Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ И ФРГ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Авторы:
Город:
Симферополь
ВУЗ:
Дата:
30 января 2016г.

   На современном этапе развития законодательства РФ гражданское право претерпевает масштабных реформ. Институт юридических лиц не стал исключением в этом процессе и с 1 сентября 2014г. согласно Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ в него был внесен ряд существенных изменений. [4]

   Однако, не стоит забывать, что вслед за постоянно развивающимися общественными отношениями развивается и законодательство, что является объективным и нормальным процессом.

   И на наш взгляд, для дальнейшего развития правового института юридически лиц является уместным и целесообразным обратиться к опыту других государств романа-германской правовой семьи, провести сравнительный анализ и вычленить нормы и положения, которые можно позаимствовать в целях дальнейшего развития отечественного законодательства в сфере правового регулирования деятельности и организации юридических лиц.

   Из государств-представителей континентальной правовой семьи для сравнительного анализа нами была выбрана ФРГ. Данный выбор обусловлен в первую очередь тем, что законодательство ФРГ находится на высоком уровне своего развития и во многом задает тон многим государством континентальной правовой семьи, в особенности государствам Европейского союза (ЕС).

   В начале мы вкратце рассмотрим организационно-правовые формы юридических лиц, предусмотренных законодательством Германии, а в дальнейшем акцентируем внимание на различиях правового-регулирования данного вопроса в отечественном и немецком законодательстве.

   Законодательство Германии выделяет некоммерческие (Nicht wirtschaftlicher Verein) и коммерческие (Wirtschaftlicher Verein) организации.[7] Основными же организационно-правовыми формами юридических лиц являются: товарищества (Gesellschaft) и корпоративные лица.[6]

    В РФ все юридические лица согласно ст. 50 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) также делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Организационно-правовыми формами коммерческих организаций являются: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Организационно-правовыми некоммерческих организаций являются: потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, при чем этот перечень не является закрытым.[1]

   Возвращаясь к законодательству ФРГ, отметим, что принципиальным отличием товариществ от корпораций является объем их правосубъектности. Правосубъектность товариществ зависит от их участников, в то время как корпоративные лица имеют полностью отделенную и самостоятельную от своих участников правосубъектность. Это доктринальное разделение правосубъектности нашло свое отражение во многих государствах Европы, так в Польше товарищества вообще не признаются юридическими лицами.[6]

    Согласно Гражданского кодекса Германии (Bürgerliches Gesetzbuch, BGB) товарищества можно разделить на:

 1.некоммерческие товарищества; 2.коммерческие товарищества.

    Следует отметить, что согласно немецкого законодательства некоммерческие товарищества вообще не являются юридическими лицами, но Верховный суд Германии признал их носителями гражданских прав  и обязанностей.[6]

   При этом же положения о некоммерческих товариществах, закрепленные в BGB, распространяются и на все коммерческие товарищества, которые в свою очередь признаются юридическими лицами.

   Некоммерческие товарищества создаются для достижения определенных некоммерческих целей. По цели создания некоммерческие товарищества близки к новой для ГК РФ организационно-правовой формы юридических лиц — ассоциации. Но в остальном их правовое регулирование в ФРГ соответствует правовому регулированию полных товариществ в России.

   Так, согласно 16 Главе BGB, по договору товарищества, партнеры обязуются действовать совместно для достижения общей цели (ст. 705 BGB), они совместно осуществляют управление товариществом (ст. 709 BGB), если не передадут такое управление одному из партнеров (  ст. 710 BGB). Также они дополнительно несут солидарную субсидиарную ответственность по долгам товарищества (ст. 734-735 BGB).[7]

   По нашему мнению, положения о дополнительной солидарной субсидиарной ответственности, также должны содержаться в ГК РФ в отношение ассоциаций, что понижает риски их использования для различных незаконных финансовых махинаций.

    Отдельной разновидностью некоммерческого товарищества является товарищество представителей свободных профессий (Partnerschaftsgesellschaften Angehöriger Freier Berufe) или просто профессиональные товарищества. Следует обратить внимание, что Закон ―О товариществах представителей свободных профессий» (Gesetz über Partnerschaftsgesellschaften Angehöriger Freier Berufe, PartGG) к некоммерческим профессиям относит юристов, аудиторов, налоговых агентов, психологов и целый ряд других профессий.

    Можно выделить две основные особенности данного вида товарищества: его членами могут быть только физические лица — представители свободных профессий (ст 1 PartGG), а также то, что в случае профессиональной халатности ответственность несет лишь тот товарищ, который допустил такую халатность. Но если профессиональная деятельность подлежит обязательному страхованию, то тогда ответственность за такую халатность несет товарищество (ст. 8 PartGG). [5]

    Основы правового регулирования же коммерческих товариществ, как уже говорилось ранее, соответствуют правовому регулированию некоммерческих товариществ и содержаться в положениях BGB, а уже конкретизируются в Коммерческом кодексе Германии (Handelsgesetzbuch), согласно которого коммерческие товарищества делятся на:

1.     Полные товарищества (Offene Handelsgesellschaft, OGH));

2.     Коммандитные товарищества (Kommanditgesellschaft, KG).[8]

    Общие положения о полных товариществах и о коммандитных товариществах в ФРГ практически аналогичны полным товариществам и товариществам на вере соответственно в РФ, поэтому мы не будем на них останавливаться.

     Далее мы перейдем к рассмотрению корпоративных лиц, к которым можно отнести: акционерные общества (Aktiengesellschaft, AG) и общества с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschränkter Haftung, GmbH).

   Если говорить об акционерных обществах, то общее их регулирование схоже с регулированием акционерных обществ в РФ. Основное, что хотелось бы отметить, что большинство таких компаний не имеют допуска на фондовую биржу, а их акции свободно не распространяются.[6] Органами управления в таких компаниях выступают сборы акционеров, правление и наблюдательный совет. Интересным является то, что правление является более независимым от остальных органов управления по сравнению с законодательством России. Так, правление в решение вопросов управления практически полностью самостоятельно. В общем, наше отечественное законодательство идет по пути усиления регулирования предпринимательской деятельности, в том числе и во внутренне-хозяйственных вопросах (например, в ст. 79 ФЗ «Об акционерных обществах» говорится о порядке одобрения крупных сделок[3]), чего мы не наблюдаем в законодательстве ФРГ, где большинство вопросов отдается на регулирования уставными документами.

    Говоря об обществах с ограниченной ответственностью, также выделим ряд существенных отличий, например, согласно ст. 6 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Gesetz betreffend die Gesellschaften mit beschränkter Haftung, GmbHG) указывается о том, что в обществам с ограниченной ответственностью может быть один или несколько директоров, что уже было учтено в последней реформе института юридических лиц в РФ, так согласно ч. 3 ст 65.3 ГК РФ, уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.[1] Однако в законодательстве ФРГ в GmbHG указаны определенные требования, предъявляемые к директорам в части несудимости по ряду уголовных преступлений. Также отметим, что в случае, если акционер способствовал назначению на пост директора лица, которое не может осуществлять такие функции, то он несет солидарную субсидиарную ответственность по ущербу, причиненному действиями такого лица.[9]  На  наш  взгляд  данные  положения  являются  правильными  и  могут  быть  позаимствованы законодательством РФ.

   Также в ФРГ по сравнению с РФ установлен куда больший минимальный размер уставного капитала, который составляет 25т. евро ( ст. 5 GmbHG)[9] по сравнению с 10т. рублей в России (ст. 26 ФЗ «Об акционерных обществах».

    Кроме перечисленных выше организационно-правовых форм юридических лиц, законодательство Германии допускает создание комбинированных организационно-правовых форм юридических лиц. Наиболее распространенной такой формой является GmbH & Co.KG, которая по сути является коммандитным товариществом (KG), в котором генеральным партнером выступает общество с ограниченной ответственностью (GmbH).[6]

    Возможность создания комбинированных организационно-правовых форм юридических лиц безусловно дает возможность наиболее полно реализовать принцип свободы предпринимательской деятельности и безусловно должна быть позаимствована законодательством РФ.

    Говоря о регулирование института юридических лиц в континентальной правовой семье нельзя не не упомянуть о том, что в связи с созданием ЕС и единого экономического пространства, а также распространения влияния международных корпораций, законодатели государств ЕС пытаются гармонизировать законодательство отдельных государств-участников ЕС для обеспечения достаточной правовой защиты компаний, акционеров и др. При этом правовой основой для гармонизации законодательства в сфере предпринимательской деятельности выступает глава 2 раздела 3 Договора, учреждающего Европейское сообщество и Договора о Европейском Союзе, а именно ст. 43-48. [2]

    Подводя итоги, хотелось бы выделить несколько основных положений, которые на наш взгляд могут быть имплементированы в законодательство РФ.

1.    Необходимо повысить ответственность членов ассоциаций по ее обязательствам, чтобы они несли дополнительную субсидиарную солидарную ответственность.

2.   Также необходимо внести дополнительную организационно-правовую форму аналогичную немецкому товариществу представителей свободных профессий, например профессиональные товарищества. Нечто подобное уже можно наблюдать в законодательстве РФ, к примеру положения об адвокатской коллегии содержащиеся в ст. 22 ФЗ  «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которая является некоммерческой организацией [4].

    Однако на наш взгляд в ГК РФ необходимо отдельно выделить базовую форму профессиональных товариществ, положения о которой лягут в основу всех остальных профессиональных товариществ (товариществ (коллегий) адвокатов, товариществ аудиторов и т.д.), а уже в специальных нормативно-правовых актах конкретизировать данные положения для конкретного вида профессионального товарищества.

3.   В общих положениях о юридических лицах, содержащихся в ГК РФ необходимо прямо указать кто не может исполнять полномочия единоличного исполнительного органа корпорации.

4.   Требуется повысить минимальный размер уставного капитала ООО, чтобы они не использовались как фирмы «однодневки» в финансовых махинациях.

5.       ГК РФ должно предусматривать возможность создание некоторых видов комбинированных юридических лиц, что будет способствовать реализации принципа свободы предпринимательской деятельности.

 

Список литературы

1.     Гражданский кодекс РФ. Часть первая. [Электронный ресурс]: [федеральный закон : от 30.11.1994 г. N 51- ФЗ, в ред. От 01.09.2014 г.]. – Режим доступа: www.consultant.ru/popular/gkrf1/

2.     Договор, учреждающий Европейское сообщество. Подписан в г. Риме 25.03.1957 г. [Электронный ресурс].– Режим доступа: www.eulaw.ru/content/2001

3.     Об акционерных обществах [Электронный ресурс] : [федеральный закон : от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ, в ред. От 21.07.2014 г.]. – Режим доступа: www.consultant.ru/popular/stockcomp/

4.     О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федеральный закон : от 05.05.2014 г. N 99-ФЗ]. – Режим доступа : www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162608/#p23

5.     Act on Partnership Corporations of Members of Independent Professions, PartGG от 25.07.1994 г.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gesetze-im-internet.de/englisch_partgg/englisch_partgg.pdf

6.     Eric P. Polten German and Canadian Company Law – An Overview / Polten & Associates 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.poltenassociates.com/Resource-Links/Polten-CompanyLaw-English-rev.pdf

7.     German Civil Code, BGB  от 02.01.2002  г. [Электронный ресурс]. –  Режим  доступа : www.gesetze-im- internet.de/englisch_bgb/german_civil_code.pdf

8.     Handelsgesetzbuch, HGB от 10.05.1897 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.gesetze-im- internet.de/bundesrecht/hgb/gesamt.pdf

9.     Limited  Liability Companies  Act ,  GmbHG от 20.04.1892 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа  : www.gesetze-im-internet.de/englisch_gmbhg/limited_liability_companies_act.pdf