Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВО И «МЕТАПРАВО» КАК КОМПОНЕНТЫ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
30 января 2016г.

В отечественной правовой литературе является общепризнанным разграничение понятий «право» и «правовая система». При этом подчеркивается, что «правовая система охватывает собой все имеющиеся в обществе внутренне согласованные, взаимосвязанные правовые компоненты, средства, явления, которые оказывают воздействие на правовую жизнь общества, действия его субъектов, способствуя как его стабилизации, так и необходимой динамике»11.

Предлагаются различные подходы к структуре правовой системы, однако общими для них является отнесение права к одному из важнейших ее компонентов. Например, по мнению В.Н. Карташова, правовая система включает: 1) объективное право; 2) юридическую практику и 3) правосознание (которое находит выражение в юридической деятельности и правоотношениях, праве и законодательстве, юридической культуре и т.п.)12. В.Н. Синюков предлагает понимать под правовой системой «социальное явление, включающее основные компоненты национальной правовой культуры: право и законодательство, юридическую практику и господствующую в стране правовую доктрину»13. Ю.А. Тихомиров  относит к элементам правовой системы правопонимание, правотворчество, правовой массив и правоприменение14, Д.С. Корчевский – право, правоотношения, правосознание, правотворческие и правоприменительные органы15 и т.д.

Из подобного понимания правовой системы логически следует, что право есть правовая система минус некая совокупность околоправовых (внеправовых) явлений. Однако для этой совокупности не существует обобщающего термина. Таким образом, затруднено проведение логического расчленения одной из важнейших правовых категорий («правовая система») на две ее составляющие. Одной из них является «право», вторую же мы не можем назвать «неправо», поскольку такой термин намного шире по своему объему и содержанию, чем требующийся (он включает, по сути, бесконечно широкий круг объектов без четкой понятийной границы).

Для устранения этого пробела мы предлагаем внедрить в правовой тезаурус термин «метаправо», под которым понимать находящийся вне права компонент правовой системы, включающий совокупность различных явлений правовой действительности, связанных с правом и не существующих вне такой взаимосвязи.

Представляется, что именно обусловленность правом, бытие только в тесной связи с правом отличает метаправо как компонент правовой системы от иных объектов социальной действительности. Например, творческое сознание, религиозное сознание, мифологическое сознание могут существовать без права и даже до его возникновения на исторической арене человеческого бытия. Однако правосознание и правовая культура не мыслимы вне тесной связи с правом. Без права (скажем, на гипотетическом необитаемом острове) они просто не могут существовать как таковые.

Полагаем, что введение в научный оборот понятия «метаправо» не нарушает известный принцип «бритвы Оккама», согласно которому «сущности не следует умножать без необходимости» или, другими словами, «то, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего»16. В данном случае, по нашему мнению, имеет  место именно логически обусловленная необходимость в восполнении своего рода пробела в научной терминологии, при котором для одного из компонентов правовой системы имеется обозначающий термин («право»), а для другого – нет.

В науке есть ряд примеров образования того или иного термина с использованием приставки «мета-» (греч.«после», «между», «через»). В частности, под метафизикой (от греч. metaphysic – то, что после физики) понимается «наука о сверхчувственных принципах и началах бытия»17. В отношении металогики (от греч. meta – «после» и «логика») отмечают, что «если предметом логики являются рассуждения, то предметом металогики являются рассуждения о рассуждениях»18. Метапсихология (в узком значении) понимается как «теория (или система), предметом исследования которой является теория психологии (или системы и понятия психологии)»19. Метаэтика рассматривается как «понятие, введенное неопозитивизмом для обозначения философской теории морали, взятой в противоположность нормативной этике отвлеченно от моральных проблем»20.    


11    Радько Т.Н. Теория государства и права. 2-е изд. М., 2009. С. 418-419.

12    Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 1. Ярославль, 1995. С. 24.

13    Синюков В.Н. Российская правовая система: Вопросы теории: Автореф. дисс. …докт. юрид. наук. Саратов, 1995. С. 1.

14    Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал российского права. 1998. № 4-5.

15    Корчевский Д.С. Современная правовая система Российской Федерации: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. М., 2000. С. 16.

16     Цит. по: Философия: Часть первая. История философии / под ред. проф. В.И. Кириллова, проф. С.И. Попова, проф. А.Н. Чумакова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2001. С. 115.

17    См.: Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М., 2004.

18    Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.


   Как видим, общим в этих определениях является то, что они обозначают понятие, тесно связанное с основным, «корневым» (таким, как «физика», «логика») и в значительной степени им обусловленное, но находящееся за его пределами. Эта взаимосвязь перекликается с соотношением понятий «право» и «метаправо» в предлагаемой нами концепции.

   Исходя из изложенного, наличие в науке отработанной схемы образования новых терминов с использованием греческих и латинских корней позволяет считать конструирование термина «метаправо» вполне соответствующим эпистемологическим законам21.

    Отметим,  что  некоторые  отечественные  исследователи  использовали  в  своих  работах  термины «метаюридический»22 и «метаправо»23, зачастую в весьма необычном контексте24. Однако подробное обоснование концепции «метаправа» как правового понятия и его места в понятийно-категориальном аппарате юриспруденции еще не проводилось. Сколько-нибудь единое понимание сущности метаправа отсутствует25. Таким образом, исследование этого понятия представляется нам во многом terra inсognita современной юридической науки, перспективным направлением ее дальнейшего развития.


 19    Карпенко Л.А., Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, 1998.

20 Словарь по этике / под ред. И. Кона. М., 1981.

21   Характерно, что в словаре иностранных слов русского языка приводится следующее значение приставки «мета-»: это «приставка (греч. предлог), прибавляемая к словам для обозначения противоположности (метафизический в противоположность физическому), низшей ступени в группе веществ известного порядка (метаиодная, метафосфорная и др. кислоты), простого отличия вещества от другого, однородного по составу (метаоловянная и оловянная кислоты - одного состава) и т. д.» (См.: Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1907). Как видится, парные категории «право» - «метаправо» вполне вписываются в этот ряд значений.

22   Например, С.С. Алексеев отнес к уровням юридического анализа «социально-исторический (метаюридический) анализ нравственных,

экономических и иных предпосылок законов, других правовых актов» (См.: Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1998).

23   См., например: Антипенко Л.Г. Метаправо и социалистическое правосознание // электронная версия статьи, размещенная на Интернет-сайте http://www.titanage.ru/Science/HistorSociology/metapravo_1.php (дата обращения - 28 февраля 2015 г.); Пуцык Н.Н., Шкулева Н.В. Метаправо: миф или реальность? // Московский журнал международного права. 2000. № 2. С. 341-343; Тер-Акопов А., Толкаченко А. Библейские заповеди христианства как метаправо современных правовых систем // Российская юстиция. 2002. № 6. С. 60-63.

24     См., в частности: Иойрыш А.И. Проблема внеземных цивилизаций и «метаправо» // Советское государство и право. 1978. № 9. С. 64-70; Урсул А., Рубцов В. Контакт миров и проблема метаправа // К.Э. Циолковский: философские и социально-политические проблемы освоения космического пространства. Труды XXI -XXIII Чтений К.Э.Циолковского. М., 1991.

25  Например, Л.Г. Антипенко рассматривает метаправо скорее как науку, призванную дать ответ на такие вопросы, как «имеет ли человек право на бессмертие», решить проблему «соотношения формальных юридических законов и законов нравственных» и т.п. (См. Антипенко Л.Г. Указ. соч.). Таким образом, метаправо в концепции данного автора выступает, по сути, синонимом философии права. А.А. Тер-Акопов же рассматривал Ветхий и Новый Завет как «метаправо современного уголовного (и не только) законодательства» (См.: Харабет К.В. Духовно-нравственные уроки профессора А.А. Тер-Акопова // http://fondter-akopov.ru/index.php?Page=58 (дата обращения – 28 февраля 2015 г.).


Список литературы

1.     Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1998.

2.     Антипенко  Л.Г.   Метаправо  и социалистическое правосознание                  // http://www.titanage.ru/Science/HistorSociology/metapravo_1.php.

3.     Иойрыш А.И. Проблема внеземных цивилизаций и «метаправо» // Советское государство и право. 1978. № 9. С. 64-70.

4.     Карпенко Л.А., Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, 1998.

5.     Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 1. Ярославль, 1995.

6.     Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.

7.     Корчевский Д.С. Современная правовая система Российской Федерации: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. М., 2000.

8.     Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1907.

9.     Пуцык Н.Н., Шкулева Н.В. Метаправо: миф или реальность? // Московский журнал международного права. 2000. № 2. С. 341-343.

10. Радько Т.Н. Теория государства и права. 2-е изд. М., 2009.

11. Синюков В.Н. Российская правовая система: Вопросы теории: Автореф. дисс. …докт. юрид. наук. Саратов, 1995.

12. Словарь по этике / под ред. И. Кона. М., 1981.

13. Тер-Акопов А., Толкаченко А. Библейские заповеди христианства как метаправо современных правовых систем // Российская юстиция. 2002. № 6. С. 60-63.

14. Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал российского права. 1998. № 4-5.

15. Урсул А., Рубцов В. Контакт миров и проблема метаправа // К.Э. Циолковский: философские и социально- политические проблемы освоения космического пространства. Труды XXI -XXIII Чтений К.Э.Циолковского. М., 1991.

16. Философия: Часть первая. История философии / под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2001.

17. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М., 2004.

18. Харабет К.В. Духовно-нравственные уроки профессора А.А. Тер-Акопова // http://fondter- akopov.ru/index.php?Page=58.