Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2018г.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого является одним из средств познания обстоятельств преступления, основная цель которого – проверка правильности возникшего в отношении него подозрения, подтверждение или опровержение версии о его причастности к преступному событию. Факультативной целью допроса является восполнение возможных пробелов в доказательственном материале. Исходя из этих целей, производство допроса несовершеннолетнего подозреваемого в совершении преступления должно быть направлено на:

1) выяснение обстоятельства, подлежащих доказыванию по уголовному делу;

2) выявление возможных источников получения сведений о расследуемом преступном событии;

3) проверку достоверности собранных по делу доказательств.

Безусловно, собранная предварительным следствием совокупность доказательств должна с несомненностью свидетельствовать о виновности несовершеннолетнего подозреваемого в совершении преступления, без учета его признательных показаний. Только в этом случае у суда будут основания для правомерного постановления обвинительного приговора. Тем не менее, очевидно, что лучше, чем лицо, совершившее преступление, никто не знает, как и при каких обстоятельствах, оно было совершено. Именно поэтому получение объективной информации от подозреваемого, даже при наличии изобличающих его доказательств, имеет существенное значение для эффективного расследования уголовного дела.

Местом проведения допроса несовершеннолетних подозреваемых чаще всего является кабинет следователя. Тем не менее, в тактических целях иногда имеет смысл избрание таким местом помещения какого-либо учреждения (школы, интерната, училища и т.п.), что позволит, во-первых, скрыть факт вызова несовершеннолетнего на допрос и, во-вторых, усилить эффект неожиданности допроса, устранить предварительную подготовленность лица к допросу, обдумывание позиции, получение советов от заинтересованных лиц и т.п.

Сама процедура начальной стадии допроса несовершеннолетнего подозреваемого не имеет существенных отличий от допроса иных категорий допрашиваемых – устанавливается личность вызванного на допрос путем ознакомления с его документами и заполнения анкетной части протокола допроса, разъясняются права, необходимость говорить правду и порядок допроса. При том для повышения мотивации подростка к даче полных и правдивых показаний следует сообщить ему о важности их получения следователем для правильной оценки расследуемого события [2, с. 28].

К вопросам, задаваемым в ходе допроса, предъявляется ряд необходимых требований:

–          вопросы должны учитывать культурное, умственное развитие и образование несовершеннолетнего;

– содержание вопросов должно быть ясным для допрашиваемого, конкретным, в противном случае он может не понять поставленного вопроса и дать неправильный ответ;

–   вопросы не должны быть закрытыми, т. е. их формулировка, во-первых, должна предполагать получение развернутого ответа и, во-вторых, должна полностью исключать возможность извлечения из нее информации, необходимой для ответа;

–   вопросы должны относиться только к одному выясняемому обстоятельству, быть простыми по конструкции, сложные с точки зрения восприятия вопросы следует разбивать на ряд более конкретных простых;

– необходимо избегать вопросов, предоставляющих возможность предположительного ответа;

–      недопустимо использование наводящих вопросов, которые предполагают односложный утвердительный ответ [2, с. 31].

Следует иметь в виду, что при допросе несовершеннолетних важно видеть разницу между допустимым напоминающим вопросом и недопустимым наводящим [3, с. 18]. В случае необходимости после ответа на основной вопрос допрашиваемому задаются уточняющие и поясняющие его показания вопросы.

Согласно ч. 1 ст. 495 УПК РФ продолжительность допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

Следователь, получая и анализируя сообщаемые допрашиваемым сведения, производит их фиксацию в протоколе допроса для дальнейшего их использования в качестве доказательств по расследуемому уголовному делу (ст. 83 УПК РФ).

Фиксация показаний несовершеннолетних обладает определенными особенностями, связанными с тем, что они нередко употребляют слова и выражения, которые не являются общепринятыми, но активно используются среди несовершеннолетних. В таких случаях рекомендуется в протоколе допроса раскрывать содержание употребленных подростком формулировок, фиксировать, какой смысл вкладывает подросток в то или иное слово. Особенно это относится к сленговым и жаргонным выражениям, кличкам, названиям домов и улиц. Следует так же обращать внимание на то, что в протоколе должны использоваться только такие термины (юридические, медицинские и т.д.), которые понятны несовершеннолетнему [2, с. 33].

Кроме этого, представляется необходимым рассмотрение вопроса об использовании в ходе допроса видеозаписи, о целесообразности применения которой среди ученых нет единого мнения. Так, по мнению В. А. Брусенцевой, использование при производстве допроса несовершеннолетних звуко- и видеозаписи ведет к возникновению дополнительных трудностей в установлении психологического контакта с ними [1, с.104]. Но такой точки зрения придерживаются не все ученые. Так, У. А. Усманов, подчеркивая полезность звуко- и видеозаписи для диагностики состоявшегося на допросе внушения, считает, что весь ход допроса несовершеннолетних должен фиксироваться с помощью звуко- и видеозаписи, что позволит на любом этапе следствия проверить правильность тактики получения показаний и исключит необходимость повторных допросов и очных ставок, оказывающих сильное травмирующее воздействие на психику [4, с. 25]. Применение видеозаписи позволяет значительно расширить возможности следователя по восприятию и фиксации получаемой от допрашиваемых информации, поскольку, во-первых, иногда следователь может быть не совсем точен в фиксации показаний, поэтому в дальнейшем могут возникнуть разные толкования полученных на допросе сведений. Применение видеозаписи хода получения показаний позволит избежать подобных последствий. Это, во-первых. Во-вторых, письменная речь лишена эмоциональной окраски, в связи с этим в дальнейшем следователю, эксперту и суду только на основании протокола допроса сложно будет судить о достоверности эмоциональных переживаний дающего показания несовершеннолетнего, без анализа которых затруднительно оценить его поведение и сделать обоснованные выводы.

В-третьих, в силу возрастных особенностей, специфики преступления либо оказываемого со стороны давления зачастую несовершеннолетние в ходе предварительного следствия меняют или отказываются от своих показаний. В таких случаях видеозапись первоначального допроса подозреваемого будет являться дополнительным источником доказательств по делу.

На наш взгляд, в ходе допроса несовершеннолетних подозреваемых необходимость дополнительной фиксации показаний очевидна, и в обязательном порядке должна быть использована видео- или аудиозапись. В связи с этим представляется необходимым внесение дополнения к ст. 425 УПК РФ, аналогичного ч. 5 ст. 191 УПК РФ, об обязательном применении видеозаписи или киносъемки в ходе следственных действий с участием не только несовершеннолетних потерпевшего или свидетеля, но и несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого при отсутствии возражений против применения технических средств фиксации допроса со стороны несовершеннолетнего участника либо его законного представителя.

Список литературы

 

1.                   Брусенцева В. А. Методика расследования ненасильственных сексуальных преступлений: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09. – Воронеж, 2005. – 203 с.

2.                   Корнакова С.В., Сергеева О.С. Психологические и тактические особенности первого допроса несовершеннолетнего подозреваемого // Пролог: журнал о праве. – 2017. – № 3. – С. 29–35.

3.                   Корнакова С.В. Вопрос как эффективное средство познания в процессе доказывания по уголовному делу // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2016. – № 3. – С. 17-23.

4. Усманов У. А. Тактика допроса на предварительном следствии. – М.: Изд-во ПРИОР, 2001. – 176 с.