Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЯТРОГЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2018г.

Под ятрогенными преступлениями в сфере трансплантологии (пересадки) следует понимать умышленные общественно опасные деяния медицинских работников, нарушающие правила и (или) стандарты осуществления донорства соответствующих объектов и их трансплантации (пересадки), регламентированные Законом РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1«О трансплантации органов и (или) тканей человека», Федеральными законами от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», Порядком оказания медицинской помощи по профилю «хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)» (утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 октября 2012 г. № 567н).

В эпоху стремительного развития медицины, зарубежные законодатели, в отличие от отечественного законодателя выделяют достаточно широкий перечень ятрогенных преступлений в сфере трансплантологии. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что предметом незаконного изъятия и использования по зарубежному законодательству наряду с органами и тканями являются клетки, кровь и ее компоненты, продукты жизнедеятельности живого человека, гаметы.

В ряде зарубежных стран законодатели выделяют в качестве квалифицирующего признака умышленного причинения тяжкого вреда здоровью специальную цель – использование органов и тканей потерпевшего. Так, УК Грузии[6] предусматривает умышленное причинение тяжкого вреда здоровью «с целью пересадки … органов, частей органов или тканей тела жертвы» (п. «н» ч. 2 ст. 117), УК Узбекистана[11] (п. «и» ч. 2 ст. 104) и Беларуси[5] (п. 4 ч. 2 ст. 147) – «с целью получения трансплантата».

Содеянное квалифицируется по данному признаку как в случае причинения вреда здоровью при применении насилия для получения трансплантата, так и в случае их причинения самим фактом изъятия органов или тканей[3, с. 86]. Данное преступление совершается только в случае прижизненного изъятия объектов трансплантации.

Кроме того, зарубежные законодатели регламентируют принуждение лица к изъятию органов или тканей не только в целях трансплантации, но и в других целях (ст. 158 УК Молдовы[9].), для научных экспериментов (ч. 1 ст. 126 УК Армении[4]), лечения, экспериментов или изготовления лечебных препаратов (ч. 1 ст. 134 УК Грузии), иного использования (ч. 1 ст. 113 УК Казахстана[7]).

Буквальное толкование указанных норм приводит нас к выводу о том, что субъектом данного преступления может быть любое лицо. Но на практике, как отмечает В.Н. Флоря, речь чаще всего идет о лицах медицинского персонала. В доказательство сказанного он приводит примеры имевшие место в Молдове, Украине, Польше, Африке и России. Более того, полиция Южно-Африканской Республики раскрыла международный синдикат, занимавшийся незаконной торговлей человеческими органами и проведением операций по пересадке почек в частной больнице г. Дурбана (ЮАР) [14].

Следующим ятрогенным преступлением в сфере трансплантологии, является нарушение установленных законом условий и порядка проведения операций по трансплантации органов или тканей человека. Такое деяние криминализировано в уголовном законодательстве Армении (ст. 125), Беларуси (ст. 164), Кыргызстана (ст. 115), Таджикистана[10] (ст. 121), Украины[12] (ч. 1 ст. 143).

Условия и порядок забора органов или тканей для трансплантации (пересадки) во всех странах регламентируется нормативными правовыми актами.

Латвийский и узбекский законодатели не привязывают нарушение правил и стандартов изъятия органов или тканей человека исключительно к трансплантации (пересадки). Уголовный закон Латвии[8] (ст. 139)   устанавливает ответственность за незаконное изъятие тканей или органов живого или мёртвого человека с целью использования в медицине, совершённое медицинским работником. УК Узбекистана (ст. 133) в качестве цели изъятия органов или тканей умершего человека выделяет трансплантацию, консервацию в научных или учебных целей без прижизненного согласия на это умершего или без согласования с его близкими родственниками.

В УК Армении, Беларуси, Таджикистана в качестве потерпевшего от данного преступления называются как донор (сдающий органы или ткани), так и реципиент (получающий органы или ткани). По УК Кыргызстана потерпевшим от данного преступления признаётся только реципиент.

Нарушение установленного законом порядка трансплантации органов и (или) тканей человека может выражаться в разных общественно опасных деяниях: изъятие органов и (или) тканей у человека без юридически оформленного согласия на операцию; трансплантация органа без информирования донора либо реципиента о возможных осложнениях для здоровья в связи с предстоящим хирургическим вмешательством; изъятие органов и (или) тканей у лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста либо признанного в установленном порядке недееспособным; трансплантация инфицированных тканей или органов (части органов); изъятие органа у лица, страдающего болезнью, представляющей опасность для жизни и здоровья реципиента; изъятие органа или ткани и их пересадка реципиенту, не состоящему с донором в генетической связи; осуществлении операций по трансплантации органов или тканей человека в не аккредитованных медицинских учреждениях. При этом незаконное изъятие тканей и органов с целью их использования в медицине может осуществляться не только у живого донора, но и у трупа. На это обстоятельство обратили внимание законодатели Казахстана (ст. 275) и Латвии (ст. 139) [1, с. 58-59].

УК Франции[13] среди преступлений, призванных защищать человеческий организм выделяет: получение от человека какого-либо из его органов на условиях оплаты, в какой бы то ни было форме (ст. 511.2); изъятие какого-либо органа у совершеннолетнего живого человека при отсутствии его согласия (ст. 511.3); получение от человека тканей, клеток или продуктов его жизнедеятельности на условиях оплаты в какой бы то ни было форме (ст. 511.4); изъятие ткани или клеток либо сбор продуктов жизнедеятельности совершеннолетнего живого человека, если он не выразил на это своего согласия (ст. 511.5); изъятие какой- либо ткани или клеток либо сбор продуктов жизнедеятельности живого несовершеннолетнего человека или совершеннолетнего живого человека, являющегося объектом одной из мер законной защиты, без соблюдения условий, предусмотренных Кодексом законов о здравоохранении; сбор или изъятие гамет живого человека без его письменного согласия (ст. 511.6) и др.

Зарубежные законодатели установили уголовно-правовой запрет, в том числе и на насильственное изъятие крови и ее компонентов (ст. 144 УК Украины); незаконное изъятие ткани или клеток либо сбор продуктов жизнедеятельности совершеннолетнего живого человека, без его согласия (ст. 511.5 УК Франции); незаконное изъятие какой-либо ткани или клеток либо сбор продуктов жизнедеятельности живого несовершеннолетнего или совершеннолетнего живого человека, без соблюдения условий, предусмотренных Кодексом законов о здравоохранении; сбор или изъятие гамет живого человека без его письменного согласия (УК Франции ст. 511.6).

Отметим, что изъятие практически любого трансплантата, крови и ее компонентов, сбор продуктов жизнедеятельности, а также сбор или изъятие гамет у живого лица может причинить вред здоровью или смерть пациенту. Кроме того, совершить такие преступные действия без участия лица, имеющего специальные медицинские познания, не представляется возможным. Поэтому признание зарубежными законодателями таких деяний в сфере трансплантации преступными может послужить полезным опытом для российского законодателя, в формулировании аналогичных уголовно-правовых норм. Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости расширения в России системы преступлений в сфере трансплантологии.

 

Пристатейный библиографический список

 

1.                     Блинов А. Г. Уголовно-правовая охрана пациента в международном и зарубежном законодательстве / под ред. Б. Г. Разгильдиева. М., 2010. С. 58 – 59.

2.                   В ФРГ расследуют 25 случаев незаконной трансплантации органов // Здоровье.mail.ru. URL: http://health.mail.ru/news/v_frg_rassleduyut_sluchaev_nezakonnoy/ (дата обращения: 26.05.2017).

3.                   Преступления против личности в уголовном праве Беларуси, России и Украины / П. А. Андрушко, А. А. Арямов, Н. А. Бабий [и др.]; отв. ред. А. И. Чучаев. М., 2014. С. 86.

4.                   Уголовный кодекс Республики Армения / науч. ред. Е. Р. Азаряна, Н. И. Мацнева; предисл. Е. Р. Азаряна; пер. с арм. Р. З. Авакяна. СПб., 2004.

5.                   Уголовный кодекс Республики Беларусь / предисл. Б. В. Волженкина; обзорная ст. А. В. Баркова. СПб., 2001.

6.                   Уголовный кодекс Грузии / науч. ред. З. К. Бигвава. СПб., 2002.

7.                   Уголовный кодекс Республики Казахстан от 03 июля 2014 г. № 226-V(с изм. и доп. по состоянию на 24.11.2015 г.).

8.                   Уголовный кодекс Латвийской Республики / науч. ред. и вступ. ст. А. И. Лукашова, Э. А. Саркисовой; пер. с латыш. А. И. Лукашова. СПб., 2001.

9.                   Уголовный кодекс Республики Молдова / вступит. ст. А. И. Лукашова. СПб., 2003.

10.                Уголовный кодекс Республики Таджикистан / предисл. А. В. Федорова. СПб., 2001.

11.                Уголовный кодекс Республики Узбекистан / вступит. ст. М.Х. Рустамбаева, А. С. Якубова, З. Х. Гулямова. СПб., 2001.

12.                Уголовный кодекс Украины / науч. ред. и предисл. В. Я. Тация, В. В. Сташиса. СПб., 2001.

13.                Уголовный кодекс Франции / науч. ред. Л. В. Головко, Н. Е. Крыловой; пер. с фр. Н. Е. Крыловой. СПб., 2002.

14.                Флоря В. Н. Классификация врачебных преступлений в законодательстве различных стран // Медицинское право. 2009. № 4.