Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТА ПЕТИЦИЙ С ГОСУДАРСТВОМ И ДРУГИМИ ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2018г.

*Подготовлено при поддержке финансируемого РФФИ научного проекта 17-03-00688

 

 

В современном мире общественные институты выступают в своем роде в качестве связующего звена (канала связи) между государством и гражданским обществом. Первоочередная задача общественных институтов – аккумуляция взглядов и интересов граждан [6].

Общественные институты необходимы, чтобы реализовать свои общественно – политические права, такие как: свобода мысли и слова, право на информацию, право на объединение, право граждан на проведение публичных мероприятий, право граждан на участие в управлении делами государства и право граждан на обращение к государственным органам и органам МСУ. Реализуя свои права посредством участия в деятельности общественных институтов, гражданин не только может разрешить ряд своих проблем, но и принять участие в жизни общества и государства.

Законодательство Российской Федерации регламентирует деятельность всех общественных институтов, которые существуют на территории государства. Но если проанализировать регламентацию деятельности общественных институтов, то можно выявить ряд коллизий и недоработок в законодательстве, которые можно устранить путем принятия поправок в соответствующие нормативно-правовые акты. Дальнейшее развитие институтов гражданского общества без внесения поправок в законодательную базу невозможно. К тому же сфера общественных институтов быстро развивается и адаптируется под интересы общества, что позволяет появляться новым формам и видам гражданских институтов. Так, например, Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[1] не содержит норм, которые регулируют организацию и проведение флешмобов, политмобов, арт-мобов, которые пользуются довольно большой популярностью. И как показывает практика, данные современные формы проведения публичных мероприятий могут носить не всегда развлекательный характер, но и политический, что может повлиять на отношение общества к деятельности государства. К тому же организация подобных мероприятий посредством социальных платформ не требует финансовых или рекламных затрат, что делает новые формы организации публичных мероприятий еще более доступными и удобными по сравнению с законными публичными мероприятиями. Таким образом, совершенствование законодательства в сфере общественных институтов является необходимым этапом в их развитии.

Соглашаясь с А.П. Любимовым, отметим, что дальнейшее развитие институтов гражданского общества в условиях социально-экономической модернизации должно идти по пути либерализации — представления гражданам, предпринимателям и общественным объединениям больших прав, свобод и возможностей законным образом воздействовать на принятие государственных решений, контролировать властные институты и иметь возможность участвовать в управлении делами государства на всех уровнях [5].

Современные технологии позволяют хорошо наладить контакт не только между структурными подразделениями государства, но и между институтами гражданского общества и государством. Создание интернет сайтов и платформ позволяет гражданам с минимальными затратами донести свой посыл до руководящих структур. Так, на современном этапе развития активно набирают обороты интернет петиции. Международная интернет - платформа Change.org выступает в качестве инструмента для продвижения гражданской инициативы и решения социальных проблем через сеть интернет. Принцип работы платформы довольно прост: для создания петиции нужно заплатить небольшую сумму денег и процесс сбора подписей неравнодушных начался. На момент, когда за петицию проголосовало от 350 - 500 тыс. граждан, она начинает активно обсуждаться и в средствах массовой информации[8]. Однако, считать юридически законным такого рода петицию нельзя, так как подписи оставленные за петицию невозможно идентифицировать. При поддержке петиции гражданин не оставляет свои паспортный данные, а этот факт является обязательным для легитимного сбора подписей.

Однако мало кто из россиян знает и пользуется российскими социальными платформами, которые собирают петиции [3]. Например, сайт «Российская общественная инициатива»[9], который собирает гражданские инициативы. Но в отличие от международной платформы верификация (учет) пользователей производится через Единую систему идентификации и аутентификации, которую поддерживает Россия. Таким образом, данный сайт полностью независим в обслуживании и в работе от европейских социальных платформ и обеспечения. Если петиция набрала 100 тысяч голосов, то она будет направлена в соответствующий государственный орган. Важно отметить, что петиции могут реализовываться на трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном. А итогом петиции не обязательно должно являться принятие закона или другого правого акта, но и применение прочих властных мер[2].

Рассмотрим проблемы, которые можно выделить в рамках реализации интернет – петиции. Во- первых, это отсутствие законодательного регулирования. Во-вторых, существуют проблемы технического характера: не все граждане имеют доступ к сети Интернет. По данным статистики в 2014 г. доступ к сети Интернет имели почти 80 млн. человек, что составляет 67,5 % населения России. Общая численность населения России на 1 января 2014 года составила 143,7 млн. человек [7]. Следовательно, не все граждане могут подать или поддержать инициативу из-за отсутствия технической возможности. В-третьих, эмоциональное восприятие общества, иначе говоря, скептическое отношение к существованию подобного рода интернет - платформ, так как там вероятна угроза «накрутки голосов». В-четвертых, процесс одновременного голосования по нескольким схожим инициативам. При таких обстоятельствах голоса распределяются неравномерно, то есть пользователь не всегда имеет представление какое же количество на данный момент актуальных и аналогичных инициатив рассматриваются сейчас на сайте. Вероятно, проблему могла бы решить система ссылок на похожие инициативы, которая уже существует на платформах, предназначенных для организации общественных кампаний, например, Change.org [2].

Следовательно, развитие современных технологий позволит привлечь как можно больше заинтересованных граждан [4]. Современные российские интернет - платформы могут дать возможность реализовать свое право на управление делами государства. Законодательное закрепление института петиции позволит расширить спектр возможностей граждан для реализации своего конституционного права по управлению делами государства.

Таким образом, для разрешения рассмотренных проблем необходимо сделать следующее: разработать проект Федерального закона «О петициях», который будет регулировать процесс создания петиции, формы, виды и этапы рассмотрения петиции органами государственной власти и местного самоуправления.

Список литературы

 

1.   О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 25. Ст. 2485

2.   Давыдова М.Л., Гончарова А. А. Проблемы и перспективы реализации проекта «Российская общественная инициатива» // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2015. №2 С.58-67.

3. Курячая М.М. Конституционно-правовое содержание права граждан на участие в референдуме / Конституция как символ эпохи в 2-х томах. М., 2004. С. 294-298.

4.   Курячая М.М. Проблемы реализации права граждан на референдум / Право и политика. 2005 №9. С.23-33.

5.      Любимов А.П. Формирование лоббистских правоотношений в российском обществе: конституционно-правовое исследование: дисс. … д-ра юрид. наук. — М., 2002.

6.    Михеев Д. С. О проблемах взаимодействия общественных институтов с органами местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве. 2010. №4 С.29-30.

7.   Интернет в России и в мире. Электроные текстовые данные // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:: http://www.bizhit. ru (Дата обращения 13.02.2018 г.)/

8.   Официальный сайт социальной платформы Change.org [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.change.org/ (Дата обращения: 13.02.2018 г.).

9.    Официальный сайт «Российская общественная инициатива» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:: https://www.roi.ru/ (Дата обращения: 13.02.2018 г.)/