Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕФОРМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

На современном этапе развития России как демократического государства происходит внедрение в жизнь различных реформ в области права. Одной из таких реформ является законодательная реформа регулирующая оказание юридических услуг. Необходимость выработки единых стандартов оказания квалифицированной юридической помощи назрела давно. Связано это с тем, что основная функция государства - обеспечение комфортного проживания своих граждан. Право на получение юридической помощи закреплено в ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» [2].

Началом данной реформы послужило Распоряжение Правительства РФ №517-р от 04.04.2013 г., которым была утверждена государственная программа Российской Федерации «Юстиция» на 2013-2020 г. Согласно данной программе сферой ее реализации была сфера юстиции. Идя по дальнейшему пути развития данной реформы в России, постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312, данное распоряжение было отменено, и была утверждена новая государственная программа РФ "Юстиция", в рамках которой разрабатывается "Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи". [4]

Закрепляя право на получение квалифицированной юридической помощи в главном законе страны, государство делает данное право не только основным, но и берет на себя публичную функцию по его обеспечению, гарантируя его в Конституции.

Квалификация юриста - это прежде всего определение качества оказываемых юристом услуг, степень профессиональной подготовленности к выполнению конкретного вида юридических услуг, включая теоретические знания и практические навыки.

Для того чтобы имелась возможность оценить эти качества и соотнести их как  квалифицированные необходимо установление единых стандартов для лиц оказывающих юридическую помощь.

Основная полемика на данном этапе реформы заключается в противостоянии, в различии взглядов на проблему между частнопрактикующими юристами и адвокатским сообществом. Первые высказывают мнение о недопустимости введения стандарта ограничивающего право частнопрактикующих юристов на представительство в судах и предоставление права оказания данного вида юридических услуг только адвокатам, ссылаясь на возникновение монополии адвокатов, которая может привести к низкому качеству услуг со стороны адвокатов и завышения их расценок в условиях отсутствия конкуренции.

Адвокатское сообщество в свою очередь аргументирует свою позицию тем, что частнопрактикующий юрист никому не подконтролен, у него отсутствуют этические нормы поведения, он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за некачественное оказание услуг и т.д. Наличие возможности со стороны адвокатского сообщества привлекать адвокатов к дисциплинарной ответственности, контролировать их деятельность, вплоть до лишения статуса, стимулирует адвокатов к оказанию качественных услуг. Кроме того до того как стать адвокатом кандидат на данную должность должен получить высшее юридическое образование, получить необходимый стаж по юридической профессии и пройти квалификационный отбор, путем сдачи соответствующего квалификационного экзамена, в ходе своей деятельности обязан постоянно повышать свою квалификацию.

Ни одно из этих требований не предъявляется к частнопрактикующим юристам. Максиму что им грозит при некачественном оказании юридической услуги - это расторжение клиентом договора и взыскание уплаченной за услуги суммы, что не препятствует частнопрактикующему юристу продолжать свою некачественную деятельность. Но захочет ли клиент подавать  в суд на частнопрактикующего юриста, если для этого ему придется идти к другому юристу. В обстановке утраты доверия к предыдущему юристу гражданину будет трудно переубедить себя в добропорядочности следующего юриста. Система адвокатского сообщества позволяет регулировать этот вопрос путем подачи жалобы на адвоката в соответствующую адвокатскую палату, которая установив нарушение со стороны адвоката способна лишить его статуса, а соответственно работы и доступа к оказанию юридических услуг.

Особенно остро данный вопрос о квалифицированной юридической помощи актуален для отдаленных уголков России. Так 25 декабря 2012 года Министр юстиции РФ Коновалов А.В.  провел во Владивостоке координационное совещание «Об организации предоставления юридической помощи населению Дальнего Востока и доступности правосудия». Министр юстиции РФ особое внимание уделил вопросу оказания бесплатной юридической помощи гражданам РФ. Остановившись на основных задачах государственной программы «Юстиция», А.В. Коновалов отметил два тренда их реализации. И один из них - качество оказания юридических услуг. [1]

3 февраля 2016 г. в Москве на заседании Президиума Ассоциации юристов России(АЮР) было принято решение о поддержке АЮР основных положений проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов(ФПА) РФ Владислав Гриб отметил, что реализация основных идей Концепции не только поможет обеспечить высокое качество оказываемой гражданам юридической помощи, но и будет способствовать очищению рынка от недобросовестных участников: «АЮР в течение нескольких лет обсуждает идею о введении единого квалификационного экзамена для юристов. Во многом данное предложение реализовано в тексте Концепции». Владислав Гриб при этом отметил, что для совершенствования текста документа необходима широкая дискуссия с участием представителей юридического сообщества. [5]

Реформа о предъявлении требований к квалификации юристов оказывающих юридическую помощь в качестве представителей в судах на законодательном уровне стала воплощаться с принятием Кодекса административного производства РФ, от 08 марта 2015 г. №21-ФЗ, начало действие которого произошло 15 сентября 2015 г. Так согласно ст.55 Кодекса установлено обязательное требование к представителю в суде - наличие высшего юридического образования. [3]

Несмотря на то, что это первый шаг реформы, он очень существенен для государства. Поскольку установление данного критерия ограничит участие в судах в качестве представителей лиц, порой даже не имеющих юридического образования, не имеющих навыков профессии и знания дела.

Так например Трудовым кодексом РФ установлены требования к педагогическим работника, в ст.331 которого сказано:

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования. [6]

Этой же статьёй установлен перечень обстоятельств ограничивающих допуск лиц к педагогической деятельности.

Несомненно, что установление образовательного ценза для представителей в суде также является правильным направлением реформы. Аналогично предположить, что человек не пойдет делать операцию к лицу, который называя себя врачом, но не имеет медицинского образования и лицензии на соответствующую медицинскую деятельность.

На заседании, состоявшемся 28 января 2016 г., Совет ФПА РФ принял заявление, в котором обращается к Правительству РФ с просьбой ускорить работу над принятием и реализацией Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи с учетом принципиально значимых для российской адвокатуры условий.

Спор о требованиях к лицам оказывающим юридическую помощь в России на данном этапе связан в основном с оказанием данных услуг частными фирмами и частными лицами в сфере правосудия. Оказание квалифицированной юридической помощи не возлагается исключительно на адвокатов и частнопрактикующих юристов. Обеспечение конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь возложено на государственные и муниципальные органы, уполномоченного по права человека, прокуратуру, адвокатуру, нотариат. Занятие перечисленных должностей изначально в силу закона определяет наличие определенных квалификационных и профессиональных качеств, и в своем большинстве вопросов не вызывает, в отличии от частных негосударственных организаций и частнопрактикующих юристов не входящих в адвокатскую корпорацию.

Распространение     ограничений     на     юридическую     деятельность     «вольных»      юристов,      наличие профессиональных стандартов, подчинение судебных представителей профессиональному сообществу юристов, наличие рычагов воздействия на судебных представителей со стороны профессионального сообщества юристов за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, вплоть до лишения права на представительство в суде, свидетельствует о том, что адвокатура является не единственным, но одним из важных гарантов обеспечения конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в судах. Профессиональное представительство, которое оказывает адвокат, один из способов обеспечения конституционных гарантий доступа к правосудию и защиты прав и законных интересов граждан. Государству и обществу в России в этом направлении предстоит ещё большая и трудоемкая работа.

 

Список литературы

1.     Доклад президента адвокатской палаты Приморского края Минцева Б.П. по результатам координационного совещания «Об организации предоставления юридической помощи населению Дальнего Востока и доступности правосудия» Справочная интернет система Адвокатской палаты Приморского края.URL: http://primadvokat.ru/

2.     Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета. 1993. № 237.

3.     Кодекс административного производства  РФ, от 08 марта 2015 г. №21-ФЗ, Собрание законодательства Российской Федерации от 9 марта 2015 г. N 10 ст. 1391.

4.     Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 312 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Юстиция", Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 18 (часть II) ст. 2158.

5.     Реформа. АЮР поддержала основные положения проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.URL: http://fparf.ru/news/all_news/news/17347/.

6.     Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ", Российская газета от 31 декабря 2001 г. N 256.