Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОТМЕНЫ «ЗАРПЛАТНОГО РАБСТВА»

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
29 января 2016г.

    Федеральным законом от 4 ноября 2014 года №333-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов» было закреплено право работника заменить кредитную организацию, в которую работодатель должен перечислять заработную плату. [1] Однако необходимо отметить, что Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) и ранее не содержал прямого запрета на изменение работником счета для перечисления зарплаты. [2] До внесения поправок в ч. 3 ст. 136 ТК РФ было предусмотрено следующее: заработная плата выплачивается, как правило, в месте выполнения работы или перечисляется на указанный сотрудником счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договором. Однако на практике сотрудников уже принятых на работу нередко ставили перед фактом, просто уведомляя о способе и месте получения заработной платы. Для вновь принимаемых на работу сотрудников данное условие включалось в трудовой договор.

     В новой редакции упомянутой статьи уточнено, что для перевода денежных средств необходимо уведомить работодателя в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней до даты их выплаты, определив в соответствующем заявлении кредитную организацию, а не счет в банке. Толкование вышеуказанных норм, позволяет прийти к выводу - работник в настоящий момент может выбирать не просто счет, в уже выбранном работодателем банке, а в целом саму кредитную организацию, функционирующую на выгодных для него условиях.

   Вышеуказанная новелла постепенно начинает апробироваться практикой, что позволяет выявить как положительные, так и отрицательные черты нововведения.

    До введения поправок в трудовое законодательство работодатели в основном заключали с определенным банком договор о реализации так называемого «зарплатного проекта» - генерального соглашения между банком и учреждением о перечислении в банк заработной платы сотрудников.[3] В рамках данного соглашения для всех работников открывались счета. При этом работодатель составлял, как правило, один реестр на перечисление заработной платы. Из этого следует, что если работник, воспользовавшись предоставленным правом, заменит кредитную организацию, то работодателю придется формировать несколько реестров. Но необходимо отметить, что сегодня бухгалтерские программы нередко предусматривают однократное введение новых реквизитов, которые впоследствии будут использоваться для перечисления заработной платы и составления реестров. Следовательно, существенных организационных сложностей у работодателей при переводе денежных средств возникнуть не должно.

   Представляется, что отмена «зарплатного рабства» имеет массу положительных черт,как для работника, так и для кредитных организаций.

   Во-первых, самостоятельно выбрав кредитную организацию, работник сможет осуществлять все необходимые ему финансовые операции в одном банке. Очевидно, что такое обслуживание выгодно как для банка, так и для клиента. Так банк получает все финансовые потоки клиента, а взамен предоставляет клиенту льготы, упрощенную процедуру кредитования.

   Во-вторых, определяя банк для хранения заработанных средств, работник начинает лучше ориентироваться в деятельности банковской системы, повышая тем самым собственную финансовую грамотность.

  И в-третьих, для того, чтобы привлечь клиента и заставить его написать соответствующее заявление в бухгалтерию, банкам-претендентам придется улучшать сервис, предлагать новые продукты и программы лояльности, повышать надежность и гибкость, укреплять репутацию. Помимо этого, если ранее кредитные организации привлекали внимание директоров организаций, то теперь они будут бороться за интересы частного лица.

    Помимо достоинств, введение новелл в ТК РФ, может привести и к негативным последствиям.

   Так, по оценке экспертов банка ―ВТБ-24―, обретенной свободой воспользуются немногие, поскольку нововведение может обернуться дополнительными затратами как для предприятия, так и для самого работника. В целом, организация зарплатного проекта позволяет снизить нагрузку на бухгалтерию предприятия - автоматизировать выплату зарплаты, сократить документооборот. В частности, в рамках зарплатного проекта выпуск и обслуживание карт происходят бесплатно для работника. Тогда как переход на индивидуальное перечисление по указанным реквизитам усложнит работу бухгалтерий предприятий и затруднит систему отслеживания своевременного поступления зарплаты сотрудникам вследствие различий в организации расчетов в банках. Причем и для работников, использующих индивидуальные, а не коллективные тарифы, стоимость обслуживания карт тоже возрастет, констатировали в ―ВТБ-24‖.

     Помимо вышеуказанного, существенной проблемой будет являться потеря заработной платы работника вследствие банкротства, выбранного банка. Работники ввиду финансовой неграмотности или недостаточной информированности, могут избирать кредитные организации, предоставляющие наиболее выгодные услуги, но не устойчивые в финансовом отношении.

    Существенным является вопрос возможности применения данного нововведения в деятельности бюджетных организаций. Руководствуясь положениями статьи 18 ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона для оказания отдельных финансовых услуг.[4] К которым помимо прочего относится открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам. Из вышеуказанного можно сделать вывод - возможность выбора «зарплатного банка» не распространяется на работников перечисленных органов – так как это отменяло бы процедуру проведения открытого конкурса или аукциона, что противоречит закону. Представляется следующее решение данной проблемы: необходимо ввести оговорку в Федеральный закон от 4 ноября 2014 года № 333-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов», что данная норма не распространяется на работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов. Исходя из того, что бюджетные организации не входят в вышеуказанный перечень, следует, что введение возможности самостоятельного выбора работником обслуживающей кредитной организации, не противоречит действующему законодательству.

    Таким образом, отмена «зарплатного рабства» в связи с принятием Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 333-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов» обладает как явными положительными, так и отрицательными характеристиками и только дальнейшее применение нововведения на практике, даст возможность объективно оценить его.

 

Список литературы

1.      Федеральный закон от 04.11.2014 г. № 333-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт информ. – правовой компании]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170488

2.      Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт информ. – правовой компании]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/tkrf

3.      Трошина С.М. Заработная плата – объект банковских правонарушений / С.М. Трошина // Административное право. – 2012. - № 1. С. 30-35.

4.      Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт  информ. - правовой компании]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163965