Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
31 января 2017г.

Конституционное правосудие как форма судопроизводства и вид конституционного контроля, является важнейшей гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

При этом ключевая роль в проверке конституционности международных договоров, законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации.

В настоящее время, на Конституционный Суд РФ возложено достаточно много полномочий как связанных с конституционным контролем (проверка конституционности нормативных правовых  актов, разрешение  споров  о  компетенции  между  государственными  органами,  решение  о  соответствии Конституции РФ вопроса выносимого на общенациональный референдум и др.), так и не относящихся к нему (толкование Конституции РФ, участие в законотворческой деятельности, международное сотрудничество и т.д.) [10].

Следует отметить, что роль и значение Конституционного Суда РФ в системе российской государственной власти с каждым годом только возрастает, а это требует от судей тщательной, объективной и беспристрастной работы на всех стадиях конституционного судопроизводства.

Как отмечает Председатель Конституционного Суда В. Д. Зорькин: «Конституционный Суд – высшая инстанция страны в спорах о праве. Но он не может подменять другие ветви и органы власти. …в основе решений Конституционного Суда всегда лежит поиск необходимого и возможного баланса конституционных ценностей, адекватного конкретным историческим условиям жизни страны. Нам предстоит трудная эпоха множащихся и растущих вызовов. Но я убежден, что наш Конституционный Суд достиг той степени зрелости и рабочего опыта, которые позволят ему адекватно отвечать на эти вызовы» [8].

Вместе с тем, рассуждая о значении Конституционного Суда РФ в системе власти и общества, безусловно, хочется остановиться на тенденциях и перспективах конституционного правосудия в России.

Когда мы ведем речь о тенденциях и перспективах развития, то сразу представляется движение вперед, в будущее. Начинают формироваться мысли о чем-то недостижимом, долгосрочном, высоком и всеми ожидаемом явлении. Поэтому, по мнению автора, Конституционный Суд РФ, пройдя нелегкий путь своего становления, продолжает развитие и дальнейшее совершенствование юридической деятельности.

Анализируя исторический опыт работы Конституционного Суда РФ, неизбежно приходим к мысли о том, что зависимость органов конституционной юстиции от исполнительных и законодательных органов государственной власти, несомненно, приведет  к отсутствию реальных, действенных и продуктивных механизмов реализации конституционных прав российских граждан, верховенства Конституции Российской Федерации, а так же защиты конституционного  строя. Так, в частности, 7 октября 1993 года мы уже сталкивались с такой ситуацией, когда органы конституционного контроля вовлекались в «политическую игру», а при желании отказаться от участия в ней, их деятельность просто напросто приостанавливалась [3].

Объективно было бы извлечь из этого определенные уроки, ведь, когда независимость Конституционного суда была обеспечена только Конституцией РФ, по сути, он оказался беззащитным. Следовательно, разумным было бы на законодательном уровне закрепить перечень гарантий независимости Конституционного Суда. Однако, сделать это надо не в виде какого-либо декларативного акта, а законодательно закрепить эффективный механизм защиты Конституционного Суда от всякого рода посягательств и вмешательства в его деятельность со стороны иных органов государственной власти, вовлечения в «политические интрижки».

Также, считаем целесообразным пересмотреть порядок формирования Конституционного Суда РФ, а именно - исключить участие Президента Российской Федерации из процедуры назначения судей, а указанное полномочие передать исключительную компетенцию Федерального Собрания РФ.

Кроме того, автор согласна с К.Н. Евдокимовым, Н.Н. Таскаевым и другими учеными [3, 4, 11], что для совершенствования деятельности Конституционного Суда РФ необходимо введение конституционно- процессуального кодекса РФ.

По нашему мнению, в указанном кодифицированном законодательном акте следует детально и подробно прописать все стадии и процедуры конституционного судопроизводства, права и обязанности сторон, участников конституционного процесса, в т.ч. Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, а также органов и должностных лиц местного самоуправления, не наделенных правом обращения в Конституционный Суд РФ [2, 3, 4].

Также мы поддерживаем позицию К.Н. Евдокимова и других авторов [1, 5, 6, 7, 11], что эффективная деятельность Конституционного Суда РФ способствует предупреждению преступности и укреплению законности в Российской Федерации, выступает необходимым условием для защиты современных прав человека (информационных, экологических, социально-технических и др.) от новых видов преступных и противоправных посягательств (компьютерная преступность, коррупция, организованная преступность, международная (транснациональная) преступность и т.д.).

Завершить свою статью хотелось словами действующего председателя  Правительства РФ Д.А. Медведева: « Деятельность Конституционного Суда как официального толкователя, как защитника Конституции заслужила уважение и признание в российском обществе – это очевидный и состоявшийся факт. Невозможно переоценить роль Суда в укреплении демократического государства и формировании единого  правового  пространства,  что  для  нашего  сложного  федеративного  государства  также исключительно важно. Его решения определяют уровень отечественной конституционной юстиции, влияют на общее развитие права в нашей стране, способствуют совершенствованию судебной системы нашего государства» [9].

 

Список литературы

 

1.     Агапов П. В., Амирбеков К. И., Боголюбова Т. А., Диканова Т. А., Капинус О. С., Меркурьев В. В., Ображиев К. В., Павлинов А. В., Расторопов С. В., Скляров С. В., Андреев Б. В., Бажанов С. В., Евдокимов К. Н., Жубрин Р. В., Ларьков А. Н., Раскина Т. В., Соколов Д. А., Степанов О. А. Криминология. Общая часть. Учебник / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 303 с.

2.     Деревскова В. М., Евдокимов К. Н., Ефимова Ю. С., Кузьмин И. А., Куликов М. Ю., Любушкина В. П., Онохова В. В., Романов Д. И. Муниципальное право России. Иркутск, 2014. 327 с.

3.     Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2010. - 592 с.

4.     Евдокимов К.Н., Таскаев Н.Н. К вопросу о совершенствовании Конституции РФ в контексте развития современного российского общества и деятельности органов прокуратуры // 20 лет Конституции России: актуальные проблемы развития правового государства Иркутск, 2014. С. 85-90.

5.     Евдокимов К.Н. Структура и состояние компьютерной преступности в Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 1 (35). С. 86-94.

6.     Евдокимов К. Н., Нагуслаев А. Т. Актуальные проблемы противодействия информационным правонарушениям в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект. В сборнике: Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. В. Кешикова. 2015. С. 69-75.

7.     Евдокимов К. Н. О конституционно-правовых гарантиях информационных прав и свобод человека и гражданина // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 3. С. 106-109.

8.     Зорькин В.Д.  Конституционный Суд в контексте  новой России [Электронный ресурс]. – URL:http://www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=51 (Дата обращения 19.12.2016).

9.     Медведев: Конституционный суд - это прививка от тоталитарных привычек [Электронный ресурс].– URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=613067 (Дата обращения 19.12.2016).

10. «О Конституционном Суде Российской Федерации»: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ // Собрание Законодательства РФ. - 1994.- № 13. - Ст. 1447.

11.                          Юрковский А. В., Деревскова В. М., Евдокимов К. Н., Кузьмин И. А., Куликов М. Ю., Онохова В. В., Праскова С. В., Суркова И. С., Тирских М. Г., Шаламова А. Н. Конституционное право: учебное пособие / Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ. Иркутск, 2015. 611 с.