Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В XVII-XVIII ВЕКАХ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Йошкар-Ола
ВУЗ:
Дата:
30 января 2016г.

   В России, в отличие от многих европейских государств, появление первых средств массовой информации отмечается только на рубеже XVII-XVIII веков. И как многие нововведения, появление газет связано с именем Петра I.

   Однако зарождение газет произошло во второй половине ХVII в. Именно в этот период информация о наиболее важных событиях, происходивших в разных государствах, периодически публиковалась в рукописной газете, получившей наименование «Куранты» («Вести») [1, с. 72].

   В исторических документах отмечается, что в первые годы выпуск газеты держался в тайне и  о ее существовании было известно узкому кругу лиц [11, с. 17]. Это объяснялось тем, что власть боялась распространения информации, которая являлась тайной. Данный факт позволяет нам отметить, что средством массовой информации «Куранты» можно назвать с условностью. В частности, это подтверждают В.В. Каллаш, М.С. Черепахов, Г.В. Балицкий, которые не относят «Куранты» к числу газет, поскольку их аудитория фактически сводилась к одному десятку читателей. Полагаем, что этот довод заслуживает внимания, поскольку «Куранты» действительно не носили массового характера.

   Вместе с тем рассматривая в целом содержание газеты «Куранты» позволим себе согласиться с А.Ф. Бычковым, С.М. Томсинским, А.А. Покровским, А.И. Неустроевым, отмечавшими, что «Куранты» являются той основой, которая определила развитие газетного дела в России. Однако поскольку издание данной газеты не регулировалось законодательством, фактический тираж составлял не более 10 экземпляров, то есть отсутствовало массовость распространения информации, то с правовой точки зрения позволим примкнуть к мнению тех ученых, которые не рассматривали «Куранты» как средство массовой информации. Однако отметим, что решением Стоглавого собора, который был созван по инициативе царя Ивана IV и Митрополита Макария в 1551 г. была введена строгая духовная цензура, которая оказывала влияние, в том числе и на издание «Курантов» [8, с. 145].

    Петр I, как великий реформатор, не мог обойти и сферу распространения массовой информации: в 1702 году по инициативе царя начинает издаваться первая печатная газета, получившая название «Ведомости» [11, с. 18]. Впервые в истории России основной задачей газеты становится работа с массовой аудиторией, поэтому тираж «Ведомостей» достигал 4 тысяч экземпляров, в то время как аналогичных немецких газет – 100-150 экземпляров. Массовости  газеты служило и ее бесплатное распространение, в том числе путем расклейки, зачитывания и др.

    Петр I понимал, что в целях приобщения своих поданных к начатым преобразованиям необходимо разъяснять проводимую им политику, поэтому «Ведомости» являлись правительственным изданием, и их основное предназначение – информировать о событиях, происходящих внутри государства и на международной арене, и формировать общественное мнение. Так, например, в 1708 году в период восстания Кондратия Булавина, «Ведомости» публиковали серию статей о предводителе крестьян, в которых характеризовали его как богоотступника, окруженного «преступниками» и разорявшего города [2, с. 79]. Таким образом, Петр I в отличие от своих предшественников рассматривал средства массовой информации как союзника в развитии государства, поэтому и публиковал ту информация, которая до этого считалась тайной (например, о деятельности дипломатов), поскольку считал, что именно таким образом воспитывается любовь к Отечеству, чувство гордости за его достижения.

   Вместе с тем Петр I изменил порядок цензуры: от церкви полномочия цензора перешли к государству. В соответствии с Регламентом Духовной коллегии от 1721 года вводилась предварительная цензура книг, которую осуществлял Духовный коллегиум, состоявший из членов, которые назначались императором [9, с. 229]. А.М. Скабичевский рассматривает этот документ фактически как первый российский закон о печати [10, с. 5]. Таким образом, Петр I сохранил цензуру, но передал ее в светские руки. Это было знаковым фактором, ведь впервые государство начало самостоятельно определять политику в области средств массовой информации без влияния церковной власти.

   Однако, поскольку монополия на типографию принадлежала исключительно государству, то цензура в отношении светских произведений фактически не осуществлялась. Впервые она была применена наследниками Петра I – его племянницей Анной Иоанновной (ввела запрет на книги, содержавшие «дурные отзывы о своих приближенных» [3]) и дочерью Елизаветой Петровной (запретила книги, в которых упоминались ее предшественницы на троне) [4]. Соответственно цензура в данном случае использовалась не в связи с идеологическим противоборством, а для сокрытия неугодных фактов.

    В целях развития средств массовой информации и коммуникации в период своего правления Екатерина II издала указ о разрешении открывать частные типографии [6]. Разрешила Екатерина II и свободное издание газет и журналов. Вместе с тем Екатерина II предусмотрела, что за деятельностью таких типографий наблюдали смотрители, определяемые Синодом и Академией наук, которые фактически исполняли роль цензоров: должны были оценивать наличие «противных закону, правительству и благопристойности» фактов [5]. Однако несмотря на это ограничение, данный указ имел положительное  значение: не только в столицах,  но и в провинции начинают появляться типографии, которые станут источником распространения газет и журналов в будущем. Таким образом, Екатерина II смогла заложить важные основы распространения информации на местах, в губерниях и уездах, впервые уделив внимание региональным и муниципальным средствам массовой информации.

    Однако к концу царствования в 90-ые годы XVIII века Екатериной II были приняты решения об ужесточении цензуры, что в частности, проявилось в упразднении частных типографий [7]. Однако это оказало обратный эффект: вместо ликвидации типографий значительная их часть была перемещена в губернии и уезды. Это стало временем расцвета средств массовой информации на местном уровне, поскольку начинают печататься местные издания, впервые отражающие жизнь на местах, в том числе официальные документы, указы, постановления, различные деловые бумаги. Так, М.П. Пономарев перевез типографию из Москвы во Владимир, С.И. Селивановский свою типографию перевел в Николаев, И.Я. Сытин – в Смоленск, Г.Д. Державин – в Тамбов (именно в этот период широкую известность получает газета «Тамбовские известия»), П.П. Сумароков – г.Тобольск (начинает издание журнала «Иртыш, превращающийся в Ипокрену»). Дальнейшие действия преемников Екатерины II были связаны с усилением цензуры, просуществовавшей на протяжении XIX-XX веков. Таким образом, говоря о правовом регулировании печатных изданий, можно сделать вывод, что основополагающими документами в этой сфере являлись, во-первых,  документы, устанавливавшие порядок издания средств массовых информации, а во-вторых – устанавливающие цензуру. Несмотря на появление первых газет еще в XVII веке правовое регулирование их издания и деятельности появилось только в середине XVIII века и было связано с деятельностью Екатерины II: в частности, именно благодаря ей открылись частные типографии и был установлен порядок издания частных газет.

    Говоря о цензурном законодательстве, необходимо отметить, что оно было заложено еще до появления первых газет – в середине XVI века в форме духовной цензуры, которая при Петре I стала светской. Однако существенных изменений это не принесло: государство стремилось ограничить издание средств массовой информации, видя в них существенную угрозу. Именно эти особенности обусловили развитие законодательства о средствах массовой информации в будущем, придав на несколько столетий ему цензурный характер.

 

Список литературы

1.     Захарчук В. С чего начиналась наша периодика // Библиотека. 1998. № 5. С. 72-73.

2.     Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. М.: Изд-во РАГС, 2004. 328 с.

3.     Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание (1649 - 1825). Том 9 // http://www.nlr.ru/e- res/law_r/ (дата обращения 15.02.2015).

4. Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание (1649 - 1825). Том 11 // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/ (дата обращения 15.02.2015).
5. Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание (1649 - 1825). Том 20 // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/ (дата обращения 15.02.2015).
6. Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание (1649 - 1825). Том 21 // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/ (дата обращения 15.02.2015).
7. Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание (1649 - 1825). Том 22 // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/ (дата обращения 15.02.2015).

8.     Российское законодательство X-XX веков. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / под общ. ред. О.И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1985. 520 с.

9.     Российское законодательство X-XX веков. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Под общ. ред. О.И. Чистякова. – М., 1986. – С. 229.

10. Скабичевский А.М. Очерки истории русской цензуры (1700-1863 г.). М., 2011. 502 с.

11. Черепахов М.С. Возникновение периодической печати в России. М., 1955. 36 с.