Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РФ

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2017г.

Для эффективного развития любой отрасли рыночного хозяйства, в том числе и страховой, необходима соответствующая ему правовая основа.

Правовая база по страхованию имеет комплексный характер и включает в себя законы, регулирующие страховую деятельность, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции Центрального Банка РФ. Нормы, регулирующие страхование, могут создаваться только на федеральном уровне и не могут устанавливаться на уровне регионов.

Можно разделить все нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения, на нормативные акты, адресованные всем участникам страховых отношений, и нормативные акты, адресованные только страховщикам и регламентирующие их деятельность. К общим нормативным источникам страхового права относится, прежде всего, Гражданский кодекс РФ.

Страхование как сфера профессиональной деятельности достаточно полно регулируется рядом глав Гражданского кодекса РФ, прежде всего главой 48 «Страхование», а также статьями глав 3,4,7,9- 29,34,37,42,44,45,49,52.

Важнейшим для страхования законодательным актом является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. № 4015-I (далее – Закон о страховании)[2]. Он регулирует отношения между лицами, занимающимися различными видами деятельности в сфере страхового дела или участвующими в них, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

В случаях, предусмотренных Законом о страховании, федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции могут принимать нормативные акты, которые являются составной частью страхового законодательства. Действие Закона распространяется на отношения по обязательному страхованию в части установления правовых основ регулирования указанных отношений. Действие Закона не распространяется на отношения по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках и страхованию экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, осуществляемому государственной корпорацией, имеющей право на осуществление такой деятельности, предоставленное федеральным законом, на основании которого она создана.

К специальным нормативным актам по страхованию относятся: Законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты и другие документы, непосредственно регулирующие страховые отношения при страховой сделке.

Кроме ГК РФ и Закона о страховании существует много различных нормативных актов по конкретным видам страхования. Например, Кодекс торгового мореплавания, в котором целая глава XV посвящена морскому страхованию. Издано большое количество нормативных актов о различных видах обязательного страхования.

С другой стороны, лишь небольшое количество специальных нормативных актов регулирует поведение всех участников страховых отношений. Таким является, например, Закон о медицинском страховании[4]. Но большинство специальных актов регулирует поведение либо только страховщиков – это акты, издаваемые страховым надзором, либо только страхователей – это акты об обязательном страховании.

В силу п. 2 ст. 3 ГК РФ по отношению к этим актам, в том числе и федеральным законам, статьи Кодекса пользуются приоритетом.

Однако из этого правила в гл. 48 установлено исключение из п. 2 ст. 3. Прежде всего, речь идет о законах, указанных в ст. 970 ГК РФ, т.е. законы, регулирующие предусмотренные в ней отношения (страхование иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, морское страхование, медицинское страхование, страхование банковских вкладов и страхование пенсий), в иерархии источников страхового права стоят впереди норм ГК РФ. Соответственно, ст. 970 устанавливает, что к перечисленным в ней отношениям правила, предусмотренные гл. 48 ГК РФ, применяются "постольку, поскольку законами об этих видах страхования не установлено иное". При этом речь идет в равной мере как о специальных законах, посвященных соответствующим разновидностям страхования, так и о более общих законах.[3, С. 15]

Правительство в пределах своей компетенции утверждает изменения в условиях обязательного страхования. Министерство финансов Российской Федерации издает ведомственные нормативные акты, цель которых – регулирование внутренней финансовой деятельности страховщиков для обеспечения требований Закона о страховании и Гражданского кодекса РФ.

Другие министерства в пределах своей компетенции также издают нормативные акты по страхованию, главным образом методического характера.

Нормативные акты Центрального банка России также оказывают непосредственное влияние на деятельность страховых компаний в  части установления ставки рефинансирования и правил открытия счетов в учреждениях банков.

Налогообложение страховщиков, как и других хозяйствующих субъектов, регулируется в части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Тем не менее, несмотря на всю иерархию нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере страхового дела, между ними существуют значительные проблемы противоречия друг другу. Так, например, нормы Гражданского кодекса РФ противоречат нормам Закона о страховании. Хотелось бы указать наиболее явные противоречия такие, как:

-     в данном Законе иначе регулируется такое существенное условие договора страхования имущества (согласно подп. 1 п.1 ст. 942 ГК РФ это страхуемое имущество, в силу подп. 1 п.1 ст. 4 Закона о страховании

– имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом);

-      ГК РФ устанавливает право страховщика при расчете величины страховой  премии применять разработанные им тарифы, в то время как Закон о страховании (абз. 2 п. 2 ст. 11) требует в обязательном порядке согласовывать в договоре страхования страховой тариф, фактически под угрозой признания договора незаключенным;

-    Закон о страховании не допускает в принципе превышения размера страховой суммы над страховой стоимостью по договорам страхования имущества (п. 2 ст. 10), а это означает, что в случае такого превышения весь договор становится ничтожным как противоречащий императивной норме закона, тогда как согласно п. 2 ст. 947 Кодекса договоры страхования имущества и предпринимательского рынка могут предусматривать превышение размера страховой суммы над страховой стоимостью, но, такой договор в этой части ничтожен (абз. 1 п. 1 ст. 951);

-    пункт 3 ст. 943 ГК РФ предоставляет участникам страховой сделки  право при заключении договора страхования вносить изменения в стандартные правила страхования, дополнять их новыми положениями или исключать некоторые из них. Пункт 3 ст. 3 Закона о страховании вводит жесткое требование, в соответствии с которым добровольное страхование должно осуществляться на основании договора страхования и стандартных правил страхования.

Можно продолжить перечисление примеров несоответствия законодательных актов, но и этого уже достаточно, чтобы подтвердить одну из основных проблем страхового дела, которые будут рассмотрены ниже – пробелы законодательства.

В отечественной цивилистической доктрине единого подхода к проблеме соотношения норм ГК РФ и положений иных федеральных законов, регулирующих страховые отношения, нет. Многие ученые активно поддерживают идею преимущества норм ГК РФ над нормами других законодательных актов, которые содержат положения, регулирующие гражданские правоотношения.

Итак, страховая деятельность в нашей стране регулируется основополагающими законодательными актами – Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Принятые в период становления страхового рынка, они в настоящее время требуют некоторой адаптации к изменениям, произошедшим за этот период в жизни страны, к обозначившемуся росту экономических показателей.[1, С. 34.]

За последние годы произошли большие перемены для страхового рынка: полномочия по регулированию рынка были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам, продолжилась реализация закона об обязательном медицинском страховании, страховании опасных производственных объектов. Однако реализация некоторых законов далека от идеала, так считают большинство страховщиков.

 

Список литературы

 

1.        Балакирева В.Ю. Совершенствование российского законодательства о страховании // Финансы. 2007. № 6. - С. 34-38.

2.        Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 03.07.2016) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета, №6, 12.01.1993.

3.        Смирнова М.Б. Страховое право: учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2007. – 320 c.

4.        Федеральный  закон  от  29.11.2010  №  326-ФЗ  (ред.  от  03.07.2016)  «Об  обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета, № 274, 03.12.2010.