Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И НКО: ОПЫТ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2018г.

В современном мире экономическое развитие и эффективное участие в глобальной конкуренции таких крупных государств как Россия невозможно без прогресса в социально-значимых отраслях. Образование, наука, культура, здравоохранение, спорт и другие сферы не только создают условия для творческого созидательного труда человека, обеспечивают его духовное и культурное развитие, но и дают предпосылку для перехода к устойчивому экономическому росту, улучшению благосостояния и качества жизни населения [4]. Вместе с тем последствия экономического кризиса, внешнеполитическая напряженность, попытки изолировать Россию от достижений общемировой цивилизации не позволяют государству сосредоточить внимание на данных отраслях.

Отсюда очевиден интерес Российской Федерации и, в особенности, её субъектов как более осведомленных о потребностях населения на конкретной территории к развитию некоммерческих организаций (НКО). Негосударственные учреждения, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, фонды, ассоциации, союзы, общественные и религиозные организации и объединения позволяют максимально эффективно использовать местные ресурсы. В качестве поставщика социально-значимых услуг, НКО в силу своей природы отличаются от хозяйствующих субъектов, основной целью которых является извлечение прибыли, способностью оперативно реагировать на потребности населения и социальные проблемы, отражать интересы различных групп и слоёв, работать по заказу государства и через механизмы общественного контроля способствовать эффективности работы органов публичной власти. С уверенностью можно сказать, что многие формы электронной демократии в нашей стране сформированы не просто с участием, а по инициативе институтов гражданского общества[5].

Особое значение взаимодействия НКО и органов государственной власти субъектов отмечалось на X Всероссийской конференции «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере» в декабре 2017 года, организованной под эгидой Общественной палаты РФ [6]. Было замечено, выход социально- ориентированных НКО (СОНКО) на рынок социальных услуг и снятие барьеров на этом пути – основная задача государства на ближайшую перспективу. Это необходимо не только по причинам минимизации издержек за счёт привлечения волонтёров, обеспечения занятости населения и решения в первую очередь наиболее острых проблем. В настоящее время НКО рассматриваются как инструмент, позволяющий создать конкуренцию государственным и муниципальным структурам. Таким образом, посредством привнесения элементов соперничества в сферы, ранее являющиеся исключительной прерогативой государства и муниципалитетов, СОНКО увеличивают эффективность функционирования системы предоставления социальных услуг в целом [3].

Между тем, результаты опроса, проведенного в рамках форума активных граждан «Сообщество» в октябре 2017 года [7], было выяснено, что, по мнению экспертов, основной причиной, не позволяющей некоммерческим организациям выполнять свои задачи максимально эффективно, является наличие административных барьеров. Немаловажным является отсутствие у СОНКО необходимого объема оборотных средств, которые могут быть использованы в интересах получателей услуг до поступления средств из соответствующего бюджета.

В настоящее время в Краснодарском крае, как и во многих других субъектах РФ, ведётся активная работа по налаживанию системы взаимодействия органов власти и НКО, формированию системы самостоятельных, эффективно действующих и социально-направленных институтов гражданского общества, которые институализируют позитивную гражданскую активность населения[2].

Существующая модель отношений между органами государственной власти Краснодарского края и НКО может быть охарактеризована как патрон-клиентская модель взаимоотношений некоммерческих организаций и власти. Суть её сводится к выстраиванию добровольных, но иерархичных отношений субъектов. Обычно патрон – органы государственной власти субъекта – опекает клиента, используя свой властный ресурс и статус, а клиенты оказывают патрону поддержку, предоставляют ему услуги, в нашем случае – социальные. В итоге патрон-клиентские отношения отражают ресурсную взаимозависимость при неравном положении сторон и способ перераспределения ресурсов [1].

Реализация на практике патрон-клиентской системы взаимодействия органов государственной власти Краснодарского края и местных некоммерческих организаций ведётся на основании ряда федеральных и региональных нормативно-правовых актов. Фундаментом для построения эффективных отношений выступает Конституция РФ, а также Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» и ряд других.

Основными законами, регулирующими взаимоотношения НКО и власти в субъекте, являются Устав Краснодарского края и региональные законы о взаимодействии организаций гражданского общества и органов власти. К последним относятся Закон Краснодарского края «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Краснодарском крае», Закон Краснодарского края «Об Общественной палате Краснодарского края и о внесении изменений в отдельные Законодательные акты краснодарского края» и другие.

Интересно отметить, что, согласно статье 55 Устава Краснодарского края правом законодательной инициативы обладают только две некоммерческие организации: Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов и Торгово-промышленная палата Краснодарского края.

Помимо законодательной инициативы, в региональных законодательных актах содержатся многочисленные разнообразные формы и механизмы взаимодействия НКО и власти [9]. Наиболее распространенными формами являются: совместные коллегиальные решения, совместные мероприятия, участие некоммерческих организаций в разработке проектов нормативных актов (законов, социальных программ), привлечение властями их представителей в качестве экспертов, советников, консультантов к работе органов власти, участие НКО в реализации социальных программ, общественная экспертиза, информационный обмен.

Государственная поддержка остается наиболее распространенным видом взаимодействия некоммерческих организаций и власти. В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» администрация Краснодарского края формирует и ведет реестр СО НКО – получателей государственной поддержки, оказываемой органами государственной власти Краснодарского края.

Уполномоченным органом по ведению реестра СО НКО – получателей государственной поддержки, оказываемой органами государственной власти Краснодарского края, является управление по взаимодействию с общественными объединениями и религиозными организациями департамента внутренней политики администрации Краснодарского края.

Реестр СОНКО – получателей государственной поддержки, оказываемой органами государственной власти Краснодарского края, размещён в сети «Интернет» по адресу – http://reestrsono.krasnodar.ru/. На сегодняшний день в него включены 739 организаций. Преимущественной формой их деятельности является сфера образования, особенностью нашего региона является наличие в реестре значительного числа казачьих обществ, православных религиозных организаций, национально-культурных обществ. Анализ официальных информационных ресурсов показывает, что из основной формой поддержки СОНКО является предоставление им грантов на реализацию общественно полезных программ. Информация о проведении конкурсов на получение грантов администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ СО НКО размещается в краевых средствах массовой информации и на официальном сайте администрации Краснодарского края [8].

Несмотря на большой объём работы, проведенной федеральными и региональными органами государственной власти на протяжении последних лет, в области налаживания системы взаимодействия НКО и власти и повышения его эффективности, остается ещё много нерешенных вопросов. В первую очередь, повсеместно распространена патрон-клиентская система. Она обеспечивает минимально допустимый уровень взаимодействия, однако добиться максимального эффекта в ее рамках невозможно.

Многие страны Европы уже изменили подход: в них реализуется модель межсекторного социального партнерства СО НКО и власти [8]. Ключевым отличием данной системы является включение на равных, партнерских правах трёх субъектов – бизнеса, власти и НКО – в решение наиболее острых социальных вопросов.

Между тем, всё сделанное на данный момент администрацией Краснодарского края направлено на формирование связей и налаживание каналов взаимодействия власти и СОНКО. Следующим этапом развития гражданского общества во всех субъектах РФ должно стать внедрение обсуждаемой на ведущих площадках мира модели межсекторного социального партнерства СОНКО и власти.

 

Список литературы

 

1. Горный М.Б. Взаимодействие некоммерческих организаций и органов власти: сравнительный анализ законодательства // Журнал исследований социальной политики. - 2011. - № 9(2). - С. 219- 232.

2. Курячая М.М. Предпосылки институализации гражданской активности в современной России // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 7. - С. 27-29.

3. Курячая М.М. Взаимодействие граждан и институтов гражданского общества в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 11. - С. 7-12.

4. Курячая М.М. Гражданин, общество, государство, инновации: современные механизмы взаимодействия: монография/ Отв. ред. С.А. Авакьян. - Краснодар, 2017 - 167 с.

5. Курячая М.М. Электронное голосование как этап развития непосредственной демократии //Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 11. - С. 31-35.

6. НКО       и       власть:       даешь       взаимодействие!       [Электронный       ресурс]       //       URL:https://www.oprf.ru/press/news/2017/newsitem/43337 (дата обращения: 30.01.2018).

7. НКО и власть: перспективы развития // URL: http://expertnw.ru/Business-panorama/nko-i-vlast-perspektivy-razvitiya (дата обращения 30.01.2018).

8. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей государственной поддержки оказываемой органами государственной власти краснодарского края [Электронный ресурс] // URL: http://reestrsonko.krasnodar.ru/#!/!page15 (дата обращения: 30.01.2018).

9. Kuryachaya M.M. Е-democracy in modern Russia: the establishment, development and prospects // Kutafin University Law Review – 2016. - № 1(5). – P. 63-105.