Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Авторы:
Город:
Набережные Челны
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

Отношения по оказанию медицинских услуг являются объектом правового регулирования и частного права, и публичного права. В частном праве они выступают в качестве договорных обязательств. Публичное право имеет объектом своего воздействия публичные интересы, то есть интересы всего общества и государства. Охрана здоровья населения относится к публичным интересам, отсюда и вмешательство государства в регулирование рынка медицинских услуг. Поэтому отношениям по оказанию медицинских услуг присущи особые черты, такие как:

-      конституционный характер  отношений, так  как  право на медицинскую  помощь закреплено в Конституции РФ;

-   высокая социальная значимость;

-    публичность (медицинская организация или медицинский работник не вправе отказать в медицинской помощи) [4].

И хотя в литературе [3] высказывается мнение, что административно-правовые средства регулирования все больше отходят на второй план, следует признать, что публичные начала оказывают существенное влияние на гражданско-правовые отношения по оказанию медицинских услуг. В частности, признание договора на оказание медицинских услуг публичным договором (ст. 426 Гражданского кодекса) влечет невозможность отказа исполнителя от заключения договора, тем самым, ограничивая действие принципа свободы договора. Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан содержит нормы о правах пациентов (ст. 19), врачебной тайне (ст. 13), устанавливают помимо судебного порядка защиты нарушенных прав административный и общественный, что также оказывает влияние на содержание прав и обязанностей исполнителя по договору.

Гражданско-правовой институт страхования является публично-правовым средством обеспечения населения медицинской помощью. С помощью фондов обязательного медицинского страхования и страховых компаний происходит передача из публичной сферы в частную средств, обращаемых на оплату медицинских услуг [6].

Медицинская услуга (медицинская помощь) в  публичном праве является  средством охраны здоровья человека и населения в целом, объектом контроля (за качеством оказываемых услуг), средством охраны интересов общества (в случаях оказания принудительной медицинской помощи). В частном же праве медицинские услуги направлены на удовлетворение потребностей отдельных субъектов. То есть фактически медицинская услуга, оказываемая в конкретном случае, является одновременно предметом гражданско-правового обязательства и объектом действия публично-правовых норм.

Поэтому возникает вопрос об отраслевой природе отношений по оказанию медицинских услуг – публично- правовой или частноправовой.

В литературе предлагается несколько подходов к решению указанной проблемы – цивилистический, административно-правовой, комплексный и социально-правовой [5]. Не останавливаясь на их рассмотрении, отметим следующее.

Как отмечал Агарков М.М., все правоотношения между индивидом и государством можно разбить на четыре категории: права участия в государственной власти; обязанности индивида в отношении государства; права гражданина на услуги со стороны государства; права гражданина на невмешательство государственной власти в сферу предоставленной ему свободы. И по поводу третьей группы отношений (а именно к ним относятся рассматриваемые отношения) указывал, что «очень часто деятельность государства в этой области принимает частноправовые формы. Иногда юридическая природа того или иного института представляется спорной и его относят то к публичному, то к частному праву» [1].

Иоффе О.С. выделял две группы теорий деления права на публичное и частное. Первая пытается из характера охраняемого и регулируемого предмета вывести специфику соответствующих правовых норм, а вторая, напротив, исходя из специфики различных правовых норм, независимо от предмета их регулирования, производит деление на нормы публичного и частного права [2].

При этом Иоффе О.С. выделял четыре внешних признака, отличающих гражданско-правовое отношение от иных видов правоотношений. Первым таким признаком является метод защиты гражданских прав (с помощью гражданского иска). Вторым признаком служат основания возникновения гражданских правоотношений (свободное волеизъявление их участников). Третий признак обнаруживается в специфике норм гражданского права (диспозитивный характер). Четвертый признак – особые способы прекращения правоотношений (новация, зачет, сложение долга, одностороннее волеизъявление и др.) [2].

При определении природы правоотношений и разграничении частного и публичного права Черепахин Б.Б. также выделял две характеристики: предмет отношений и метод регулирования. При этом частноправовое отношение построено на началах координации субъектов, частное право представляет собой систему децентрализованного регулирования жизненных отношений, нормы же публичного права  носят строго принудительный характер [7].

Исходя из указанных характеристик – предмет отношения, специфика правовых норм (метод правового регулирования), – следует отметить, что в отношениях по оказанию медицинских услуг объектом являются услуги (объекты гражданских прав, имеющие экономическую стоимость), оказание которых способствует осуществлению права на здоровье (личное неимущественное право, охраняемое не только гражданским, но и конституционным, административным, уголовным законодательством). По этому признаку отношения по оказанию медицинских услуг следует признать частноправовыми.

Что же касается метода правового регулирования, то здесь применяется как императивный (публично- правовой) метод (например, при регулировании оказания недобровольных и принудительных медицинских услуг), так и гражданско-правовой (диспозитивный) метод (договоры возмездного оказания медицинских услуг, медицинского страхования и т.д.). Следует отметить, что нормы, регулирующие порядок оказания медицинских услуг, также носят как диспозитивный, так и императивный характер. В законодательстве о здравоохранении можно выделить нормы административного,  бюджетного,  процессуального,  гражданского и социально- обеспечительного права.

Следовательно, указанных признаков недостаточно для выявления правовой природы рассматриваемых отношений.

Здесь, на наш взгляд, следует обратить внимание на характер юридической связи участников отношений. В правоотношениях по оказанию медицинских услуг юридическая связь между пациентом и исполнителем основана на юридическом равенстве, имущественной самостоятельности, автономии воли сторон. Этому подтверждением служат и основания возникновения, изменения и прекращения указанных отношений – договоры, односторонние сделки.

Отношение по оказанию медицинских услуг складывается между равноправными субъектами: пациентом и медицинской организацией, и строится по методу децентрализации [4]. Государство как властная организация непосредственно в отношениях по оказанию медицинских услуг не участвует. В отношениях между исполнителем и пациентом отсутствует признак подчинения, права и обязанности возникают и реализуются на основе консенсуса, свободного волеизъявления. Участники отношений имущественно самостоятельны, обособлены друг от друга.

И хотя существует группа отношений по оказанию медицинских услуг, основанием возникновения которых является административный, судебный акт (принудительные, недобровольные медицинские услуги), возможность возникновения гражданских правоотношений на основе таких юридических фактов предусмотрена Гражданским кодексом (ст. 8). В таких отношениях отсутствует признак свободного волеизъявления гражданина –   пациента, но права и обязанности сторон сохраняются лишь с незначительным изменением. При этом следует отметить, что ограничение правоспособности граждан (в том числе свободы волеизъявления) допускается законом (п. 1 ст. 22, абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК) в целях защиты основ конституционного строя нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данном случае речь идет о защите прав и законных интересов лиц, которые могут быть нарушены лицом, страдающим психическим расстройством (недобровольные медицинские  услуги) или совершившим общественно опасное деяние (принудительные меры медицинского характера); а также защите здоровья самого пациента.

Такое ограничение свободы волеизъявления связано с публичными интересами государства. Здесь необходимо отметить, что в отношениях по оказанию медицинских услуг органично сочетаются и частные интересы (граждан – интерес в сохранении, поддержании, восстановлении своего здоровья), и публичные интересы (социальная функция государства, здоровье нации, населения, общества). Поэтому логично следует вывод о неизбежности присутствия публичного элемента, особой заинтересованности государства в указанных отношениях.

Также следует обратить внимание на способы защиты прав участников правоотношений. Права потребителя и заказчика медицинских услуг могут защищаться как с помощью судебного, так и административного порядка. Право на жизнь и здоровье (как основное благо, которое может быть нарушено в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем своих обязанностей) охраняется и защищается как публичным, так и гражданским законодательством.

Медицинские услуги оказываются гражданам в целях охраны их права на здоровье, они являются одним из способов осуществления права на здоровье. Отсюда следует вывод о частноправовом характере рассматриваемых отношений.

 

Список литературы

1.     Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву. В 2-х т. Т. I. – М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002. – С. 80-81.

2.     Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». – М.: «Статут», 2000. – С. 530, 537.

3.     Основы медицинского права. Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Колоколов Г.Р., Косолапова Н.В., Никульникова О.В. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – С. 44.

4.     Сироткина, А.А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования: автореф. дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Сироткина Анна Александровна. – М., 2004. – C. 7, 13.

5.     Соловьев, В.Н. Гражданско–правовое регулирование отношений, возникающих при реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь: дисс. ...канд. юрид. наук:12.00.03 / Соловьев Валерий Николаевич. – Красноярск, 1999. – С. – 29-67.

6.     Тихомиров А.В. Организационные начала публичного регулирования рынка медицинских услуг. М., Статут, 2001. – С. 28.

7.     Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М.: «Статут», 2001. – С. 96, 108, 120.