента», торгующего продукцией предприятия в свободное от работы время, причем никаких обязательств работодатель перед работником не несет, поскольку эта продукция уже находится в собственности работника[5]. Такая ситуация не запрещена ТК РФ, но незаконна согласно Конвенции МОТ N 95.

Вместе с тем, внимательное сопоставление Конвенции N 95 и ст. 131 ТК РФ ставит еще одну сложную юридическую проблему. ч. 1 ст. 4 Конвенции устанавливает, что национальное законодательство, коллективные договоры или решения арбитражных органов могут разрешать частичную выплату заработной платы в натуре в тех отраслях промышленности или профессиях, где эта форма выплаты принята в обычной практике или желательна ввиду характера отрасли промышленности или профессии, о которых идет речь.

Таким образом, согласно Конвенции N 95 недопустимо установление общего разрешения натуральной оплаты труда. Разрешена выплата в определенных отраслях или профессиях, где это обычно или желательно. В ТК РФ неденежная оплата допускается в отношении любых отраслей экономики и профессий. Получается, что нормы ТК РФ противоречат нормам ратифицированного международного договора с участием Российской Федерации. Также возможность натуральной формы оплаты труда в отдельных отраслях закреплена в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г. (Одобрена в г. Санкт-Петербурге 29.10.1994 на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).

В Хартии предусматривается возможность выплаты заработной платы работникам «...по их желанию в натуральном виде (продуктами или товарами) на сельскохозяйственных и некоторых других предприятиях» [12]. Сама по себе Хартия не подлежит ратификации и, следовательно, не относится к числу международных договоров Российской Федерации. Однако само упоминание сельскохозяйственных предприятий в этом акте может говорить о существовании международного регионального обычая в рамках стран СНГ, дающего основание для таких выплат.

Можно предположить, что исходя из содержания указанных нормативных правовых актов Верховный Суд РФ в п. 54 Постановления от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (ред. от 24.11.2015) указывает на то, что суд при установлении законности выплаты заработной платы в неденежной форме должен убедиться, что «выплата заработной платы в натуральной форме является обычной или желательной в данных отраслях промышленности, видах экономической деятельности или профессиях (например, такие выплаты стали обычными в сельскохозяйственном секторе экономики)» [9].

Таким образом, как мы видим нормы трудового законодательства РФ не в полной мере отвечают требованиям Конвенции №95, что влечет в свою очередь и игнорирование работодателем норм уголовного законодательства, в частности ст.145.1 УК РФ. Зачастую, пытаясь избежать привлечения к уголовной ответственности, работодатель принуждает работников к получению заработной платы в натуральной форме.

С точки зрения юридической техники использование Хартии 1994 г. в качестве подтверждения регионального международного обычая не совсем корректно. Для приведения норм Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с международными нормативными правовыми актами, в частности с Конвенцией №95, целесообразно установить исчерпывающий перечень отраслей, в которых возможно установление неденежной оплаты труда.

Еще одна серьезная проблема, связанная с правовым регулированием оплаты труда в российском законодательстве, заключается в том, что в ТК РФ не регулируется вопрос о соотношении размера должностного оклада и премиальных выплат.

Как правило, это приводит к тому, что большая часть заработной платы оформляется в качестве премии, выплачивающейся за особые заслуги, хотя на самом деле является обычной заработной платой. Такие премии включаются в понятие заработной платы, однако могут выплачиваться согласно локальным нормативным актам на существенно более жестких по отношению к работнику условиях.

Такая ситуация приводит к тому, что работодатель, пытаясь избежать уголовной ответственности в порядке ст.145.1 УК РФ, заведомо занижает размер заработной платы работника при выполнении последним тех же объемов работы.

Наиболее серьезные несоответствия внутреннего законодательства РФ в части оплаты труда международным трудовым стандартам проявляются в вопросе минимального размера оплаты труда.  В ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ратифицированного Россией,  предусмотрено,  помимо  прочего,  право  работников  на  заработную  плату,  обеспечивающую «удовлетворительное существование для них самих и их семей» [7]. Термин «удовлетворительное существование» имеет оценочный характер. Однако это не означает, что нет никаких указаний, на что ориентироваться в данном случае. Необходимо отметить, что в аутентичном тексте Пакта используется термин не «удовлетворительное» (англ. - satisfactory), а «достойное» (англ. - decent). Это существенное замечание, так как то же самое слово «decent» использовано в п. 1 ст. 4 Европейской социальной хартии, касающейся того же самого вопроса [3,5]. К сожалению, эта норма Хартии Российской Федерацией не ратифицирована.

Можно ли говорить о том, что внутреннее российское законодательство соответствует требованиям ратифицированного ею Пакта 1966 г. по данному вопросу? С 01.01.2016 минимальный размер оплаты труда в РФ установлен 6204 руб. (ст. 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 376-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"). Ранее МРОТ был равен 5965 руб. в месяц (ст. 1 Закона N 82-ФЗ).

Согласно ст. 133 ТК РФ МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения [11].

Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за  IV квартал 2015 г. пока не установлен. А в соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1291 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2015 г." величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за III квартал 2015 г. на душу населения установлена 9673 рубля, для трудоспособного населения - 10436 рублей, пенсионеров - 7951 рубль, детей - 9396 рублей [10].

Исходя из вышеизложенного разница в величинах прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда в РФ очевидна.

Таким образом, требование ст.133 ТК РФ пока не действует, так как федеральный закон, которым в силу ст. 421 ТК  РФ  устанавливаются порядок  и  сроки поэтапного повышения МРОТ до размера прожиточного минимума, до сих пор не принят.

Нельзя всерьез говорить о том, что МРОТ может обеспечить достойное существование работника и тем более его семьи. В настоящее время МРОТ более чем в 3-4 раза ниже средней заработной платы по России, составляющей по состоянию на ноябрь 2015 г. 33347 руб. (информация на декабрь 2015 г. пока отсутствует) [8].

Таким     образом,     анализ    международного    права,    уголовного     законодательства    ряда    стран     и вышеперечисленных нормативно-правовых актов позволяет сделать следующие выводы:

1.     Необходимо в части 2 статьи 145.1 УК РФ заменить слово «минимальный размер оплаты труда» на слово «прожиточный минимум» и изложить указанную статью в следующей редакции: «Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом прожиточного минимума, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации …». 

2.     Целесообразно в Трудовом кодексе Российской Федерации установить исчерпывающий перечень отраслей, в которых возможно установление не денежной оплаты труда.

3.     Урегулировать на законодательном уровне вопрос о соотношении размера должностного оклада и премиальных выплат работнику.

 

Список литературы

1.     Головина С. Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург, 1997.С.34-35

2.     Головина С. Ю. Соотношение терминологии международных актов о труде и российского трудового права // Теоретические проблемы правового регулирования труда: международно-правовой и национальный аспекты. Екатеринбург, 2009. С. 34 - 35.

3.     Европейская социальная хартия (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807/ (дата обращения 15.02.2016).

4.     Иванова О.А. Уголовная ответственность за невыплату заработной платы по законодательству стран дальнего зарубежья // Вестник Нижегородской академии МВД России, 2010, №1 (12). С.271-272.

5.     «Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, N 8 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/problemy-sootvetstviya-trudovogo-zakonodatelstva-rossii-mezhdunarodnym-standartam- v-oblasti (дата обращения 15.02.2016).

6.     Конвенция Международной организации труда N 95 относительно защиты заработной платы (Женева, 1 июля 1949 г.) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=6739 (дата обращения 15.02.2016).

7.     Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах"// Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=5429 (дата обращения 15.02.2016).

8.     Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/(дата     обращения   15.02.2016)

9.     Постановление Верховного суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации

Трудового кодекса Российской Федерации» (ред. от 24.11.2015) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189366;fld=134;dst=100208,0;rnd=0.0999942 4441514493 (дата обращения 15.02.2016).

10. Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1291 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2015 г." // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_189794/ (дата обращения 15.02.2016).

11. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения 15.02.2016).

12. Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г. (Одобрена в г.Санкт- Петербурге 29.10.1994 на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств- участников СНГ) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/1155307/ (дата обращения 15.02.2016).