Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И ПРЕСЕЧЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ, КОНТРАФАКТНЫХ, НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ И НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2017г.

Одной из главных целей государства, а также деятельности правоохранительных органов является защита прав и свобод человека, его жизни и здоровья. В частности, ст. 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое также подразумевает обеспечение граждан надлежащими лекарственными средствами.

Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности РФ» устанавливается, что развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, в том числе за счет совершенствование вертикальной системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» ставит перед собой одной из целей - обеспечение граждан Российской Федерации эффективными и безопасными лекарственными препаратами, и медицинскими изделиями. Средством реализации данной цели является предупреждение обращения на территории страны фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных лекарственных средств, и медицинских изделий.

Между тем, только за первое полугодие 2016 года Росздравнадзором было изъято из обращения 247 серий фармацевтических препаратов отечественного и импортного производства (230 недоброкачественных, 15 контрафактных и 2 фальсифицированных) [7].

Точных статистических данных о доли поддельных лекарственных средств на российском рынке нет, в связи с этим информация в различных источниках может разительно отличаться. Так по данным Министерства здравоохранения, фальсифицируют не более 0,2% лекарств, по сведения Росздравнадзора количество фальсифицированных лекарственных средств составляет 0,4%, представители Высшей школы экономики оценивают эту долю в 7%, Всемирная организация Здравоохранения (ВОЗ) — в 12%, а независимые эксперты дают оценки от 20 до 60%. Также статистические данные показывают, что примерно 60-70% поддельных лекарств производится в России, 10% поступают из стран СНГ и Балтии, а 30-50% приходится на страны Юго-Восточной Азии. Ряд экспертов считают, что Россия вместе с Китаем стоят на первом месте по производству и теневому обороту поддельных лекарственных средств, обогнав Индию, Бразилию и Турцию, которые долгое время считались основными производителями и одновременно потребителями лекарственных «фальшивок» [2].

В ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» указывается, что фальсифицированное лекарственное средство - лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе; контрафактное лекарственное средство - лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства; недоброкачественное лекарственное средство - лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа.

В соответствии со ст. 57 вышеуказанного закона продажа фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств запрещается. На основании приказа Министерства здравоохранения от 15.12.2002 № 382 данные лекарственные средства изымаются из оборота и подлежат уничтожению.

В связи с ростом распространения фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств в России, законодатель с 31 декабря 2014 г. ужесточил ответственность за обращение данных препаратов и ввел новые статьи в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).

В частности, в УК РФ были введены новые составы преступлений (ст. ст. 235.1, 238.1, 327.2 УК), предусматривающие уголовное наказание за преступные деяния в сфере незаконного оборота медицинских изделий и лекарственных средств - до 8 лет лишения свободы, а за деяния, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц - лишение свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей (ч. 3 ст. 238.1 УК РФ).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен ст. 6.33 – обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок. Данный состав правонарушения предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до шестисот тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, следует отметить, что законодатель принял правовые меры по ужесточению ответственности за оборот фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств. Однако юридическая практика показывает, что при доказывании факта незаконного обращения лекарственных средств возникают множество обстоятельств, не позволяющих привлечь виновных к административной или уголовной ответственности.

Поэтому автор поддерживает позицию ученых [3, 4, 8] считающих, что преступление (правонарушение) эффективнее предупредить, устранив соответствующие причины и условия для его совершения, чем бороться с наступившими общественно опасными (вредными) последствиями.

С учетом вышесказанного, автор предлагает следующие меры для предупреждения и пресечения оборота фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств в Российской Федерации:

1.     Принять федеральный закон в области производства, контроля и сбыта лекарственных средств, предоставляющий возможность правоохранительным органам более активно противодействовать незаконному обороту медицинских препаратов.

2.     Наладить надлежащий контроль за качеством лекарственных средств, в т.ч., чтобы каждый реализуемый на фармацевтическом рынке продукт проходил полную сертификацию по всем показателям.

3.     Ужесточить порядок выдачи лицензий юридическим лицам и предпринимателям, занимающихся производством и реализацией фармацевтической продукции.

4.     Усилить информирование и правовое просвещение населения в сфере оборота лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок.

Согласно сведениям Росздравнадзора Российской Федерации, поддельные лекарственные средства можно отличить по следующим признакам:  нарушение целостности упаковки, отсутствие на упаковке сведений о производителе, несоответствие указанного в инструкции цвета лекарственного средства, нарушение требований прозрачности, несоответствие описания и содержимого, несоответствие массы и объема сведениям, указанным на упаковке. Для проверки качества лекарственных средств любой гражданин может воспользоваться сайтом www.roszdravnadzor.ru [6].

5.     Ужесточить административную ответственность юридических лиц за незаконное производство и распространение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных, незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок.

Мы согласны с К.Н. Евдокимовым и другими учеными [5, 9], что в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения причиняющего вред жизни и здоровью людей, следует не только приостановить его деятельность, но и предусмотреть в качестве наказания его полную ликвидацию, дополнив тем самым ч.1 ст. 3.2 КоАП РФ новым видом наказания - «ликвидация юридического лица».

Также, по мнению автора, следует обратить самое пристальное внимание на аптеки в сети «Интернет», т.к. большинство из них не имеют не только лицензии, но и юридического адреса, по которому потребители могли бы обратиться со своими претензиями.

Так, специалисты отмечают, что наибольший риск покупки поддельного лекарства, относится к приобретению его через сеть Интернет, в котором, по разным оценкам, число фальсификата достигает 50% [2].

В этом случае, такие преступления (правонарушения) будут носить не только экономический характер, но и являться компьютерными преступлениями, т.к. совершаются они посредством информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий [1], что потребует для борьбы с ними привлечения работников прокуратуры, Роскомнадзора, сотрудников Управления «К» БСТМ МВД РФ и других специалистов в сфере IT-технологий.

 

Список литературы

 

1.          Евдокимов К.Н. Структура и состояние компьютерной преступности в Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 1 (35). С. 86-94.

2.          Какие  лекарства  чаще  всего   подделывают   в   России   [Электронный    ресурс].   –   URL:

http://doctorpiter.ru/articles/3364/(Дата обращения 21.12.2016).

3.          Криминология. Общая часть. Учебник / Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Капинус О.С. и др. - Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 303 с.

4.          Криминология. Особенная часть в 2 Т. Том 2. Учебник / Капинус О.С., Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Меркурьев В.В. и др. - Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 311 с.

5.          Осипова А.В. Административная ответственность юридического лица за создание условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2016. № 10 (124). С. 30-32.

6.          Поверяйте качество лекарственных средств и препаратов [Электронный ресурс]. – URL:http://pr-vesti.ru/2015/06/16/поверяйте-качество-лекарственных-ср/ (Дата обращения 21.12.2016).

7.          Росздравнадзор: государственный контроль качества лекарственных средств является гарантом безопасности граждан [Электронный ресурс]. – URL: http://www.roszdravnadzor.ru/news/4420 (Дата обращения 21.12.2016).

8.          Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества: монография /Агапов П.В., Антонов-Романовский Г.В., Артеменков В.К., Бажанов С.В. и др. - Москва, 2016. 656 с.

9.          Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М. Административное право. - Иркутск, 2012. 287 с.