Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И СМЕЖНЫХ ИНСТИТУТОВ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. в момент государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ [1]), и прекращается в момент исключения записи об этом из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

В юридической литературе в разное время институту прекращения юридического лица уделялось внимание ученых, но этих исследований недостаточно. Все они как правило, сводятся к анализу отдельных форм прекращения юридического лица. Однако актуальным является сравнительный анализ различных форм прекращения необходим для уяснения правовой природы данных институтов гражданского права. Прекращение юридического лица как институт гражданского права исследован не полно. Как правило прекращение юридического лица понимается как следствие реализации определенного юридического состава и юридический факт, прекращающий гражданские правоотношения.

Законодательными способами прекращения юридического лица выступают ликвидация, реорганизация и исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

Рассмотрим критерии разграничения таких способов прекращения как реорганизация и ликвидация.

Ликвидация юридического лица как способ прекращения представляет собой процедуру, инициируемую юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Реорганизация в свою  очередь представляет собой процедуру преобразования, направленную  на видоизменение юридического лица, т.е. создание новых юридических лиц на основе существующих путем преобразования или присоединения существующих юридических лиц. Результатом процедуры реорганизации является изменение правового статуса (организационно-правовой формы), имеющее правоустанавливающее значение как для реорганизуемых юридических лиц, так и для их участников и кредиторов.

Из приведенных определений сделаем вывод, что в отличие от ликвидации реорганизация рассматривается как процесс прекращения юридических лиц с последующим правопреемством.

В основе разграничения ликвидации и реорганизации юридического лица лежит степень универсального

правопреемства. Именно возможность определить правопреемство сторон является основным результатов ликвидационных или реорганизационных процедур, несмотря на схожесть осуществляемых действий. В судебной практике находим аналогичные подходы. Так, суд, ссылаясь на п. 4 ст. 57 ГК РФ, а также на п. 4 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подтвердил, что реорганизация есть процесс, она может прекращена, приостановлена. Это значит, что она имеет обратимый характер. [3]

Ликвидируемое юридическое лицо прекращает деятельность. При этом  не допустима передача имущества другому вновь созданному лицу. Поэтому в данном случае ликвидация юридического лица носит сущностный, а не формальный характер.

При реорганизации, в отличие от ликвидации, происходит относительное прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другому лицу. А значит имеет место универсальное правопреемство во всех способах реорганизации за исключением выделения, при которой происходит только частичная передача прав и обязанностей реорганизуемого общества, поскольку последнее продолжает действовать.

Как отмечает Р.Т. Мифтахутдинов, наличие правопреемства лежит в основе создания нового юридического лица путем изменения размера консолидированного капитала, организационно-правовой формы или проявления иных  признаков  [6,  с.  12].  При  этом  процедура  прекращения  юридического  лица  носит  формально- регистрационный характер. Правопреемство позволяет передать оставшееся имущество создаваемым юридическим лицам. Кредиторы при этом получают возможность предъявить иск к вновь созданным организациям.

Таким образом, универсальное правопреемство возникает только при реорганизации юридического лица. Ликвидация юридического лица делает невозможным передачу правомочий иному юридическому лицу.

Ликвидацию юридического лица необходимо отграничивать как процедуру и от исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Предусмотренное ст. 64.2 ГК РФ и ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» прекращение недействующего юридического лица представляет собой альтернативный вариант прекращения деятельности. При этом не происходит ликвидационных процедур, т.е. прекращение дел и самого факта существования организации.

Основанием проведения процедуры исключения из реестра недействующего юридического лица является наличие задолженности по налогам, сборам, пеням и финансовым санкциям перед бюджетом. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 20.12.2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» [4] разъяснил, что в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не  осуществляло  операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом № 129-ФЗ, то есть по решению регистрирующего органа.

Статья 21.1 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регулирует общий порядок процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Субъектом данной процедуры выступает регистрирующий орган, принимающий решение о совершении правопрекращающих действий.

Обязательным условием инициации процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ является срок, в течение которого должны наблюдаться нарушения. Он составляет 12 месяцев.

Инициирование процедуры прекращения деятельности не предполагает действий, которые осуществляются при ликвидации юридического лица: не создается ликвидационная комиссия, не удовлетворяются требования кредиторов, при недостаточности имущество не организуется конкурсное производство, не совершается каких-либо юридических действий по выявлению и оценке имущества, а также его продаже. В законодательстве не освещен вопрос о судьбе оставшегося имущества такого юридического лица.

Особо нужно отметить, что требуют  сравнения упрощенная процедура ликвидации отсутствующего должника и исключение недействующего юридического лица из реестра. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для признания юридического лица отсутствующим должником применяет ряд критериев [2]. Среди них п. 1 ст. 227 вышеуказанного закона фактическое прекращение деятельности, отсутствие в месте нахождения руководителя юридического лица. Процедура исключения из реестра недействующего юридического лица применяется, если в течение трех месяцев после опубликования регистрирующим органом решения об исключении из реестра недействующего юридического лица кредиторы и иные лица, чьи права или законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, не предъявили требований к указанному юридическому лицу. Эти признаки являются общими и для процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Однако ликвидация юридического лица производится путем конкурсного производства, организованного кредиторами или иными уполномоченного лицами. Упрощение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) выражается в том, что не применяются процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления. Ликвидация отсутствующего юридического лица осуществляется назначенным арбитражным судом конкурсным управляющим.

Получается, у кредитора имеется выбор, какую процедуру прекращения лица выбрать. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве.

Таким образом, реорганизация, ликвидация, исключение из ЕГРЮЛ являются видами прекращения юридического лица. Они различаются по содержанию и по форме. В зависимости от складывающейся ситуации кредиторы или сами участники юридического лица могут выбрать актуальный способ прекращения деятельности, устанавливая степень универсального правопреемства.

 

Список литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016)// Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

2.     О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

3.     О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

4.     Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. № 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц"// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2007. - № 2. - С. 54.

5.     Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 декабря 1997 г. № 23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» // ВВАС РФ. - 1998. -№ 2.

6.     Мифтахутдинов, Р.Т. Проблемы оптимизации правового регулирования прекращения юридических лиц без правопреемства: автореф. дисс. … канд. юрид. наук /Р.Т. Мифтахутдинов. - М., 2011. – 31с.