Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 февраля 2016г.

    В Российской Федерации (далее РФ) уже существует значительное количество субъектов со статусом юридического лица, но без определения организационно-правовой формы. Данные юридические лица, как правило, создаются государством для выполнения каких-либо функций, зачастую имеющих государственно- властный характер (например, ЦБ РФ или Академия наук РФ) и выполняющих публичные функции81. Новая организационно-правовая форма юридических лиц публично-правовые компании (государственные корпорации и государственные компании) выполняют отдельные функции государства с использованием государственного имущества, как и органы местного самоуправления.

    Суханов Е.А. полагает, что термин «юридическое лицо публичного права» носит условный характер. Из его буквального смысла следует, что речь идет об участниках не публичных, а гражданских правоотношений. Организации  становятся  самостоятельными участниками гражданского оборота, а не публичного права.  От «обычных юридических лиц они отличаются лишь тем, что возникли вне сферы гражданского права. Признание за ними самостоятельной правосубъектности имеет целью, прежде всего, предоставить им возможность участия именно в гражданских частных правоотношениях, поскольку для признания их участниками публично-правовых отношений статус юридического лица не требуется»82.

   Публично-правовые компании – новая организационно-правовая форма некоммерческих организаций (особая разновидность юридических лиц публичного права), введение которой породило множество спорных моментов еще на стадии обсуждения проекта ФЗ № 47538-6 «О внесении изменений в ГК РФ, отдельные акты РФ и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ»83.

    Минэкономразвития России было предложено переименовать некоторые из Госкорпараций в «публично- правовые компании», оформив их особый статус специальным федеральным законом, и включить этот новый вид юридических лиц в измененную редакцию ГК РФ. В настоящее время в России существует семь госкорпораций и одна госкомпания – «Автодор»84.

    В научной литературе выделяют следующие особенности государственной корпорации: 1) ее единственным учредителем может быть только государство. Добавим, что ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не могут создавать государственные (или муниципальные) корпорации; 2) членство в государственной корпорации исключено, так как это может нанести ущерб государству (в результате конфликта интересов) и затруднить достижение заявленных целей; 3) цели, для достижения которых создается государственная корпорация, не направлены на удовлетворение потребностей отдельных граждан или юридических лиц, а носят более масштабный характер - выполнение социальных или управленческих функций в интересах общества в целом или отдельной отрасли народного хозяйства. Необходимо отметить, что выполнение социальных функций - основа той идеи, для которой созданы государственные корпорации. В то же время государственная корпорация не орган государственной власти. Данная идея не отражена в системе органов исполнительной власти;  4) существует  особый порядок учреждения государственной корпорации - только федеральным законом; таким образом, государственная корпорация не может быть создана ни постановлением Правительства РФ, ни распорядительным документом органа отраслевого, ведомственного или регионального управления. Закон также выполняет функции учредительного документа; 5) государство может в отдельных случаях гарантировать некоторые обязательства государственной корпорации85.

    Согласно ст. 7.1 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О некоммерческих организациях» Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное  государственной корпорации РФ, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам государственной корпорации,  если законом,  предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

   Представляется, что государственные корпорации являются одним из видов публичных юридических лиц, наряду с государственными органами, а также Банком России, Счетной палатой и другими необходимыми структурами, регулирование которых невозможно восполнить только положениями о юридических лицах, содержащимися в  ГК РФ. Публичная  сущность государственных корпораций заключается, прежде  всего, в достижении поставленных государством задач.

    Следует обратить внимание на п. 6 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ от 5 мая 2014 года, согласно которому к Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по содействию   разработке,   производству   и   экспорту   высокотехнологичной   промышленной   продукции «Ростехнологии», Агентству по страхованию вкладов, Государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (в настоящее время прекратившее свое существование в связи с достижением цели и принятием закона о ликвидации данной корпорации), Государственной компании «Российские автомобильные дороги», а также к иным юридическим лицам, создаваемым РФ на основании специальных федеральных законов, положения ГК РФ о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице86.

   Согласно ст. 7.2 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О некоммерческих организациях» Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная РФ на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании ФЗ.

   Публично-правовой статус госкомпании обусловлен социально-экономической значимостью выполняемой ею обязательной функции по предоставлению государственных услуг в пользу неопределенного круга лиц87. Специфика госкомпаний как юридических лиц состоит, во-первых, в более узких направлениях деятельности (прежде всего оказание государственных услуг) и, во-вторых, в  использовании для  этого государственного имущества на основе доверительного управления.

     Вместе с тем, деятельность единственной госкомпании «Автодора» хотя и непосредственно связана с землями специального назначения (земли транспорта) не касается оказания государственных услуг. Попытка урегулировать сферу государственных услуг предпринята в 2014 г. посредством формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ88, которые не раскрывают понятие таких услуг89, а также не позволяют конкретизировать осуществляемые «Автодором» виды деятельности как оказание государственных услуг.


81 Гришаев С.П. Эволюция законодательства о юридических лицах // СПС КонсультантПлюс. 2015.

82 Суханов Е.А. О юридических лицах гражданского права // СПС «КонсультантПлюс».

83   Проект федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, отдельные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (не вступил в силу) // СПС Гарант// http://base.garant.ru/5762296/ (дата обращения 19.11.2015)

84   Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3582.

85 Романовская О.В. Правовой статус государственной корпорации «Росатом» // Гражданин и право. 2015. № 3. С. 31.

86 Гришаев С.П. Эволюция законодательства о юридических лицах // СПС КонсультантПлюс. 2015.

87 Ситдикова Л.Б. Публично-правовые образования в договоре возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 2009. № 2. С.31-34.

88 Ситдикова Л.Б. Сфера публичных услуг в гражданском обороте // Российская юстиция. 2015. № 4. С. 2-5.

89 Стародумова С.Ю. Обязательства по оказанию государственных услуг в земельно-имущественных отношениях // Актуальные проблемы российского законодательства. Сборник статей: Выпуск 10. М.: ФЦОЗ, РГСУ, 2015. С. 91-97.




 

Список литературы

1.     Гражданско-правовое   положение     некоммерческих     организаций    по     законодательству   Российской Федерации: Монография. – М.: Галлея-принт, 2016. – 132 с.

2.     Гришаев С.П. Эволюция законодательства о юридических лицах // СПС «КонсультантПлюс».

3.     Романовская О.В. Правовой статус государственной корпорации «Росатом» // Гражданин и право. 2015. № 3.

4.     Ситдикова Л.Б. Публично-правовые образования в договоре возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 2009. № 2. С.31-34.

5.     Ситдикова Л.Б. Сфера публичных услуг в гражданском обороте // Российская юстиция. 2015. № 4. С. 2-5.

6.     Стародумова С.Ю. Обязательства по оказанию государственных услуг в земельно-имущественных отношениях // Актуальные проблемы российского законодательства. Сборник статей: Выпуск 10. М.: ФЦОЗ, РГСУ, 2015. С. 91-97.

7.     Суханов Е.А. О юридических лицах гражданского права // СПС «КонсультантПлюс».