Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ПРЕДЕЛАХ СВОБОДЫ ДОГОВОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ НА ПРИМЕРЕ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Авторы:
Город:
Новороссийск
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2018г.

В отечественной гражданско-правовой доктрине с 2010 года происходят масштабные изменения, связанные с выработкой концепции развития гражданского законодательства. Не обошли стороной данные изменения и представления о гражданско-правовых договорах. Регулируемые диспозитивным методом, договорные отношения, тем не менее, не могут существовать без определенных пределов.

Различные гражданско-правовые договоры, которые заключаются участниками имущественного оборота, представляют собой объективно выраженный результат реализации договорной свободы, присущей всем субъектам гражданских правоотношений. Для того чтобы воспринять правовую сущность пределов и их роль в договорных отношениях, обратимся к этимологии слова «предел» [5, с. 161]. В общем смысле пределы какого-либо явления ‒ это границы, за которыми это явление заканчивается. Исходя из этого, отметим, что пределы представляют собой некое сужение возможностей субъектов договорных отношений, которое позволяет сдерживать их поведение в установленных границах.

Исторический опыт свидетельствует, что свобода договора, нигде и никогда не действовала в «чистом виде», наоборот, она всегда подвергалась тем или иным публично-правовым ограничениям. Как справедливо отмечал Г. Ф. Шершеневич, «безграничная свобода договора, которая выставлялась недавно как необходимое условие гражданского быта и основной принцип законодательной политики, в последние время подвергается стеснениям под возрастающим давлением общественных интересов» [6, c. 79]. Стоит отметить, что на сегодняшний день вопрос, касающийся возможных пределов свободы договора, обретает свою актуальность и широко обсуждается в научных кругах.

В доктринальных источниках свобода договора рассматривается в различных аспектах: как проявление конституционных принципов, как особый принцип гражданского права, как элемент правоспособности, как субъективное гражданское право. В самом общем виде, на основании положений Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ‒ ГК РФ), свобода договора находит свою реализацию в ст. 421 ГК РФ и означает, что все субъекты гражданских правоотношений свободны в заключении договора. Действительно, свобода договора основывается на определенных постулатах:

– свобода в решении вопроса о заключении договора;

– свобода в выборе различных видов договоров;

– свобода в определении условий договора;

– свобода использования обычаев.

Данные элементы могут видоизменяться, что связанно с многогранностью указанного явления, отдельные стороны которого сначала вырабатываются в деловом обороте, а затем закрепляются в законодательстве.

В отношении свободы договора еще И. А. Покровский отмечал, что установление ее границ неизбежно, и «вопрос заключается только в том, как далеко они могут идти и в каких терминах они могут быть выражены»             [5, с. 243]. Действительно, существуют различные технико-юридические средства, к которым обращается законодатель при установлении пределов. Выделим основные из них: прямой и абстрактный способ выражения пределов [4 с. 166]. Для прямого выражения пределов в тексте закона используются формулировки: «не должен», «не вправе», «не допускается», «не признается». Так, например, в ст. 483 ГК РФ законодатель четко устанавливает, что если продавец знал или должен был знать о том, что переданные покупателю товары не соответствуют условиям договора купли-продажи, он «не вправе» ссылаться на положения данной статьи. Иными словами, если даже покупатель известил о нарушении условий договора купли-продажи в установленный договором или законом срок, гражданско-правовую ответственность несет продавец.

В свою очередь, абстрактный способ формулирования пределов свободы договора в тексте закона соответствует более высокому уровню правовой культуры общества. Так, в ст. 492 ГК РФ указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, должен передать покупателю товар, который предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, но не связанного с предпринимательской деятельностью.    В свою очередь, цели использования товара, позволяют относить к покупателям по данному договору в первую очередь физических лиц, поскольку именно они могут использовать товар для перечисленных целей. Стоит заметить, что юридические лица тоже могут быть покупателями по договору розничной купли-продажи, в случае если товар приобретается ими не для предпринимательских целей.

Приведем еще один пример. 14 марта 2014 года Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принял постановление № 16 «О свободе договора и ее пределах», которое, несомненно, влияет на становление и развитие российского гражданского, в том числе договорного, права. Данный акт был принят в целях обеспечения единообразия подходов судов к разрешению споров, вытекающих из договорных отношений. Правовые подходы, которые заложены в постановлении, достаточно практичны. Так, в п. 1 ст. 463 ГК РФ указано, что покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, в том случае если от продавца последовал отказ в передаче покупателю проданного товара. В данном пункте не содержится явно выраженного запрета, что договором не может быть предусмотрено иное (например, вместо реализации права на односторонний отказ от исполнения договора, обращение в суд для расторжения его по названному основанию). Однако стоит обратить внимание на то, что договором не может быть совершенно устранена возможность его прекращения по инициативе покупателя в той ситуации, когда получен отказ от продавца передать проданный товар, поскольку это существенным образом нарушило бы баланс интересов сторон.

Важно понимать, что включение пределов в гражданское законодательство не отменяет диспозитивной природы самого гражданского права. Особого внимания заслуживает позиция М. И. Брагинского, который указывал, что норма права имеет диспозитивный характер, если в ней содержится прямое указание на право сторон предусмотреть в договоре иное, и наоборот, является императивной, если не содержит явной прямой ссылки на данную возможность [2, с. 89]. Действительно, норму, определяющую права и обязанности сторон договора, нужно толковать исходя из ее существа и целей законодательного регулирования. Установленные пределы в данном случае призваны выполнять следующие цели:

– предотвращение действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерениями причинить вред другому субъекту договорных отношений, а также злоупотребление правом в других формах;

– предотвращение использования договорных обязательств в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке;

– обеспечение защиты экономически слабой стороны договора, так как фактическое равноправие встречается не часто – всегда есть более сильная и более слабая сторона.

– обеспечение безопасности и защита публичных интересов (государства и общества).

Подводя итог, подчеркнем, что свободу договора не следует понимать, как абсолютное и безграничное явление. Так, В. И. Даль определил свое понимание свободы: «своя воля, возможность действовать по-своему усмотрению, простор, отсутствие любого стеснения, рабства, неволи, подчинения чужой воле» [3, с. 265]. По своей сути свобода договора, как и всякая свобода, неисчерпаема и многогранна, но, тем не менее, она должна иметь определенные пределы. Выход сторон за рамки данных пределов лишает сторону право на защиту (п. 2 ст. 10 ГК РФ), а также влечет наступление иных неблагоприятных последствий, установленных законодателем.



Список литературы

 

1. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах» // Вестник ВАС. 2014. № 5.

2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М., 2004.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.

4. Киракосян С. А., Власова А. В. Роль запретов в российском гражданском праве // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 5-6 (47). – С. 165-166.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2002.

6. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 2013.

7. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Статут,        2005.