Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РФ

Авторы:
Город:
Биробиджан
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2017г.

Потребность разработки действенных программ помощи материнства, детства и семьи, улучшения порядка выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе увеличения объема пособий и обеспечения их адресности, была принята как основной принцип построения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон) [1]. Закон предусматривает создание системы мер дополнительного материального стимулирования граждан, имеющих детей. Вместе с тем, буквальный анализ его положений дает возможность отметить, что указанные меры имеют выборочный характер как по своему содержанию (направления использования материнского капитала), так и по субъектам (лица, обладающие правом на дополнительную поддержку) материального обеспечения[2]. В соответствии со статьей 2 Закона, под «дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей» понимаются меры, обеспечивающие возможность улучшения  жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. При этом реализация обозначенных мер становится  возможным за счет материнского (семейного) капитала - обособленных средств федерального бюджета, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1)   женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2)   женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3)        мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года[3].

Соответственно, приоритетным правом на получение материнского капитала обладают женщины, у мужчин же это право возникает при прекращении матерями правовых оснований для его получения. Стоит отметить, что у лиц, обладающих правом получения материнского капитала, данное право возникает однократно.

Также имеется возможность получить материнский капитал детям, если у родителей не имеется оснований для его получения. При этом ребенок должен быть либо несовершеннолетним, либо совершеннолетним, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но до достижения им возраста 23 лет. Из чего можно заключить, что в случае если ребенок проходит обучение в образовательном организации не по очной форме и к моменту смерти родителей (усыновителей) достиг 18 лет, то у него не возникнет право на дополнительные меры государственной поддержки, даже если он перейдет на очную форму обучения.

Закон не предусматривает случаи явки гражданина, объявленного умершим и имевшего право на материнский капитал, а также о восстановлении в родительских правах. Полагается, что при таких обстоятельствах женщина или мужчина имеют право восстановить право на дополнительные меры поддержки в судебном порядке. Однако в случае, если материнским капиталом уже распорядились лица, имевшие на это право, то вернуть в свое распоряжение средства капитала от их добросовестного приобретателя такой гражданин не вправе [4].

Распоряжение материнским капиталом, возможно, не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка (исключение составляет возможность использования материнского капитала на погашение уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, а также на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.). Утвержденный законодательством перечень является исчерпывающим.

Закон определяет следующие направления, по которым можно распорядиться средствами материнского капитала:

1)   улучшение жилищных условий;

2)   получение образования ребенком (детьми);

3)   формирование накопительной части пенсии для женщин.

4)       приобретение товаров и услуг, предназначенных для детей-инвалидов (При этом в первоначальной редакции Закона данного направления распоряжения материнским капиталом предусмотрено не было. Изменение было принято в 2015 году в связи с изданием Федерального закона от 28.11.2015 № 348-ФЗ.

Хочется отметить, что в судебной практике возникают сложности по поводу того, что относится к улучшению жилищных условий, особенно это касается приобретения долей в жилом помещении. Судебная практика по данному вопросу существенно отличается. При этом покупка доли в квартире или ином жилом помещении будет расценено как улучшение жилищных условий, в случае, когда размер доли позволяет выделить для проживания семьи изолированное жилое помещение. Однако не будет считаться улучшением жилищных условий приобретение жилья в доме признанном аварийным и подлежащим сносу или находящемся в непригодном для проживания состоянии и нуждающимся в капитальном ремонте.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона, допустимо направление средств капитала (полностью или частично) на образование любого своего ребенка (как родного, так и усыновленного), в том числе на того ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Закон устанавливает ограничение возраста до 25 лет.

На основании статьи 12 Закона, женщины имеют право направить средства капитала на формирование накопительной части своей страховой пенсии. Однако мужчинам данное право не было предоставлено[5]. Это связано с второстепенным правом мужчин на получение материнского капитала. При этом направление средств на формирование пенсии имеет недостатки, связанные с нестабильностью экономической ситуации в стране и соответственно возможностью потери денежных средств.

В связи с очень сложной демографической ситуацией в нашей стране, программа материнского капитала была продлена до продлена до 31 декабря 2018 года (изначально предполагалось, что данная программа будет завершена в конце 2016 года). В 2016 году размер материнского капитала составляет 453 026 рублей (первоначально сумма материнского капитала составляла 250 тысяч рублей).

Таким образом, за время существования данной меры поддержки, можно сделать вывод о его необходимости и эффективности. В настоящее время разрабатываются и реализуются дополнительные виды применения материнского капитала, что доказывает возможность его совершенствования как меры стабилизации демографической ситуации в России. К 2016 году участниками программы уже являются около 6,7 миллион российских семей, и данные показатели постоянно растут. С помощью законодательства о материнском (семейном) капитале повышается уровень социальной защиты семей с детьми.


1 О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей:федер.закон от .12.2006 № 256- ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. 3№ 1 (1 ч.). Ст. 19.

2   Братановская М.С. Организация государственной поддержки семей,имеющих детей, в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. № 5.С.11.

3 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 19.

4    Комментарий к Федеральному закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (постатейный). Мазуров А.В., Вакарев А.В. Частное право. 2007. [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5    Фиошин А.В. Материнский(семейный)капитал: некоторые особенности судебной практики //Российская юстиция .2013. № 1. С. 60-62

Список используемых источников Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федер.закон от .12.2006 № 256-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 19.

Литература:

1. Братановская М.С. Организация государственной поддержки семей, имеющих детей, в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. № 5.С.11.

2. Комментарий к Федеральному закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (постатейный). Мазуров А.В., Вакарев А.В. Частное право. 2007.

3. Фиошин А.В. Материнский (семейный) капитал: некоторые особенности судебной практики //Российская юстиция .2013. № 1. С. 60-62.