Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2018г.

Институт омбудсмена возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция (XIII век). Стоит заметить, что со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». По мере перехода к конституционной монархии, омбудсмен стал осуществлять надзор за администрацией от имени парламента, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 г.

Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.

Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее – РФ) – одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Правовая основа института омбудсмена в России была заложена в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г., а затем в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Так, статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, а статья 103 наделяет Государственную Думу РФ правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека [1].

Следующим шагом в укреплении российского института омбудсменов стало принятие федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», вступившего в юридическую силу 4 марта 1997 года.

По мнению профессора М. В. Баглая, уполномоченный по правам человека, который является своеобразным аналогом омбудсмена в ряде государств, по замыслу создателей Конституции РФ 1993 г., призван стоять на страже прав и свобод человека, содействовать претворению в жизнь конституционных гарантий» [2, c. 97].

Кроме омбудсмена по правам человека, в нашей стране существует Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка (Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка) как омбудсмен, который А. В. Колосов называет «новый институт несудебной защиты прав ребёнка» [9].

Между тем, как справедливо отмечает О. А. Бондаренко, для эффективной реализации конституционных прав и свобод ребенка необходимо активное взаимодействие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества [3, c. 10].

Учитывая закрепленное в ст. 1 Конституции РФ стремление России к правовому государству (с развитым гражданским обществом), Президентом РФ было инициировано создание Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ, что регламентируется Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей», а также Федеральным законом 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

Стоит отметить, что данный институт уполномоченного создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Потребность в нем продиктована тем, что зачастую субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить нарушения их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Рассмотренные виды омбудсменов в России действуют не только на федеральном уровне, опираясь на свой аппарат, но и в субъектах РФ. Общая деятельность координируется федеральным омбудсменом в рамках его полномочий, и в результате такой масштабной работы в сфере защиты прав человека, ребёнка, предпринимателей, каждый из перечисленных получает более значимую защиту от воздействия неправомерных действий физических и юридических лиц, органов местного самоуправления, государственных органов и должностных лиц.

Резюмируя прогрессивное развитие института омбудсменов и их деятельности в России, стоит заметить такие позитивные аспекты, как осуществление совершенствования законодательной базы в различных сферах жизни общества, восстановление нарушенных прав физических и юридических лиц, предупреждение таких нарушений, ограничение государственного вмешательства и давления на правоотношения, возникающие в конкретных ситуациях. А также негативные аспекты: недостаточное правовое обеспечение деятельности института омбудсмена в России (отсутствие Федерального закона, регламентирующего деятельность, полномочия Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка), отсутствие необходимой координации деятельности между уполномоченными и органами государства.

На наш взгляд, учитывая преобладание позитивных аспектов в деятельности института омбудсменов Российской Федерации, необходимо развивать данный институт и далее. Мы согласны с К.Н. Евдокимовым, А.Т. Нагуслаевым, П.А. Сагановым, Н.Н. Таскаевым, что в настоящее время требуют дополнительных гарантий информационные права и свободы российских граждан, особенно молодежи и несовершеннолетних, что связано с тотальной информатизацией современного общества и широким распространением социальных информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», ростом компьютерной преступности, игромании, экстремизма, ксенофобии и т.д. [4, 5, 6]. Поэтому деятельность института омбудсменов может стать эффективным средством противодействия информационным правонарушениям, предупреждения и защиты информационных прав человека в Российской Федерации.

Автор также солидарен с позицией ученых [7, 8, 10], считающих целесообразным введение в России должности уполномоченных по правам национальных меньшинств, правам мигрантов, защите прав местного самоуправления, в сфере экологии, здравоохранения и др., а также их тесному взаимодействию с органами прокуратуры, которые выполняют правозащитную функцию и участвуют в разработке, принятии, издании правовых актов в сфере соблюдения законных интересов граждан [10, 11].

 

Список литературы

 

1.                       Конституция Российской Федерации : принята 12 дек. 1993 г. : [в ред. от 05 февр. 2014 г. №  2-ФКЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 9 (3 марта). Ст. 851.

2.                       Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. – 8-е изд., изм. и доп. – М. : Норма, 2009. – 800 с.

3.                       Бондаренко, О. А. Реализация конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / О. А. Бондаренко. – Челябинск, 2012. – 26 с.

4.                       Евдокимов К.Н., Таскаев Н.Н. Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: уголовно-правовые и криминологические аспекты // Обеспечение национальной безопасности России в современном мире материалы международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Байкальский государственный университет. Иркутск, 2016. С. 66-74.

5.                       Евдокимов К.Н., Нагуслаев А.Т. Актуальные проблемы противодействия информационным правонарушениям в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы : Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. В. Кешикова. 2015. С. 69-75.

6.                       Евдокимов К.Н., Саганов П.Н. Актуальные вопросы взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений в обеспечении национальной безопасности России от современных киберугроз // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы : Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. В. Кешикова. 2015. С. 75-81.

7.                       Евдокимов К.Н., Осипова А.В. Особенности выявления «врачебных ошибок» в муниципальных учреждениях здравоохранения // Правовое поле современной экономики. 2016. № 7. С. 121-125.

8.                       Евдокимов К.Н., Чигвинцев И.А. Исполнение законодательства об отходах производства и потребления и полномочия органов местного самоуправления // Мир политики и социологии. 2016. № 10. С. 117-119.

9.                       Колосов, А. В. О правовых основах деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка / А. В. Колосов // Сибирский юридический вестник. – 2012.– № 1. – С. 4.

10.                    Юрковский А.В. Конституционное право: учебное пособие / Юрковский А.В., Деревскова В.М., Евдокимов К.Н., Кузьмин И.А., Куликов М.Ю., Онохова В.В., Праскова С.В., Суркова И.С., Тирских М.Г., Шаламова А.Н. - Иркутск, 2015. 611 с.

11.                    Юрковский А.В. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: учебное пособие / Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Любушкина В.П. - Иркутск, 2014. 239 с.