Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ВИДАХ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 февраля 2016г.

      Одним из наиболее распространенных средств индивидуализации товаров и услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является товарный знак (знак обслуживания) (далее – товарный знак). На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный Роспатентом, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. В порядке  статьи  1482  ГК  РФ  в  качестве  товарных  знаков  могут  быть  зарегистрированы  словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Как видно из указанной статьи закон не содержит исчерпывающего перечня видов товарных знаков. Очевидно это обусловлено имплементацией международных правовых норм в российское право, так в частности согласно ст. 6 quinquies(А) Парижской конвенции каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в других странах Союза и охраняется таким, как он есть, с оговорками, указанными в данной статье. Отсутствие расширительного толкования видов товарных знаков в статье 1482 ГК затрудняло бы реализацию права на регистрацию товарного в порядке ст. 6 quinquies Парижской конвенции и соответственно ограничивало бы возможность использования конвенционного приоритета. Положение о видах товарных знаков конкретизировано п. 32 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482, в котором предпринята попытка определить возможные для регистрации на территории Российской Федерации виды товарных знаков. Кроме указанных в статье 1482 ГК РФ видов товарных знаков указанный Приказ в пункте 32 указывает, что к другим обозначениям, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, относятся звуковые, световые, изменяющиеся, голографические, осязательные, позиционные, обонятельные, вкусовые, обозначения, состоящие исключительно из одного или нескольких цветов.

   По мнению исследователей самыми популярными и обладающими наибольшей различительной способностью являются словесные товарные знаки,41 поскольку данные обозначения позволяют воспринимать их как визуально, так и на слух, что делает их максимально доступными для потребителей товаров и услуг, для индивидуализации которых они зарегистрированы, что наиболее продуктивно способствует их продвижению в том числе посредством Интернет-услуг42, а также рекламы43. К словесным обозначениям относятся слова, в том числе оригинальные (неологизмы), сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения (так называемые девизы, слоганы) а также их сочетания. Слова могут быть написаны кириллицей, латынью, на других языках.

     Не менее популярными наряду со словесными товарными знаками являются изобразительные обозначения, к которым относятся изображения на плоскости живых существ, предметов, природных и иных объектов, композиции линий, пятен, любых фигур. Данные обозначения могут быть натуралистическими, стилизованными, карикатурными и иными. Натуралистические изображения различных предметов встречаются в товарных знаках реже, чем стилизованные, поскольку товарные знаки должны обладать различительной способностью, что более достижимо, если речь идет о графическом образе, отражающем в определенной степени подобие определенным реальным объектам.

 

41  См., например: Ситдикова Л.Б. Нормативно-правовое и договорное регулирование отношений на возмездное оказание информационных услуг – М.: ИГ «Юрист», 2007. С.52.

42  Volkova M.A., Sitdikova L.B., Starodumova S.J., Shilovskaya A.L. Legal Problems of the Information Services Implementation in Russian Civil Law // Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 6.С. 273–281; Sitdikova L.B., Shilovskaya A.L., Volkova M.A., Lenkovskaya R. R., Stepanova N.A. Legal regulation and copyright protection in Internet in Russia and abroad // Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome-Italy. Vol 6, No 6 November 2015. P 163-169.

43   См, например: Волкова М.А. Договорные отношения в рекламной деятельности / в сборнике Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции. – Волгоград, 2015. С.34-36; Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С.154-161.


   Законодательство не содержит запретов на регистрацию в качестве товарных знаков изображений физических лиц, при этом в порядке подп.2 п.9 ст. 1483 ГК РФ не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение, тождественное портрету лица, известного в Российской Федерации на дату подачи заявки без его согласия или согласия его наследника. Кроме того, следует отметить, что в порядке ст. 152.1 ГК РФ охраняющей изображения гражданина согласие на регистрацию товарного знака, тождественного изображению физического лица целесообразно испрашивать до даты подачи заявки на регистрацию данного товарного знака у любого гражданина, изображение которого при этом используется.

    К объемным обозначениям относятся трехмерные (по длине, высоте и ширине) объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении, которые могут представлять собой форму товара или его части, форму упаковки товара, форму, не связанную с товаром. Объемный товарный знак представляет собой изображение формы изделия или его упаковки и может быть представлено на регистрацию как схематическое, фотографическое или выполненное в графическом редакторе операционных систем в электронно- цифровой форме трехмерное изображение44. Так, объемным товарным знаком может быть оригинальная форма флакона для духов, коробки для конфет или бутылки для каких-либо напитков. Данное изображение, чтобы быть охраноспособным, должно обладать различительной способностью и быть оригинальным.

   Гражданский кодекс не исключает возможность регистрировать объемное изображение как в качестве товарного знака, так и в качестве промышленного образца. Однако в порядке подп. 3 п.9 ст. 1483 соответствующая регистрация запрещается в случае, если на регистрацию в качестве товарного знака заявлено изображение, тождественное промышленному образцу, права на который возникли у других лиц ранее даты приоритета товарного знака. При этом не допускается государственная регистрация в качестве товарного знака обозначения, представляющего собой форму товара, которая определяется исключительно или главным образом свойством или назначением товара45.

    В России в отличие от европейских стран пока еще не получили достаточной распространенности такие виды товарных знаков как звуковые, световые, изменяющиеся, голографические, осязательные, позиционные, обонятельные, вкусовые, обозначения, состоящие исключительно из одного или нескольких цветов46.В качестве звуковых обозначений могут быть зарегистрированы музыкальные произведения, звуки, и встречающиеся в природе, и электронные звуки. Примеры звуковых обозначений - трели соловья, лай собаки, шум моря, звук открываемой бутылки шампанского. Если звук указывает на функциональное назначение товара, то он не будет обладать различительной способностью. В качестве обонятельных знаков могут регистрироваться запахи, товара, например парфюмерных изделий или его упаковки.

    Таким образом, вышеперечисленные виды товарных знаков очевидно не единственно возможные для представления на регистрацию в условиях современного развития правовой системы и экономических правоотношений. Очевидно, что правоприменительная практика позволит выявить и иные возможные и невозможные виды товарных знаков. В связи с чем, следует отметить, что вопрос о видах товарных знаков имеет как теоретическое, так и практическое значение, поскольку позволяет внести ясность и определить логику обоснования решения правоприменителя при возникновении спорных ситуаций, связанных с регистрацией тех или иных видов обозначений в качестве товарных знаков.


44   Кузахметова С.Е. Приобретение различной способности обозначения как основания регистрации товарного знака // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 10. С.43-50.

45   Гриднева О.В. Регистрация товарного знака как один из видов юридических услуг // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С.31-38.

46   Золотарева А.Е. Анализ деятельности суда по интеллектуальным правам // Актуальные проблемы российского законодательства. 2014. № 8. С. 39-46.


Список литературы

1.     Волкова М.А. Договорные отношения в рекламной деятельности / в сборнике Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции. – Волгоград, 2015. С.34-36.

2.     Гриднева О.В. Регистрация товарного знака как один из видов юридических услуг // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С.31-38.

3.     Золотарева А.Е. Анализ деятельности суда по интеллектуальным правам // Актуальные проблемы российского законодательства. 2014. № 8. С. 39-46.

4.     Кузахметова  С.Е.  Приобретение  различной  способности  обозначения  как  основания  регистрации товарного знака // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 10. С.43-50.

5.     Ситдикова Л.Б. Нормативно-правовое и договорное регулирование отношений на возмездное оказание информационных услуг – М.: ИГ «Юрист», 2007. С.52.

6.     Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С.154-161.

7.     Volkova M.A., Sitdikova L.B., Starodumova S.J., Shilovskaya A.L. Legal Problems of the Information Services Implementation in Russian Civil Law // Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 6. С. 273–281.

8.     Sitdikova L.B., Shilovskaya A.L., Volkova M.A., Lenkovskaya R. R., Stepanova N.A. Legal regulation and copyright protection in Internet in Russia and abroad // Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome-Italy. Vol 6, No 6 November 2015. P 163-169.