28 января 2018г.
Этническая организованная преступность представляет собой серьезную угрозу для государственной и общественной безопасности.
Борьба с этнической организованной преступностью способствует повышению безопасности государства и общества, а также является необходимым шагом в усилении по предотвращению и урегулированию внутренних конфликтов, борьбе с распространением оружия и предотвращением терроризма в мире целом и в евразийском правовом пространстве в частности.
Из числа более небезопасных конфигураций возникновения этнической организованной преступности следует выделить:
· торговлю наркотиками;
· торговлю людьми;
· контрабанду оружия.
Таким образом, согласно анализам ООН, преступные организации получают в год от 300 до 500 миллиардов долларов США за счет наркоторговли, что считается самым крупным источником дохода для криминальных организаций. В отдельных регионах, в том числе и Евразии, большая часть дохода, получаемая от этого вида деятельности, конкурирует даже с ВВП многих государств. Все это формирует угрозу для государственной власти, экономического развития и верховенства права.
На пути наиболее результативного интернационального реагирования стоят три основных препятствия:
· недостаточное сотрудничество между государствами;
· слабая координация между международными учреждениями;
· неадекватное соблюдение существующих положений многими государствами.
Результативные методы падения организованной преступности в мире заключаются в том, чтобы ликвидировать ее способность к «отмыванию» денег.
Незакрытым остается проблема о исследовании и принятии международной конвенции о борьбе с «отмыванием» денег, которая решала бы эти вопросы. В данной реальности, масштабы интенсивность и острота преступности усиливаются. Она угрожает безопасности граждан во всем мире и препятствует общественно-финансовому формированию государств. Глобализация раскрыла новейшие формы проявления этнической организованной преступности. Мультинациональные преступные синдикаты расширили спектр собственных действий. Начиная контрабандой наркотиков и оружия, кончая
«отмыванием» денег. Продавцы «живого товара» ежегодно перевозят миллионы нелегальных мигрантов, зарабатывая на этом в среднем до 10 миллиардов долларов США. Государства, пораженные коррупцией, притягивают все меньше инвестиций, нежели касательно меньше коррумпированные государства, и в следствии этого утрачивают темпы финансового роста.
В этом контексте международное уголовное право и внутреннее уголовное право призваны служить общей миссией – устранение социально небезопасных действий посредством устрашения, преследования тех, кто обвинен в уголовно наказуемом деянии, наказание признанных виновными.
Международное уголовное право в основном регулирует межгосударственное сотрудничество в борьбе с преступностью. Напрямую правосудие осуществляется государствами. При этом международное уголовное право осуществляется главным образом опосредованно, т. е. посредством национальных уголовно-правовых систем.
В соответствии с Венской конвенцией «О праве международных договоров» 1969 г. «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения им договора...»[1] (ст. 27). Таким образом, интернационализация выражается и в расширении интернациональных проблем внутреннего уголовного права, вплоть до охраны общечеловеческих интересов.
Потребность объединения усилий государств, в борьбе с этнической преступностью вызвала тенденции и в интернационализации правовых средств этой борьбы, то есть создание международно- правовой основы деятельности государств в этой борьбе. В качестве этой основы выступает растущее число международных соглашений, относящихся к сфере международного права и особенно его отрасли – международного уголовного права.
Но, главной задачей в укреплении и упрочении законных начал борьбы с этнической преступностью считается связь общепризнанных норм и принципов международного права и его отрасли – международного уголовного права с нормами и принципами национального уголовного права.
Проблема в том, что уголовная юрисдикция постоянно рассматривалась государством как необходимая часть его суверенитета. Международное право и международное уголовное право считаются условиями, стимулирующими интернационализацию национального уголовного права. Данная интернационализация обуславливается в первую очередь необходимостью объединения усилий государств, в борьбе с этнической преступностью. С иной точки зрения, международное право в процессе партнерства государств, в борьбе с международной преступностью заимствует практику стран с более развитым национальным уголовным правом.
В последующем на международном уровне создаются нормы и принципы, которые оказывают наиболее значимое влияние на национальное право. Стабилизация, формирование и усовершенствования данного нормотворческого процесса является одним из направлений деятельности ООН и ее органов в борьбе с этнической организованной преступностью. Таким образом, среди органов ООН, которые осуществляют борьбу с проявлениями этнической организованной преступности, необходимо отметить Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК). В том случаи, если главной задачей Комиссии считается разработка международной политики по предотвращению преступности и уголовному правосудию, в таком случаи работа ЮНОДК ориентирована на борьбу с этнической организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и торговлей людьми. В основу ее стратегии положено международная совместная работа по обеспечению поддержки исследования новейших международных юридических инструментов по глобальной преступности, в том числе Конвенции ООН против этнической организованной преступности и трех протоколов к ней (вступивших в силу в 2003 г.), а также Конвенции ООН против коррупции (вступившей в силу в 2005 г.).
ООН, Совет Безопасности и прочие ее структуры в своих документах поочередно следуют позиции о взаимосвязи организованной преступности, коррупции и терроризма. Этническая организованная преступность и терроризм интерпретируются как «новые вызовы и угрозы человечеству». Таким образом, в аспекте предотвращения терроризма и борьбы с ним ООН в Резолюции Генеральной Ассамблеи 60/288 призывает государства рассмотреть вопрос о безотлагательном присоединении к Конвенции ООН против этнической организованной преступности и к трем дополнительным протоколам к ней. Данная Конвенция, в свою очередь, существенное значение уделяет борьбе с коррупцией, рассматривая ее в качестве эффективного средства борьбы с организованной преступностью.
Следует обозначить, то, что региональные и субрегиональные международные организации, руководствуясь позиции ООН, сохраняют подобные комбинации и в своих документах. Подобного рода организации, относительно не так давно образованные, включают борьбу с данными преступлениями в свои уставные цели. К примеру, Устав СНГ к полю совместной деятельности государств Содружества причисляет борьбу с организованной преступностью. Хартия Шанхайской организации сотрудничества к задачам ШОС причисляет, в том числе, совместное противодействие терроризму, борьбу с другими видами этнической преступной деятельности и с незаконной миграцией. Устав Организации Договора о коллективной безопасности называет борьбу с международным терроризмом, созданной этнической преступностью и другими угрозами безопасности государств-членов в числе направлений деятельности ОДКБ[2].
Подводя итог всему выше сказанному, нужно отметить, что этнические организованные группировки является основным источником преступности в мире, но в большей степени является очагом террористической деятельности.
1 Венская конвенция «О праве международных договоров» 1969 г.
2 Концепция борьбы с организованной и коррупционной преступностью в России: Монография / В.Е. Эминов, С.В. Максимов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. С. 66
Список литературы
1. Венская конвенция «О праве международных договоров» 1969 г.
2. Терроризм и организованная преступность [Электронный ресурс] : монография / [С. А. Солодовников и др.]; под ред. С. А. Солодовникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.
3. Преступность в истории человечества: монография / Ю.М. Антонян, О.Ю. Звизжова. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
4. Концепция борьбы с организованной и коррупционной преступностью в России: Монография / В.Е. Эминов, С.В. Максимов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
5. Многоэтничное сообщество в поисках маршрута интеграции: идеология, наука и практика: Монография / И.А. Савченко. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014.