Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЁННОСТИ ОБЪЕКТОВ КАК ПРИОРИТЕТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ПОЛИЦИИ

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
03 февраля 2016г.

   Актуальность выделения приоритетов в деятельности вневедомственной охраны полиции по обеспечению национальной безопасности обусловлено её ролью в данной сфере, а также организационно-правовым статусом, обозначенными целями и направлениями деятельности как основного звена в структуре полиции на которую возложена миссия по обеспечению охраны важных для национальной безопасности объектов. [1; 2; 6;7;8]

   Важная роль вневедомственной охраны полиции в системе обеспечения национальной безопасности, антитеррористической безопасности и антитеррористической защищённости объектов актуализируется в связи с включением её в систему транспортной безопасности и возложением на вневедомственную охрану полиции Правительством Российской Федерации задачи по охране периметров международных аэропортов. [4]

   На соответствующее место вневедомственной охраны полиции в рассматриваемой сфере указывает и то, что Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» [2] предполагается в целях обеспечения антитеррористической защищённости и физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса использовать подразделения вневедомственной охраны. Данное утверждение актуализируется в связи с внесением дополнений в Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [1] в части возложения на полицию обязанности по осуществлению контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. [3] Не вызывает сомнений, что исходя из требований законодательства и нормативно-правовых актов [2; 6; 7; 8] непосредственное участие в реализации данного направления деятельности будут принимать подразделения вневедомственной охраны полиции.

   Кроме того, рядом нормативно-правовых актов МВД России, вневедомственной охране отведена роль приданных сил в системе обеспечения общественной безопасности при введении различных видов административно-правовых режимов, а также оказание содействия другим подразделениям по организации предупреждения преступлений террористического характера.

   Важная роль  вневедомственной охраны полиции в рассматриваемой сфере деятельности  заключается также в том, что по вопросам обеспечения национальной и антитеррористической безопасности она взаимодействует с другими субъектами системы её обеспечения и использует их возможности.

    Такая деятельность сочетается не только с контрольными функциями (участием в инспектировании подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов), но и с оказанием им правовой и методической помощи (участие  в реализации государственных программ, разработке и осуществлении региональных мер по упорядочению и совершенствованию охраны важных объектов, а также выдача рекомендаций по инженерно-технической укрепленности и оснащенности техническими средствами охраны и безопасности). [7; 8]

   В плане характеристики роли вневедомственной охраны в обеспечении национальной и антитеррористической безопасности значимый интерес представляет её взаимоотношение с территориальными антитеррористическими комиссиями, по поручению которых сотрудники вневедомственной охраны регулярно привлекаются к проведению комплексных инспектирований на предмет антитеррористической защищённости различных категорий объектов, выработке требований по вопросам их технической укреплённости и антитеррористической защищённости и оснащению техническими средствами охраны, а также принимают участие при согласовании паспортов безопасности объектов.

   Возрастает результативность взаимодействия вневедомственной охраны с органами власти субъектов Российской Федерации и местными органами самоуправления в рассматриваемой сфере. Наиболее плодотворно данное взаимодействие проявляется в разработке и осуществлении региональных мер по упорядочению и совершенствованию охраны имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. [6]

   Для достижения целей (обобщённо – обеспечение надлежащего уровня имущественной безопасности граждан и организаций), указанных в Уставах федеральных государственных казённых учреждений «Управление вневедомственной охраны по субъекту Российской Федерации», [7] вневедомственная охрана  полиции осуществляет  39 видов (направлений) деятельности, которые мы условно предлагаем классифицировать на «общеполицейские» (связанные с пресечением преступлений и административных правонарушений в зоне действия постов и маршрутов патрулирования полиции вневедомственной охраны и других направлений, определённых Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [1]); непосредственные или основные (связанные непосредственно с обеспечением имущественной безопасности граждан и организаций) и обеспечительные (связанные непосредственно с обеспечением деятельности самих подразделений вневедомственной охраны полиции).

   Как показывает практика, реализовывать их, концентрируя силы и средства одновременно на все без исключения направления деятельности, крайне сложно и нереально.

   Представляется, что ни одно направление не должно оставаться без внимания, но ряд из них, в зависимости от обстоятельств и ресурсов, периодически выходят на первый план в процессе деятельности и требуют повышенного внимания. Иными словами, мы говорим о приоритетах и приоритетных направлениях деятельности вневедомственной охраны.

   По общему пониманию, «приоритет» (лат. prior — первый, старший) — трактуется как первенство по времени в осуществлении какой-либо деятельности, [10; 15; 17; 18; 19 и другие] а приоритетные виды и направления деятельности - как виды деятельности, обусловленные историческими, экономическими и социальными условиями. [11;16 и другие]

   Соглашаясь с выводом, что приоритеты – это критерии, влияющие на определение сравнительной важности задач, и, соответственно, на выбор при наличии между ними «конфликта интересов», обусловленного ограниченностью ресурсов, [9] резюмируем, что категория приоритета видится как категория, позволяющая сравнивать одни приоритетные цели и направления с другими и решать, какие из них являются более срочными и важными и которые из них необходимо реализовывать в первую очередь, в тоже время не оставляя без внимания второстепенные.

   Иными словами под приоритетом в организации и деятельности понимается определение первоочередных задач, проблем, вопросов, которые необходимо решать сейчас и в ближайшей перспективе.

   Джон ван Гиг, аргументировав, что приоритеты можно рассматривать как формализацию  назначения различных весов свойствам решения с целью придать большую важность одним свойствам и меньшую — другим, определил, что приоритеты — это вид иерархии, когда определенным целям (направлениям деятельности) отдают предпочтение по сравнению  с другими. Назначение весов диктуется  и политической целесообразностью, и требованиями общественности, и текущим моментом, и результатами формального анализа. [13]

    Исходя из данного вывода, основным детерминантом выделения приоритетов деятельности вневедомственной охраны в рассматриваемой сфере выступают политические решения общефедерального характера.

   Федеральные приоритеты обеспечения национальной и антитеррористической безопасности естественным образом становятся приоритетными и для вневедомственной охраны с точки зрения её функционального предназначения, как условие для успешной реализации направлений деятельности и достижения целей обеспечения национальной, общественной, антитеррористической, имущественной и других видов безопасности. По нашему мнению, приоритетами деятельности вневедомственной охраны необходимо определять одновременно не все направления деятельности в данной сфере, а только те, которые значимы в конкретно складывающейся ситуации. То есть те приоритеты деятельности, которые являются актуальными ориентирами.

    Следует заметить, что дальнейшим вектором развития вневедомственной охраны полиции в современных условиях и одним из главных приоритетов её деятельности, руководством МВД России, определяется необходимость ухода от охраны имущества коммерческих предприятий и ориентированность на обеспечение безопасности особо значимых объектов Российской Федерации и усиление их охраны. [12] Данное утверждение подтверждается тем, что в Концепции развития вневедомственной охраны полиции на 2014-2016 годы [8] среди приоритетных направлений её деятельности определены такие направления деятельности, как «обеспечение безопасности объектов, подлежащих обязательной охране полицией», а также «участие в  мероприятиях по совершенствованию инженерно-технической укреплённости и антитеррористической защищённости объектов, [5] в том числе объектов топливно-энергетического комплекса и объектов органов внутренних дел».

    Таким образом, руководствуясь принципами приоритезации, на основе анализа состояния национальной безопасности (в первую очередь состояния антитеррористической защищённости объектов), а также исходя из угроз и вызовов национальной, антитеррористической и имущественной безопасности, можно определить, что главенствующим приоритетом деятельности вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения национальной безопасности выступают: во-первых - охрана на договорной основе объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, [6] в который включены объекты, представляющие особую важность для обеспечения достаточного уровня национальной безопасности, и , во-вторых, обеспечение антитеррористической защищённости объектов путём участия в проведении инспектирований подразделений охраны и экспертной оценки состояния данных объектов на предмет антитеррористической защищенности и безопасности и выдачи рекомендаций по их инженерно-технической укрепленности и оснащенности техническими средствами охраны.

    Представляется, что вневедомственная  охрана  полиции должна использовать  любые правовые  и организационные механизмы, ориентированные на обеспечение удовлетворяющего потребности общества уровня антитеррористической и имущественной безопасности путём антитеррористической защищённости объектов различных категорий.

   В этом контексте особую значимость представляют особенности организации и управления в подразделениях вневедомственной охраны полиции, которые позволяют ей, на основе анализа имущественных преступлений и общего состояния оперативной обстановки, своевременно выявлять угрозы антитеррористической и имущественной безопасности, определять их масштаб, возможные негативные последствия, вырабатывать меры по их нейтрализации и организовывать адекватное реагирование. Данные особенности заложены в практике планирования деятельности, определения задач и приоритетов, основанной на мониторинге и анализе информации о состоянии оперативной обстановки.

   Наглядным подтверждением того, что деятельность по обеспечению имущественной безопасности и антитеррористической защищённости объектов различных категорий определяет основные цели и задачи вневедомственной охраны полиции являются результаты предпринятого автором анализа планов работы подразделений вневедомственной охраны полиции восьми субъектов Российской Федерации (Республик Карелия, Карачаево-Черкессия, Астраханской, Курганской, Костромской, Мурманской, Тамбовской и Челябинской областей) за 2009-2014 годы. В них ежегодно находили отражение меры по обеспечению имущественной безопасности и антитеррористической защищённости объектов различных категорий, организация взаимодействия с другими субъектами обеспечения системы национальной безопасности и объединения их усилий для мониторинга по выявлению и нейтрализации угроз в данной сфере.

   Обобщение и анализ результатов деятельности вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищённости объектов позволяет со всей определённостью сделать вывод о её исключительно важной миссии подлинного государственного защитника жизненно важных национальных интересов в рассматриваемой сфере.

   Возложение на вневедомственную охрану полиции функции обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищённости объектов с применением присущих ей методов и средств, на наш взгляд, есть адекватное проявление воли государства по обеспечению в целом национальной безопасности.

   Значительные используемые и потенциальные возможности вневедомственной охраны полиции в деле по нейтрализации либо устранения угроз национальной безопасности страны, путём обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищённости объектов указывает и на то, что её роль в данном направлении деятельности будет не только сохраняться, но и возрастать.

    Проведённый анализ позволяет прогнозировать, что основные направления деятельности вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения имущественной безопасности претерпят значительные изменения. Акценты её деятельности и целевая ориентация сместится как раз в сферу обеспечения антитеррористической защищённости объектов путём обеспечения безопасности, в первую очередь, объектов, подлежащих обязательной государственной охране и подлежащих обязательной охране подразделениями полиции, так как именно такие объекты требуют повышенного внимания со стороны государства в рамках обеспечения национальной безопасности, а объекты остальных категорий будут охраняться другими субъектами системы обеспечения национальной безопасности.

   В таком случае резонно встаёт вопрос: не дублирует ли вневедомственная охрана полиции функции других субъектов системы обеспечения национальной и имущественной безопасности? Есть ли существенная разница между задачами вневедомственной охраны полиции и задачами других субъектов системы обеспечения национальной и имущественной безопасности?

   Проведённый анализ нормативно-правовых источников, а также деятельности вневедомственной охраны полиции и других субъектов системы обеспечения национальной и имущественной безопасности позволяет аргументировать: нет, не дублирует, ибо существенно различаются характер выполняемых задач вневедомственной охраной полиции, цели и её предмет деятельности, специфика форм деятельности, а также диапазон средств и методов реагирования. Самое главное отличие заключаются в том, что правоохранительная деятельность вневедомственной охраны полиции не ограничивается мерами воздействия на конкретные нарушения норм права, законодательных и подзаконных актов, но и, учитывая весь их массив, распространяется на причины и условия, им способствующие.

   Важнейшее правозащитное свойство вневедомственной охраны полиции заключается в её способности реагировать на нарушения, посягающие на общезначимые интересы в сфере обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищённости объектов различных категорий и разных форм собственности.

   Ни один из других субъектов системы обеспечения имущественной безопасности не включает в себе такой многообразный спектр способов и средств воздействия на происходящие в этой области процессы, как вневедомственная охрана полиции. Организации и деятельности вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищённости аналогов нет.

   Уникальность этого органа и специфика организационно-функциональных возможностей дают возможность решать такие задачи, которые не под силу другим субъектам системы обеспечения имущественной безопасности, что бесспорно выделяет вневедомственную охрану полиции из общей совокупности структур, решающих задачи в данной сфере.

   Таким образом, приходим к выводу, что главенствующим приоритетом деятельности вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения национальной безопасности выступают охрана на договорной основе объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, [6] в который включены объекты, представляющие особую важность для обеспечения национальной безопасности страны, а также обеспечение антитеррористической защищённости объектов, путём участия в проведении инспектирований подразделений охраны и экспертной оценки состояния данных объектов на предмет антитеррористической защищенности и безопасности и выдачи рекомендаций по их инженерно- технической укрепленности и оснащенности техническими средствами охраны и безопасности.

 

Список литературы

1.     Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ, 2011, № 7, ст.900.

2.     Федеральный закон Российской Федерации от 21  июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» // СЗ РФ, 2011, № 30 (ч. 1), ст. 4604

3.     Федеральный закон от 03 февраля 2014 № 8-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О полиции" и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ, 2014, №6, ст.559

4.     Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 года №42 «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» // СЗ РФ № 6, 07.02.2011, ст. 890

5.     Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1244 «Об антитеррористической защищённости объектов (территорий)» // СЗ РФ, 2013, № 52, ст.7220

6.     Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 2324-р «Об изменении перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией» // СP РФ,2013, № 50, ст. 6658

7.     Приказ МВД России от 5 мая 2012 года № 471 «Об утверждении Устава Федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны МВД по Самарской области»

8.     Приказ МВД России от 18 марта 2014г. №159 «Об утверждении Концепции развития подразделений вневедомственной охраны полиции территориальных органов внутренних дел Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2014-2016 годы)»

9.     Архангельский Г. Глоссарий терминов тайм-менеджмента, 2003 г.

10. Большой энциклопедический словарь // - М.: АСТ. 2009. 1264 с. ISBN: 978-5-17-056226-8

11. Викут М.А. Актуальные вопросы гражданского процессуального права // Правоведение. 1998. №1. С. 162.

12. Горовой А.В. Доклад на всероссийском семинар-совещании начальников подразделений службы вневедомственной охраны полиции субъектов Российской Федерации. Москва, 24-25 апреля 2012 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт МВД России. [Сайт] // http://www.mvd.ru/news/show_104976/

13. Джон ван Гиг. Прикладная общая теория систем. Т. 1. Пер. с англ./Под ред. канд. физ.-мат. наук Сушкова Б. Г., д-ра философских наук Тюхнина В. С. - М.: Издательство "Мир", 1981 г. - 336 с.

14. Крюковских А. П. Словарь исторических терминов, 1998 г.

15. Кураков Л. П. Экономика и право: Словарь-справочник / Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.Л. Куракова. – М.: Вуз и Школа, 2004. - 1072 с.

16. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. -5-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2006.-495 с.

17. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3  т./  С.А.  Аверина  [и  др.];  Редкол.: П.А. Клубков, И.Я. Лапидус, С.Д. Мангутова, В.Н. Муллин, А.В. Терещук, В.Н. Яранцев, А.П. Клубкова, А.И. Павлова; Науч.конс. Г.В. Якушева. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.

18. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов.— М.: Мысль, 2003.-863 с.

19. Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов -М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с.