Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ ТЕЛЕМАТИЧЕСКИХ УСЛУГ СВЯЗИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2017г.

Сегодня Интернет все больше проникает в жизнь общества, практически во все ключевые сферы человеческой деятельности. Интернет стал одной из динамично растущих отраслей экономики в сегменте массовых коммуникаций многих стран. По данным исследования «Экономика Рунета»[1], онлайн-ритейл, электронные платежи, хостинг индустрия и облачные услуги SaaS в России растут минимум на 15–20% в год даже в ситуации стагнации экономики. При этом эксперты, участвовавшие в исследовании, отмечали, что влияние кризиса на Интернет-рынки на общем фоне пока незначительно. В ближайшие годы прогнозируется открытие множества новых доменных зон, которые дадут пользователям еще больше возможностей для самовыражения. Система DNS позволит создавать комфортную, надежную и хорошо управляемую технологическую среду для Интернет вещей, промышленности, транспорта, медицины, образования и т.д.[2] В Интернет вовлекается все большее количество участников из числа различных заинтересованных сторон. Так, количество пользователей в России в сети Интернет уже превышает 86 млн. человек. В этой связи по-новому встают вопросы управления Интернетом и правового регулирования в сфере оказания Интернет- услуг, особенно телематических услуг связи.

Предметом договора на оказание рассматриваемых услуг является осуществление исполнителем (оператором) определенной деятельности, связанной с предоставлением заказчику (абоненту) телематических услуг связи.

Телематические услуги связи -  это комплекс услуг, которые оператор представляет абонентам в части электронных коммуникаций с присвоением каждому из них кода идентификации (адреса). Сюда не входят услуги телефонной и телеграфной связи.

Договор об оказании телематических услуг связи предлагается квалифицировать в качестве непоименованного с применением к нему общих положений об обязательствах и договорах, а также главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) «Возмездное оказание услуг» по аналогии закона, поскольку в соответствии со статьей 779 ГК РФ предметом договора возмездного оказания услуг являются сами услуги, не имеющие материального результата, которые потребляются в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности.

Термин «телематическая связь» подразумевает использование только кибернетического пространства. Перечень телематических услуг связи в настоящее время определяется лицензионными условиями соответствующей лицензии. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерацииот 10 сентября 2007 г. № 575«Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» (далее – Правила оказания телематических услуг связи) в рамках лицензии на телематику предоставляются[3]:

1.                   Доступ к сети связи лицензиата. То есть,«предоставление доступа к сети передачи данных», определяемое как «совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети ПД в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи».

2.                   Доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет. Под ним Правилами оказания телематических услуг связи понимается обеспечение возможности приема и передачи телематических электронных сообщений (обмена телематическими электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной   сети.

3.                   Прием и передача телематических электронных сообщений. При этом под телематическим электронным сообщением понимается одно или несколько сообщений электросвязи, содержащих информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и абонентским терминалом.

Таким образом, доступ в Интернет, прием и передача телематических электронных сообщений является основным видом услуг в рамках предоставляемой лицензии. К основным областям применения телематики и телематических услуг связи в основном относят следующее:

–                    Интернет-сервисы: on-line-сервисы, поиск, доступ, редактирование информации;

–                    автомобильная электроника и системы управления;

–                    телефония: голосовая почта, IP-телефония, службы текстовых и мультимедийных сообщений (SMS, EMS, MMS);

–                    системы позиционирования: GPS, ГЛОНАСС, Galileo;

–                    медицина: дистанционная медицина, проведение операций, консультаций, устройства для оказания экстренной помощи;

–                    дистанционное образование: on-line-доступ к материалам учебных курсов, проведение on- line- лекций, семинаров, консультаций;

–                    корпоративные системы: коммуникационные системы для передачи голоса и данных, системы управления и поддержки принятия решений;

–                    промышленные системы: мониторинг и удаленное управление станками, промышленными роботами;

–                    роботехника: дистанционное манипулирования материальными объектами;

–                    нанороботы и нанотехнологии: управление сверхмалыми объектами.

Безусловно, это не исчерпывающий перечень телематических услуг. Количество телематических услуг ежегодно растет и уже составляет более двухсот различных наименований. Кроме того, оператор связи может оказывать не только телематические услуги связи, но и услуги, технологически неразрывно связанные с телематическими услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии. Например, оператор связи оказывает платные и бесплатные информационно-справочные услуги в целях предоставления абоненту и (или) пользователю информации, связанной с оказанием телематических услуг связи. Перечень бесплатных информационно- справочных услуг, предусмотренных пунктом 11 Правил оказания телематических услуг связи, не может быть сокращен. Перечень оказываемых платных информационно-справочных услуг и время их оказания определяются оператором самостоятельно.

Для оказания телематических услуг связи и комплекса связанных услуг оператор должен не только заключить с пользователем договор, к которому предъявляются в соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи определенные требования, но и предоставить пользователю:

–                    информацию, необходимую для заключения и исполнения договора;

–                    перечень услуг, технологически неразрывно связанных с телематическими услугами связи и направленных на повышение их потребительской ценности;

–                    перечень мест, где абонент и (или) пользователь могут в полном объеме ознакомиться с настоящими Правилами;

–                    описание мер, препятствующих распространению спама, вредоносного программного обеспечения и другой информации, запрещенной к распространению законодательством Российской Федерации.

Информация должна доводиться до сведения пользователя через средства массовой информации или систему информационно-справочного обслуживания на русском языке.

Договор об оказании телематических услуг связи заключается путем осуществления конклюдентных действий, предусмотренных статьей 158 ГК РФ или в письменной форме в двух экземплярах, один из которых вручается абоненту. Порядок осуществления конклюдентных действий, а также их перечень устанавливаются офертой. Оказание телематических услуг связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме. Сторонами договора, заключаемого в письменной форме, могут выступать гражданин, юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны. Правилами оказания телематических услуг связи, в том числе, регулируются вопросы.

–                    порядка и условий заключения и исполнения договора;

–                    формы и порядка расчетов;

–                    порядка и условия приостановления, изменения, прекращения и расторжения договора;

–                    порядка предъявления и рассмотрения претензий;

–                    ответственности сторон.

В настоящее время сфера оказания телематических услуг в основном регулируется Федеральным законом от 07.07.2003 г. № ФЗ-126 «О связи», Федерального законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Правилами оказания телематических услуг связи. Несмотря на  то, что на законодательном уровне закреплены такие понятия,  как абонент, абонентская линия, абонентский интерфейс, абонентский терминал, вредоносное программное обеспечение, карта оплаты, пользователь телематическими услугами связи, информационная система, информационно- телекоммуникационная сеть, предоставление доступа к информационным системам информационно- телекоммуникационной сети и др., Правила оказания телематических услуг связи не содержат перечня телематических услуг, позволяя в условиях бурного роста рынка услуг и информационных технологий толковать данные услуги расширительно и неоднозначно.

В этой связи возникает ряд проблемных зон правового характера, связанных с отнесением ряда Интернет-услуг к телематическим услугам, требующим лицензирования и регулируемых более жестко. В соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи для целей оказания телематических услуг связи оператор связи обеспечивает абоненту предоставление доступа к сети передачи данных, при этом действующее законодательство не оперирует определением и раскрытием сущности сети передачи данных.Например, такие службы как, What`sapp, Viber, Skype и т.д. без каких-либо договорных правоотношений выстраивают свои сервисы исходя из использования сетей связи операторов связи, при том, что по поводу данных правоотношений отсутствует понимание механизма правовой природы таковых, в том числе возникающих между оператором связи и правообладателями этих сервисов, между абонентом определенного оператора связи и опять же владельцем сервиса. При этом, зачастую, не соблюдается не только экономический баланс всех сторон, но и отсутствуют механизмы правовой защиты прав абонентов (например, при навязывании им определенных сервисов службами (рассылка рекламных сообщений, которую не могут контролировать операторы связи)).[4]

Актуальной является проблема в необходимости получения одновременно как минимум двух лицензий: на оказание телематических услуг связи и на оказание услуг связи по передаче данных.Обусловлено это тесной технологической взаимосвязью указанных услуг и отсутствием четких определений данных видов услуг. Помимо этого, для предоставления некоторых услуг посредством сети Интернет, таких как передача голосовой информации, передача мультимедийных ресурсов в виде телепередач требует получения дополнительных лицензий. В связи с этим для обеспечения большей прозрачности регулирования в указанной сфере целесообразно ввести единую лицензию в отношении всего спектра услуг, которые могут предоставляться Интернет-провайдером с использованием протоколов сети Интернет.[5]

В условиях глобализации сети Интернет возникает проблема  действительности договоров, заключенных российскими лицами с иностранными Интернет-провайдерами, которая возникает в силу положения пункт 3 статьи 158 ГК РФ о необходимости письменной формы всякой внешнеэкономической сделки. Поскольку далеко не все договоры, заключаемые в настоящее время в сети Интернет, могут удовлетворить достаточно жестким требованиям российского законодательства к письменной форме договора, целесообразно внесение изменений в действующее законодательство в целях адаптации указанной нормы к существующей практике договорных отношений в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 23 Правил оказания телематических услуг связи условия о цене, сроках и порядке оплаты являются существенными условиями договора с Интернет-провайдерами. Это ограничивает возможности участников договора изменять условия. Данные условия не должны признаваться существенными, соответствующее регулирование должно осуществляться диспозитивными нормами и предлагает изменения в действующее законодательство.


Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Интернет в России в 2015 году: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. – М., 2016.

1 По данным 9-й Российской Интерактивной Неделе (RIW 2016). http://www.aif.ru/society/web/internet- tehnologii_v_deystvii_razvitie_runeta_obsudili_na_riw_2016\

3Постановление Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 (ред. от 03.02.2016) «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» - справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4Кузнецова О.А. К аспектам о соотношении правового регулирования абонентских договоров об оказании телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных//Журнал «Современная наука» серия «Экономика и право».2016.№ 1.

5Савельев А.И. Гражданско-правовое регулирование договоров между клиентом и Интернет-провайдером в сети Интернет.URL: http://www.russianlaw.net/law/doc/a223.doc

Список литературы

 

1.                   Кузнецова О.А. К аспектам о соотношении правового регулирования абонентских договоров об оказании телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных//Журнал «Современная наука» серия «Экономика и право».2016.№ 1.

2.                   Савельев А.И. Гражданско-правовое регулирование договоров между клиентом и Интернет- провайдером в сети Интернет. URL: http://www.russianlaw.net/law/doc/a223.doc

3.                   Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Интернет в России в 2015 году: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. – М., 2016.