Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 февраля 2016г.

    На современном этапе вопросы защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства и свободы экономической деятельности стали первостепенными в работе прокуратуры. Это самостоятельное направление работы прокуроров с 2008 года, уже накоплен значительный опыт партнерского взаимодействия с предпринимательским сообществом. С 2012 года в Генеральной прокуратуре Российской Федерации по соглашению с уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей действует рабочая группа, куда входят прокуроры, представители Следственного комитета, МВД, Минэкономразвития, Торгово- промышленной палаты, Агентства стратегических инициатив, общероссийских организаций предпринимателей «Опора России», «Деловая Россия», РСПП. Во всех прокуратурах субъектов РФ работают Общественные советы по защите прав субъектов малого и среднего бизнеса. Это позволяет своевременно принимать меры по устранению проблем - несовершенства законодательства, наличия коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах или их проектах, административных барьеров при оказании публичных услуг, а часто и конкретные факты коррупции и нарушения прав предпринимателей. Эта работа постоянно находится в орбите внимания Генеральной прокуратуры. Только за 10 месяцев этого года прокурорами выявлено 145 тыс. нарушений закона в этой сфере, принесено более 22 тыс. протестов, направлено в суды 2700 исков, к административной и дисциплинарной ответственности привлечено более 20 тыс. должностных лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 87 уголовных дел[1].

    Органы прокуратуры играют решающую роль в обеспечении неукоснительного соблюдения Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами. Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Для выполнения правозащитной функции прокурору предоставлены полномочия по рассмотрению обращений и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснению пострадавшим порядка защиты их прав, принятию мер по предупреждению и пресечению нарушений, привлечению виновных лиц к ответственности и возмещению причиненного ущерба. Органы прокуратуры России не только выступают в защиту прав и свобод человека и гражданина, но и наделены полномочиями по защите интересов общества и государства, а также прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе реализуя функцию прокурорского надзора[2]. За нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг предусмотрена административная ответственность, установленная ст.5.63 КоАП РФ. Полномочия возбуждать дела об административных правонарушениях по данной статье КоАП РФ отнесены к исключительной компетенции прокурора. Наиболее востребованными остаются усилия прокуроров, направленные на формирование полноценной юридической основы взаимоотношений власти и бизнеса, имея ввиду, прежде всего, создание системы административных регламентов оказания услуг. Прокурорами выявляются незаконные административные регламенты предоставления государственных услуг, обязывающие предпринимателей представлять документы, которые должны запрашиваться чиновниками самостоятельно. Многочисленные нарушения выявляются в деятельности органов власти при предоставлении субъектам предпринимательской деятельности государственных и муниципальных услуг.

    Наиболее характерные нарушения заключались в необеспечении надлежащего нормативного регулирования данной сферы; несоблюдении порядка предоставления услуг, установленного административными регламентами, в том числе сроков предоставления услуг; истребовании излишних документов, не предусмотренных правовыми актами; отсутствии возможности предоставления услуг в электронной форме; нарушениях при информационном обеспечении предоставления услуг. Правозащитная деятельность органов прокуратуры в отношении предпринимателей сосредоточена на  противодействии:  нарушениям свободы экономической деятельности, в том числе предоставлению преференций отдельным лицам, созданию административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности, ограничению конкуренции и необоснованному вмешательству в предпринимательскую деятельность; установлению не предусмотренных законом процедур, запретов, сборов, платежей, истребованию излишних документов в процессе контрольной, надзорной и разрешительной деятельности; навязыванию платных услуг и согласований, возложению не предусмотренных законом обязанностей; необоснованным отказам предпринимателям в выдаче лицензий и разрешений; незаконным отказам юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в государственной регистрации. Прокурорское вмешательство разрушает административные барьеры, созданные для понуждения предпринимателей к даче взяток и иным коррупционным действиям. Например, мерами прокурорского реагирования удается пресекать случаи понуждения предпринимателей к заключению различных договоров и соглашений, оказанию спонсорской и благотворительной помощи, а также факты дискриминации отдельных хозяйствующих субъектов. В целях комплексного реагирования по фактам нарушений свободы экономической деятельности в органах прокуратуры организовано рассмотрение жалоб предпринимателей на действия органов государственной власти, проводится работа по защите прав иностранных инвесторов на территории России. Кроме того, прокуроры осуществляют мониторинг законопроектов и действующей нормативной правовой базы в сфере предпринимательской деятельности на наличие в них административных барьеров и иных положений, нарушающих права и законные интересы предпринимательства, и опротестовывают (оспаривают) такие правовые акты. В результате прокурорского реагирования в 2014 году пресечено почти 143 тыс. нарушений законов о защите прав предпринимателей, к административной и дисциплинарной ответственности привлечено свыше 20 тыс. должностных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 50 уголовных дел. В связи с несоответствием федеральному законодательству опротестовано около 23 тыс. нормативных правовых актов разного уровня, регулирующих отношения с участием предпринимателей. Особое внимание уделялось наиболее значимым для бизнеса сферам правового регулирования. В ходе проверки законности выдачи разрешений на строительство и подключения объектов к сетям инженерной инфраструктуры выявлены многочисленные административные барьеры, связанные с неисполнением органами власти и организациями коммунального комплекса возложенных на них обязанностей, волокитой, поборами, незаконным истребованием документов и согласований. Это существенно осложняло ведение предпринимательской деятельности в строительной отрасли. По итогам проверки принят комплекс мер реагирования в защиту прав и законных интересов застройщиков. С учетом многочисленных обращений предпринимателей и публикаций в средствах массовой информации проводилась последовательная работа по укреплению законности в сфере организации торговли. Во многих муниципалитетах длительное время отсутствовали схемы размещения нестационарных торговых объектов. Там, где они были утверждены, не всегда обеспечивалась гарантированная законом возможность ведения такого бизнеса. Мерами прокурорского реагирования пресечены попытки незаконного вмешательства должностных лиц в деятельность предпринимателей путем ограничения места и времени торговли, а также навязывания незаконных платежей за размещение торговых объектов. Генеральной прокуратурой обеспечено конструктивное взаимодействие с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, общероссийскими общественными организациями Проблемные вопросы, связанные с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности, регулярно обсуждаются на заседаниях постоянно действующей межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей. В текущем году прокурорский надзор на указанном направлении будет осуществляться с  учетом приоритетов, определенных в послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации [3].

 

Список литературы

1.     Буксман А.Э. Интервью первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана информационному агентству «ТАСС». Интернет ресурс: http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/interview/993082/ (дата обращения 18.12.2015).

2.     Паламарчук А.В., Бессарабов В.Г. История становления общего надзора и задачи органов прокуратуры по надзору за исполнением федерального законодательства // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 6 (26). С. 47 – 58.

3.     В Генеральной прокуратуре Российской Федерации проанализированы результаты прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности в 2014 году. Интернет ресурс: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-622425/ (дата обращения 17.12.2015).